Повышение эффективности автомобильных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:26, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возросла. С одной стороны, от транспортного фактора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.

Работа содержит 1 файл

АВТОМОБИЛЬНЫе ПЕРЕВОЗки.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ  ПЕРЕВОЗОК 
 

ОМАРОВА Б.К.

магистрант, ПГУ им. С. Торайгырова  
 

     В современном динамично развивающемся  мировом экономическом пространстве проблемы передвижения занимают особое место в ряде аспектов построения здоровой региональной экономики. Важное значение в контексте экономического межрегионального взаимодействия имеют автомобильные грузоперевозки.

     В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возросла. С одной стороны, от транспортного  фактора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.

     Кроме того, Республика Казахстан как центр евразийского континента представляет важное звено в мировой экономике.

     Находясь  на стыке Европы и Азии, Казахстан  обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам  географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой. Растет привлекательность и транзитного потенциала воздушного пространства республики. Соседство с государствами, имеющими огромные рынки сбыта, делает развитие отечественной транспортной системы перспективным.

     Относительно  равнинный ландшафт и наличие  больших запасов природного камня  позволяют беспрепятственно развивать  коммуникации железнодорожного и автомобильного транспорта.

     Основная  доля сети наземных путей сообщения  приходится на автомобильные и железные дороги (соответственно 88,4 и 14,0 тыс. км). Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 3,9 тыс. км, воздушных трасс - 61 тыс. км. Плотность транспортной сети на 1000 кв.км территории составляет: 5,1 км железных дорог, 32,4 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,5 км внутренних водных путей.

     Казахстан располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской и речной (водный), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства [2].

     Тем самым вопрос повышения эффективности  автомобильных грузоперевозок имеет безусловную актуальность.

     Согласно  Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года:  «Транзитный потенциал представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов и условий, определяющих возможности государства предоставлять услуги по осуществлению международного транзита через свою территорию.

     Эффективность использования транзитного потенциала определяется способностью государства  в полной мере реализовать имеющиеся  возможности.

     Ускорение процессов глобализации и интеграции выдвигает качественно новые требования к Казахстану как сформировавшемуся транзитному государству, возводя создание благоприятных условий для развития транзита и повышения его качества в ранг государственных приоритетов.

     Предпосылкой  для развития и эффективного использования транзитного потенциала Казахстана является зарождение новых грузопотоков между Китаем и Европой, чему способствуют: реализуемая Единая транспортная стратегия в Китае («Большой скачок») и Программа ускоренного развития западных провинций КНР «Go West» («Идти на Запад»). Они предусматривают осуществление крупных транспортных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство новых железнодорожных линий к создаваемой зоне свободной торговли «Хоргос» на казахстанско-китайской границе (в частности Цзиньхе - Хоргос с объемом перевозок в первые годы эксплуатации свыше 6 млн. тонн в год), а также пять стратегических автомобильных дорог «Восток-Запад» (в том числе Ляньюньгань - Хоргос, Шанхай - Хэфэй - Сиань - Хоргос), что позволяет прогнозировать перспективное увеличение транзитного грузопотока из Китая через территорию Казахстана; перспективы развития транспортного коридора «N . E . W .- corridor» в направлении США - КНР, берущего начало из порта Бостон (в северо-восточной части США) по морскому пути до норвежского порта Нарвик и проходящего по территориям Норвегии, Швеции, Финляндии и России по маршруту Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали (Петропавловск - Достык), являющегося альтернативой южному морскому коридору через Суэцкий канал; реализация новой автотранспортной инициативы «NELTI».

     В свете существующей конкуренции  со стороны альтернативных маршрутов, в частности Транссибирской магистрали, одним из привлекательных маршрутов  транспортировки грузов может являться трансокеанский путь из восточных портов Китая с использованием портов Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау в рамках коридора Север-Юг.

     Кроме того, устойчивое коммерческое положение, занятое ОАЭ по транзиту различных  товаров с мировых рынков в центральноазиатский регион и Россию, создает условия для развития маршрута транспортировки грузов через морской порт Актау. При этом следует отметить наличие ряда факторов, способствующих частичной переориентации грузопотоков из восточного Китая на данный маршрут, в частности:

     - наличие во всех портах следования (Дубаи - Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау) режима свободных экономических зон, способствующих значительной минимизации существующих издержек;

     - успешный опыт последних лет в использовании маршрута Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау по устойчивой перевозке электробытовой техники, товаров народного потребления, колесной техники, грузов в контейнерах;

     - заинтересованность в доставке различных грузов ряда крупнейших компаний Китая, осуществляющих разработку нефтяных месторождений Западного Казахстана.

     Организация устойчивой деятельности на данном маршруте будет способствовать развитию портовой инфраструктуры и судоходства на Каспии, а также даст толчок активизации  железнодорожно-паромного и существующего автопаромного (РО-РО) сообщения. Вместе с тем фактическое создание альтернативного конкурентоспособного маршрута для переориентации грузов, следующих через Транссиб, способно на начальном этапе обеспечить ежегодный грузопоток порядка 100 тыс. тонн и свыше 10 тыс. стандартных контейнеров.

     Учитывая  дальнейший рост транзита через территорию Республики Казахстан, необходимо комплексное  развитие транзитных коридоров, обеспечивающее сквозной тариф, скорость доставки, сохранность  грузов, информационную поддержку и отсутствие административных барьеров со стороны пограничных и таможенных служб, препятствующих движению транзитного транспорта.

     В этой связи необходимо:

     - на уровне межгосударственных отношений политическое содействие решению вопросов развития транзитных перевозок, в том числе формирования сквозного единого тарифа со всеми государствами-участниками транспортного коридора;

     - приоритетное согласованное развитие инфраструктуры транзитных транспортных коридоров, включая восстановление существующих и строительство новых элементов транспортной инфраструктуры;

     - повышение конкурентоспособности транзитных транспортных коридоров посредством доведения их технического и сервисного уровня до мировых стандартов, включая развитие объектов придорожного сервиса;

     - обеспечение приоритетного, беспрепятственного и безопасного следования транзитных грузов через территорию Республики Казахстан;

     - внедрение современных систем связи и информационной аналитической системы транспортной базы данных, которая позволит накапливать, анализировать и прогнозировать данные по объемам, видам грузов и направлениям перевозок по видам транспорта как на внутреннем, так и международном сообщении, а также осуществлять сбор информации о местонахождении грузов;

     - заключение двусторонних международных договоров, исключающих двойное страхование;

     - создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры;

     - создание региональных транспортно-логистических центров и терминальных комплексов в транспортных узлах регионов Казахстана для более качественного обслуживания международных и транзитных перевозок;

     - развитие мультимодальных и контейнерных перевозок» [1].

     Разговор  о международных перевозках в  Казахстан и международных автоперевозках товаров в частности был бы неполным без упоминания важного  исторического события – открытия Великого Шелкового Пути, проходящего  через эту страну. По сути, аналогом знаменитой торговой дороги стали современные трассы, по которым нынче осуществляются практически все автомобильные перевозки товаров.

     Сегодня международные перевозки в Казахстан  из России востребованы как среди  российских, так и казахских предпринимателей. Однако плюсы и минусы доставки грузов из России в Казахстан рассматриваются не только в офисах специализированных компаний. В наступившем 2010 году вопросы экспорта и импорта товаров из России в Казахстан, а также перевозки грузов в Россию из Казахстана и в обратном направлении являются одними из самых обсуждаемых в правительствах обеих стран.

     Как известно, с близкими соседями разумнее дружить, поэтому безупречно отлаженная система доставки грузов из России в Казахстан, будь то международные автоперевозки в Казахстан или же доставка грузов в Казахстан по железной дороге, оказывает благоприятнейшее влияние на взаимоотношения двух соседствующих стран. К тому же экспорт и импорт товаров из России в Казахстан – это еще и взаимовыгодное сотрудничество: в 2010 году товарооборот между странами достиг $8 млрд.

     Каковы  особенности экспорта и импорта  товаров из России в Казахстан? Прежде всего, перевозка грузов из России в  Казахстан обеспечивает вторую сторону  традиционным сырьем. В 2010 году доставка грузов из России в Казахстан стала еще более востребованной - к основному перечню поставляемых товаров прибавилось высокотехнологичное оборудование. Наконец, перевозка грузов Россия Казахстан позволяет казахской стороне обзавестись таким полезным приобретением, как зенитно-ракетные комплексы С-300ПС.

     В то время как львиную долю перевозки  грузов в Россию из Казахстана занимают богатейшие природные ресурсы: нефть  и газ, каменный уголь и лигнит. В 2010 году доставка грузов в Россию из Казахстана позволит российским хлебопекам вздохнуть спокойно – в этом сезоне урожай казахской пшеницы составил на полторы тонны больше привычной нормы.

     Отрадно, что экспорт и импорт товаров  из России в Казахстан и доставка грузов в Казахстан в частности  организованы на весьма хорошем уровне, что позволяет профессиональным компаниям обеспечивать качественную перевозку грузов из России в Казахстан и обратно в текущем 2010 году.

     Как осуществляется экспорт и импорт товаров из России в Казахстан? Наиболее приемлемым способом доставки грузов из России в Казахстан по праву считаются автомобильные перевозки товаров. Основные авто перевозки грузов из России в Казахстан проходят по федеральным трассам М-51, 53 и 55, а также для автомобильных перевозок товаров нередко используются трассы М-32 или А-349. Немаловажен тот факт, что доставка грузов в Казахстан автотранспортом при желании заказчика легко контролируется на любом отрезке пути. И главное: международные автоперевозки в Казахстан – это действительно экономный способ доставки грузов из Россию в Казахстан. Поэтому более 80% всех международных перевозок в Казахстан составляют именно автомобильные перевозки товаров.

     Однако  экспорт и импорт товаров из России в Казахстан не может основывать лишь на одном способе доставки грузов в Казахстан. К примеру, международные перевозки в Казахстан по железной дороге – удобное решение для транспортировки продукции тяжелой промышленности. Такая доставка грузов из России в Казахстан отличается невысокими ценами и к тому же перевозка грузов Россия Казахстан жд транспортом в отличие от автомобильной перевозки товаров позволяет работать с крупными партиями. А доставка грузов в Казахстан авиатранспортом незаменима тогда, когда перевозку грузов из России в Казахстан необходимо осуществить максимально оперативно и безопасно. Однако по сравнению с доступными автомобильными перевозками товаров международные перевозки в Казахстан с помощью авиационного транспорта – недешевое удовольствие.

Информация о работе Повышение эффективности автомобильных перевозок