Материальный поток и его основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других ма¬териальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото¬выми изделиями — начиная от первичного источника сы¬рья вплоть до конечного потребителя.

Содержание

1. Материальный поток и его основные характеристики
1.1. Понятие материального потока ……………………………………...….2
1.2. Виды материального потока…………………………………………...6
2. Построение модели транспортного обслуживания потребителей
и фирм………………………………………………………………………….9
2.1. Сущность транспортной логистики ………………………………..…9
2.2. Задачи транспортной логистики ………………………………….…13
2.3. Выбор вида транспортного средства………………………………...14
2.4. Составление маршрутов движения транспорта……………………..16
2.5. Транспортные тарифы и правила их применения…………………..17
Список литературы…………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

логистика 4В.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


5

 

Содержание

 

1.      Материальный поток и его основные характеристики

1.1. Понятие материального потока ……………………………………...….2

1.2.           Виды материального потока…………………………………………...6

2.      Построение модели транспортного обслуживания потребителей

и фирм………………………………………………………………………….9

2.1.           Сущность транспортной логистики ………………………………..…9

2.2.           Задачи транспортной логистики ………………………………….…13

2.3.           Выбор вида транспортного средства………………………………...14

2.4.           Составление маршрутов движения транспорта……………………..16

2.5.           Транспортные тарифы и правила их применения…………………..17

Список литературы…………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Материальный поток и его основные характеристики

1.1. Понятие материального потока

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других ма­териальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото­выми изделиями — начиная от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различ­ными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального по­тока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли.

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредствен­но на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибыв­ший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок по­грузки также могут быть различными. Возможно 4 варианта:

а)  участок хранения — участок погрузки;

б)  участок хранения — отправочная экспедиция — уча­сток погрузки;

в)  участок хранения — участок комплектования — от­правочная экспедиция — участок погрузки;

г) участок хранения — участок комплектования — уча­сток погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разно­образные операции: разгрузка, укладка на поддоны, пере­мещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по от­дельной операции, рассчитанный за определенный проме­жуток времени, за месяц, за год, представляет собой мате­риальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке това­ров на поддоны для предприятий оптовой торговли складс­кой площадью 5 тыс. м2 по проекту составляет 4383 т/год.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские из­держки можно представить в виде суммы затрат на выпол­нение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движе­ния материального потока внутри склада, издержки мож­но минимизировать.

На складах предприятий оптовой торговли материаль­ные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных уча­стков. Для этого суммируют объемы работ по всем логис­тическим операциям, осуществляемым на данном участке.

В таблице 1 приведен пример расчета годового матери­ального потока на участке разгрузки железнодорожных ва­гонов того же предприятия. Его величина, также по про­екту, равна 9740  т/год.

Таблица 1 - Расчет материального потока

№ п/п

Наименование логистической операции

Величина материального потока, т/год

1

Разгрузка вагона и укладка товаров на поддоны

4383

2

Разгрузка вагона и укладка товаров на электротележку

487

3

Перемещение сформированного пакета: а) на участок приемки; б) в экспедицию; в) до зоны хранения

2922 730 1218

ИТОГО:

9740

 

Совокупный материальный поток для всего предприя­тия оптовой торговли определяется суммированием мате­риальных потоков, протекающих на отдельных участках. Расчет совокупного материального потока для нашего при­мера представлен в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2 – Расчет совокупного материального потока

№ п/п

Наименование технологического участка, на котором осуществляется группа логистических операций или название самой группы

Материаль­ный поток, т/год

1

Участок разгрузки железнодорожных вагонов

9740

2

Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

4870

3

Участок разгрузки автомобильного транспорта

4870

4

Участок приемки

7305

5

Размещение товаров на хранение

17 435

6

Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров

1461

7

Отборка товаров

9740

8

Перемещение товаров к участку комплектования

6818

9

Участок комплектования товаров

6682

10

Перемещение в отправочную экспедицию

5844

11

Перемещение в зону погрузки

9470

12

Участок погрузки

9740

ИТОГО:

93 975

 

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения гру­зов, деталей, товарно-материальных ценностей через транс­портные, производственные,  складские звенья позволяет:

- увидеть общий процесс продвижения изменяющего­ся продукта к конечному потребителю;

- проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измере­ния времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока — тонн/год.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза желез­нодорожным транспортом. В тот момент, когда груз нахо­дится в пути, он является материальным запасом, так на­зываемым "запасом в пути".

 

1.2. Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассмат­риваемые в процессе приложения к ним различных логис­тических операций. Большое разнообразие грузов и логис­тических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необхо­димо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения боль­шой группы операций. Например, при проектировании рас­пределительной сети и определении количества и разме­щения складов. При решении других задач — например, при организации внутрискладского логистического процес­са, — детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношение к логистической системе;

- натурально-вещественный состав потока;

- количество образующих поток грузов;

- удельный вес образующего поток груза;

- степень совместимости грузов;

- консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды. В нашем примере он оп­ределяется суммой величин материальных потоков на опе­рациях разгрузки, т/год:

Разгрузка железнодорожных вагонов         4870

Выгрузка контейнеров                                 2435

Разгрузка автомобильного транспорта       2435

ИТОГО входной материальный поток         9740

Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока опре­делится следующим образом:

Погрузка автомобильного транспорта        8279

Погрузка контейнеров                                 974

Погрузка железнодорожных вагонов          487

ИТОГО выходной материальный поток     9740

При сохранении на предприятии запасов на одном уров­не входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоас­сортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, ово­щами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, ко­торое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие. Массовым считается поток, возникающий в процес­се транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов. Крупные   потоки — несколько вагонов, автомашин. Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке со­вмещения с другими, попутными грузами. Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами, или автомоби­лями.

По удельному весу образующих поток грузов матери­альные потоки делят на тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматрива­емые в процессе транспортировки металлы. Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 — например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

Информация о работе Материальный поток и его основные характеристики