Методы управления логистическими затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:18, задача

Описание работы

Сквозной материальный поток проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 2.1). Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ.docx

— 50.97 Кб (Скачать)

     Методы  управления логистическими затратами 

     2.1 Особенности учета логистических затрат 

     Сквозной  материальный поток проходит через  множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным  функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 2.1). Это  не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом. 

     Рисунок 2.1 - Традиционная система учета логистических затрат 

     Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. То есть расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях. 

     Рисунок 2.2 - Логистическая система учета логистических затрат 

     В отличие от традиционного подхода  к учету издержек логистика предусматривает  введение пооперационного учета  издержек на всем пути движения материального  потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ  потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 2.2).

     Основное  внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

     Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы, что иллюстрируется рис. 2.3. 

     

     Рисунок 2.3 - Зависимость логистических издержек от качества работы логистической системы 

     При повышении качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

     Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными  логистическими процессами (принцип тотальных затрат); во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. 

     2.2 Основные методы учета логистических затрат 

     Известны  следующие методы учета логистических затрат:

     • standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;

     • direct costing, который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;

     • absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе.

     Планирование  себестоимости в системе standart costing можно осуществить двумя способами:

     1) на основе анализа фактических  показателей обслуживания потребителей  за прошлый год;

     2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.

     При традиционном бухгалтерском учете  затраты определяются по таким разным категориям, как заработная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые  поездки, амортизация, научные исследования, разработки, и др.

     Все виды отклонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:

     1) отклонения вследствие действия  случайных и контролируемых колебаний  процессов. Если эти отклонения  незначительны, то они не требуют  вмешательства системы управления;

     2) отклонения в результате временного  или постоянного изменения показателей  процесса. Если это изменение  носит временный характер и  может быть устранено в следующем  цикле обслуживания, то требуется  корректирующее действие. Отклонения, вызванные постоянным изменением  показателей процесса, требуют принятия  управленческих решений.

     Таким образом, учет и экономический анализ, выступая в качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих стандартов или норм, но и показать характер и причину  этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характера, или возмущения, вызванные постоянным изменением показателей  процесса.

     Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальный доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.

     Независимо  от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат. У этого метода есть следующие преимущества:

     • связь между объёмом обслуживания, себестоимостью и прибылью непосредственно  вытекает из учетных данных, а поэтому  нет необходимости вести параллельно  два расчета;

     • подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в  отчете о прибылях показывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность  проводить анализ безубыточности;

     • система direct costing оценивает запасы по величине непосредственных затрат, связанных с их созданием;

     • дается возможность более гибкого  ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность  продукции увеличивается и уменьшается  вероятность затоваривания продукции  на складе.

     Основной  недостаток этого метода - выделение  постоянных затрат. Значительная часть  условно-переменных затрат распределяется по-разному в зависимости от метода, применяемого при отнесении затрат, что может привести к искажению  результатов.

     Полный  метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней отчетности и основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции. [2]

     Метод absorption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости. Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.

     Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным  средством оценки деятельности предприятия  и его структурных подразделений  по обслуживанию потребителей. В итоге  этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия. Уровень материальных затрат является одним из основных экономических показателей для оперативного и текущего воздействия на систему обслуживания, для принятии управленческого решения, определителем уровня цены на обслуживание потребителей.

     Известны  различные виды себестоимости продукции:

     • по составу калькуляционных статей - технологическая, производственная и полная;

     • по характеру используемой информации - плановая и отчетная;

     • по использованию во внутризаводском  управлении - цеха, участка, бригады;

     • по уровню обобщения - предприятия (организации).

     В зарубежной практике различают следующие  виды себестоимости:

     • себестоимость по центрам ответственности (для планирования и контроля результатов  деятельности ответственных исполнителей);

     • полная себестоимость производства (используется для установления цен  и других оперативных решений);

     • прямая себестоимость производства (используется для установления цен  и других оперативных решений  при особых обстоятельствах).

     В настоящее время применяет два  способа расчета себестоимости  обслуживания - по полному и сокращенному варианту.

     В отечественной практике планирования, учета и анализа затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестоимость».

     Исчисление  полной себестоимости обслуживания базируется на следующем принципе: все затраты, относящиеся к выполнению заказа потребителей данного периода, должны быть включены в его себестоимость. Для этого необходима информация службы логистики о методах контроля над всеми составляющими стоимости обслуживания; о способах контроля над себестоимостью складского обслуживания с тем, чтобы своевременно предупредить о возможности затоваривания продукции; о структуре конечной себестоимости с тем, чтобы розничные цены на рынке могли быть вовремя скорректированы и быть конкурентными; об уровне себестоимости обслуживания текущего и перспективного планирования логистической деятельности предприятия.

     Согласно  требованиям нормативных документов учет по полной себестоимости широко распространен и важен для  определения финансовых результатов  предприятия и налоговых платежей. Но он имеет и существенные недостатки:

     • невозможность оперативного вмешательства  в результаты деятельности предприятия. Результаты становятся известными только во второй половине следующего месяца;

     • невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к характеру поведения  затрат в зависимости от объема перевозок (постоянные затраты в учете рассматриваются  как переменные);

     • включение в себестоимость перевозок  затрат, не связанных непосредственно  с основной деятельностью. В итоге  происходит искажение рентабельности, которая зависит от метода распределения  постоянных затрат;

     • перенос постоянных затрат в составе  себестоимости запасов на затраты  будущих периодов.

     Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что учет по полной себестоимости  не дает информации, необходимой для  полноценного управления затратами. Поэтому  наряду с учетом по полной себестоимости  применяется учет по усеченной себестоимости.

Информация о работе Методы управления логистическими затратами