Материальные потоки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Работа содержит 1 файл

Логистика.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

      Материальный  поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

     Напомним  содержание термина «производство». Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

     Задачи  производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

     Материальные  услуги по транспортировке грузов могут  являться объектом как производственной логистики, в случае использования  собственного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования.

     Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

     Внутрипроизводственные  логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

     На  макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

     Качественная  гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.

     Количественная  гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

     На  микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную це­лостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

     Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

  • отказ от избыточных запасов;
  • отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
  • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
  • устранение простоев оборудования;
  • обязательное устранение брака;
  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в
  • доброжелательных партнеров.

   В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

  • никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
  • изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
  • иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

     Содержание  концептуальных положений свидетельствует  о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция — для условий «рынка покупателя».

     Когда спрос превышает предложение  можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется Себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

     Ситуация  меняется с приходом на рынок «диктата»  покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

     Снижение  себестоимости в условиях конкуренции  достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как от­дельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

     Сравнительная характеристика классического и  системного подходов к формированию систем.

     Существо  системного подхода, отчетливо проявляется  при  сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

     Классический  подход означает переход от частного к общему (индукция).

     Формирование  системы, при классическом подходе  к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов,  разрабатываемых отдельно.

     На  первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем, затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

     В отличие от классического системный  подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда, в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создастся система.

     Последовательность  формирования системы при системном  подходе также включает в себя несколько этапов.

     Первый  этап. Определяются и формулируются  цели функционирования системы.

     Второй  этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

     Третий  этап. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.

     Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза  системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем моделирование. 

     Пример  классического и  системного подходов к организации  материального потока.

     Различные подходы к организации материального  потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы.

     Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

     Рассмотрим  два варианта организации материального  потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй — «централизованная доставка».

     Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками: 

  • отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное  использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными  организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости  на базу за товаром;
  • на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;
  • ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта   главное вывезти товар;
  • отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары;
  • возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

   Анализ  характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

   Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, самостоятельно сформированные подсистемы:

  • подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах  оптовой базы:
  • подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
  • подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

     Эти подсистемы соединены между собой  в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи:

     оптовая база --- транспорт --- магазины. 

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется  следующими

признаками: 

  • участники логистического процесса создают единый орган, цель которого оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;
  • исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
  • разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
  • разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
  • создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

      Анализ  характерных признаков второго  варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока, по цепи: 

     магазины --- оптовая база ---   транспорт 

     Не  останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:

Информация о работе Материальные потоки