Рынок логистических услуг в России: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа рынка логистических услуг в России, выявлении существующих проблемы и перспектив развития.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность рынка логистических услуг;
рассмотреть значение аутсорсинга логистики;
изучить российский рынок логистических услуг;
оценить существующие проблемы рынка;
выявить основные тенденции развития рынка логистических услуг в России;
дать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования отечественного логистического рынка.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………………4
I. Теоретические основы рынка логистических услуг
. Сущность рынка логистических услуг и его структура ……….6
. Аутсорсинг логистики. PL – операторы………………………….9
Конкуренция на логистическом рынке ……………………….…12

Изучение состояние рынка логистических услуг в России
. Обзор российского рынка логистических услуг…………….…14
. Проблемы логистического рынка в РФ. …………………….….22
. Основные тенденции развития рынка логистических услуг в России……………………………………………………………….24

Рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования рынка логистических услуг в Рооссии……28
Заключение ……………………………………………………………….31
Глоссарий……………...…………………………………………………..33
Библиорафический список………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсова работа Копшина Анна ЭУС 42.docx

— 853.80 Кб (Скачать)

Сотрудничество логистической  компании и клиента для долговременного  периода начинается с подписания договора на конкретный срок, в котором  набор услуг может изменяться. Например, от перевозки груза внутри города или  страны до складирования  в помещениях логистической компании; учёта денежных потоков; уведомления получателей и т.п. Разброс цен в пределах  одного города составляет 75 рублей за килограмм. Однако тариф на доставку груза внутри страны у большинства организаций значительно не отличается.

Лидирующие компании логистического рынка РФ

Сегодня в России организаций, занятых в данной сфере, меньше, чем в странах Европы или, допустим, в Китае. Несмотря на это, они достаточно конкурентоспособны, хотя бы потому, что РФ из-за своего географического местоположения являлась, и будет являться самостоятельным элементом глобальной логистической цепи. Однако при членстве России в ВТО появляется опасность, что на внутренний рынок страны придут иностранные крупные фирмы и вытеснят малые российские.

Решить эту проблему на сегодняшний день пытаются путём  интеграции мелких логистических фирм в альянсы, оказанием помощи  крупным  предприятиям-перевозчикам и проведением  качественной политики государства  по оказанию помощи российским опрераторам.

По результатам проведённого анализа большая доля от количества логистических компаний располагает  свои центральные офисы в Москве. За Москвой следует Санкт – Петербург и Ленинградская область. Наиболее выдающимися центрами логистического рынка давно стали Новосибирск, Екатеринбург, Ростов – на – Дону, Владивосток и Хабаровск.

В стране отмечается недостаток качественных складов для оказания полноценных логистических услуг. Однако в последнее время ситуация постепенно изменяется. Так, например, в Московской области  в течение  последнего времени большую популярность получили: «НЛК-Химки», комплекс «Шереметьевский», «Транс Терминал Лыткарино» и многие другие.

Определить одного лидера рынка логистических услуг России проблематично, так как эта сфера  немонопольна и большая часть  организаций функционирует в  равных условиях. Но выделяют организации, которые по качеству оказываемых услуг характеризуются наиболее положительно. Такими являются: «ТрансКонтейнер», СДЭК, «СПСР - ЭКСПРЕСС», «Автотрейдинг», «ЖелДор Экспедиция».

Рис. 2.1.6.Виды товаров, с которыми работают логистические операторы

Клиентами таких логистических  организаций являются частные лица, магазины и мелкие фирмы, а также  крупные международные сети розничной  торговли, например, «Метро», «Ашан», «Леруа Мерлен», «Эльдорадо» и прочие. Согласно данным (см. рис. 2.1.6.) транспортно-экспедиторские компании активно учавствуют в транспортировке таких грузов, как: строителные материалы, оборудовние, автомобили, бытовая химия, бытовая электнонника.

Таким образом, логистический  рынок России на сегодняшний день характеризуется интенсивным развитием. Он представле как крупными, опытними в данной сфере предприятиями, так  и небольшими по своей величине операторами. Наиболее успешное развитие рынок логистических услуг получил в Москве и по области, а так же в Санкт-Петербурге.

 

 

2.2. Проблемы логистического рынка в РФ

Логистический  рынок  России характеризуется начальным  уровнем развития. Он является еще  полностью несформированным, неструктурированным  и зачастую непрозрачным. По объемам  рынка в РФ, структуре услуг  и доходах  нет достоверных  статистических данных. Рынок логистических  услуг характеризуется отсутствием  саморегулирующихся организацийся  в сфере логического бизнеса  и отсутствинм определенных стандартов логистических услуг. В России спрос  на логистические услуги, характеризуюшиеся  высоким качеством, выше предложения, а конкуренция зачастую отсутствует. Обеспеченность складскими площадями  ниже общемировых тенденций, даже в  Московском регионе (рис.2.2.1.).

Рис.2.2.1. Обеспеченность складскими площадями некоторых европейских столиц

Также  все участники  логического рынка  отмечают следующий  ряд трудностей, который стоит  перед логистическими российскими компаниями. Назовем основные:

  1. Транспортные проблемы – малое количество качественных и функциональных грузовых териминалов, плохой уровень развития сети автомибильных дорог, достаточно большой уровень износа почти всех видов транспорта, высокое моральное устаревание.
  2. Проблемы с  квалифицированными спецмалистами -  логистическому рынку требуются кадры, характеризующиеся высоким уровнем ориентации в современных принципах организации логистических систем; кадры, которые обладают высокими знаниями в области информационных технологий.
  3. Плохой и низкий уровень внедрения систем связи. Это вызывает у логистических организаций проблемы с отслеживанием логистических цепочек, процесса перевозки зруза по стране.
  4. Недостаточный  уровень внедрения логистических информационных систем на территории страны.
  5. Нехватка в современных складских комплексах, оборудованных и высоко функциональных.

 Наиболее сильно перечисленные проблемы видны в регионах страны. Так, например, Москва и Санкт-Петербург характеризуются высоким уровнем развития логистических услуг, зачастую сопоставимым с европейскими странами. Логистическое пространство этих городов характеризуется:

  • внедрением современных систем;
  • наличием  качественных складских помещений  с многофункциональным оборудованием;
  • развитым автомобильным парком.

Все это зачастую отсутствует  в регионах России. Как известно, логистика и перевозки – это  область особенная, которая не может  развиваться локально, внутри какого-то одного региона. Поэтому логистические  компании Москвы и Санкт - Петербурга сталкиваются с серьезными проблемами при сотрудничестве с другими регионами.

Стоит подчеркнуть, что большинство  из перечисленных проблем  - это  системные проблемы, т.е. внутри одной  компании или же в рамках целой  отрасли их решить невозможно. Исходя из этого, субъекты логистического рынка  при развитии собственного бизнеса  и решении собственных локальных  задач, в том числе выше перечисленных, системных путем организации профильных ассоциаций, также стараются осуществить построение взаимосвязи с органами власти.

2.3. Основные тенденции развития рынка логистических услуг в России

Основными тенденциями развития логистического рынка являются:

  1. Глобализация – что влечет за собой роста устойчивости логистических компаний с качественной логистической сетью. Эволюция рынков вызывает роста требований грузоотправителей к логистическим провайдерам. Грузоотправитель  стремиться сотруднисать с одним логистическим провайдером, что обуславливает у провайзера построенние логистической сети с большой площадью покрытия.
  2. Консолидация логистических провайзеров. Данная тенденция объясняется ростом количества предоставляемых услуг провайзерами и расширением их территориального действия. Первоначально представляется, что в результате на логистическом рынке должны остаться не более трех значимых провайзера, которым принадлежит большая доля соответствующиго рынка, но это не так. Логистический рынок по-прежнему будет представлен большим числом компаний, характеризующийся высокой кокурентоспособностью.
  3. Регионализация логистических цепей. На сегодняшний день отчетливо проявляется тенденция к разростанию логистических цепей в пределах отдельного региона, независимо от того, что наблюдается глобализация и развитие мировой торговли.
  4. Автоматизация звеньев логисточеской цепочки. Клинты логистического рынка, согласно проведенным опросам, считают, что IT – технологии – один из ключевых элементов улучшения сервисного обслуживания. На логистическом рынке большое значение стало отдаваться аутсорсингу, это связано с тем, что не каждая организация готова потратить финансовые ресурсы собственному логическому депортаменту на внедрение новых технологий.
  5. Рост популярности лизинга. Лизинг основных фондов по сравнению с правом собственности дает возможность организации продать их имущественные активы и наиболее доходно использовать капитал. Краткосрочные лизинговые контракты обеспечивают адаптированность к рынку. Наиболее востребованный арендный срок у грузоотправителей – 1-3 года.
  6. Рост транспортых затрат. Специалисты выделяют следующие причины данной тенденции:
  • рост цен на топливо и рос дорожных сбоев;
  • увеличение интенсивности частоты перевозок для поддержания хорошего сервиса.

К тенденциям развития также  можно отнести:

  1. Увеличение разнообразия перечня услуг, предлагаемых логистическими операторами, особенно при сотрудничестве с мощными торговыми организациями;
  2. Совершенствование профессиональной компетенции логистичесхих фирм РФ, что наиболее четко проявляется при работе в сфере оптимизации запасов, интеграции компьютерных технологий и совместного управления издержками;
  3. Возрастание спроса на рассматриваемые услуги в будущем вызовет за собой сильный разрыв между сильнейшими логистическими фирмами и слабыми в технологиях операторами;

Наибольшее развитие в  перспективе получат следующие  сектора логистических услег:

  1. сектор перевозок и экспедирования грузов различными видами транспорта;
  2. сектор складских услуг;
  3. сектор услуг по интеграции и управлению системами поставок – поле деятельности ЗРL-провайдеров;
  4. сектор сопроводительных услуг.

Большое значение будет отводиться рынку контрактной логистики. Он характеризуется следующими, наиболее успешными направлениями:

  1. предоставление клиенту полного комплексного обслуживания (полный «аутсорсинг»);
  2. становление сетевых логистических провайдеров, оказывающих услуги на всей территориии страны;
  3. осуществление стратегического управления полной логистической цепи клиента и управление логистическими операторами, путём развития провайдеров 3PL и 4PL уровней (см. рис.2.3.1.);
  4. усиление взаимосвязей логистических фирм с производственными и торговыми предприятиями.

Рис.2.3.1. Перечень логистических услуг, передавакмых на  аутсорсинг, %

 

Как утверждают специалисты, сотрудничество с 3PL провайдерами обеспечивает клиентам получение дохода на капитал выше, чем при сотрудничестве с традиционными перевозчиками (см. рис. 2.3.2.)

Рис. 2.3.2. Привлекательность сигментов рынка логистики

Федральная целевая программа  «Модернизация транспортной системы  России», разработанная Министерством  транспорта отмечает важным организацию  перевозочного процесса, который  в будущем будет базироваться на организационно – техническом  и техническом взаимодействии всех видов транспорта; совершенствовании  комбинирования грузопотоков, в основе которых лежат логистические  принципы.

Для осуществления данной цели планируется создание во всех крупных транспортных узлах логистических  транспортно-распределительных центров  и терминальных комплексов. Они будут  включать оборудованные склады и  площадки, необходимую технику, диспетчерские  и информационные системы управления грузопотоками (сбор и оформление заказов  от клиентов, сообщение о получении  и отправке грузов, данные о местонахождении  грузов и транспорта,  оформление документации, страхование и другое).

Данными логистическими центрами будут управлять центры более  высокого иерархического уровня - региональные (городские, областные, краевые), межрегиональные  и международные, формируя тем самым  транспортно-логистические структуры  различного уровня и их последующую  интеграцию в международное экономическое  пространство.

Прогресс рынка транспортно-логистических  услуг является одной из положительных  тенденций в современной российской экономике. Что напрямую влияет не только на бизнес, но и на жизнь простых  граждан, чьи отправления начинают приходить вовремя.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования рынка логистических услуг в Рооссии

Развитие отечественного логистического рынка возможно при  развитии и строительстве  новых  логистических центров,  как в  центральной части,  так и в  регионах. Это позволит снизить стоимость  логистических услуг, в том числе  расценки на складские помещения  операторов в данной сфере.

Формирование на территории нашей страны территориальных траспортно-распределительных логистических структур в скором времени должно стать неотъемлемой составляющей государственной транспортной политики. Это позволит рынку логистических услуг функционировать более рационально, это будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, оптимизации транспортно-экономических связей и всего товаропотока. Очевидно, что без помощи государства, без его поддержки, координации развития, а также экономической поддержки рынок не сможет укрепиться в полной степени. Министерство транспорта должно провести работу по созданию генеральной программы развития и совершенствования логистики, при учете проблем экономики, транспорта, экологии, общества.

Информация о работе Рынок логистических услуг в России: структура, проблемы и перспективы развития