Логстика ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:33, доклад

Описание работы

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы раcширения внешнеторгового оборота, реализация мощного транзитного потенциала требуют новых подходов к развитию транспорта, новых высокоэффективных технологий оказания транспортных услуг. К первоочередным задачам логистики следует отнести оптимизацию взаимодействия различных видов транспорта, сокращение времени простоя техники, сокращение логистических издержек, повышение качества логистических услуг и пр.

Работа содержит 1 файл

Логистика внешнеэкономической деятельности.docx

— 20.36 Кб (Скачать)

     Логистика внешнеэкономической  деятельности.

     Глобализация  экономики и сопровождающие ее процессы раcширения внешнеторгового оборота, реализация мощного транзитного потенциала требуют новых подходов к развитию транспорта, новых высокоэффективных технологий оказания транспортных услуг. К первоочередным задачам логистики следует отнести оптимизацию взаимодействия различных видов транспорта, сокращение времени простоя техники, сокращение логистических издержек, повышение качества логистических услуг и пр.

     Как это ни странно, единого мнения относительно сущности понятия «логистика внешнеэкономической  деятельности» не существует.

     Под внешнеэкономической деятельностью понимается коммерческая деятельность в области международного обмена товарами в их вещественно-материальной форме и оказания комплексных услуг, связанных с осуществлением товарооборота. Такое понимание внешнеэкономической деятельности предполагает необходимость осуществления широкого комплекса мероприятий экономического, валютно-финансового и правового характера. Кроме того, необходимой предпосылкой и обязательным условием ведения внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю.

     Исходя  из приведенного выше определения можно  сформулировать следующее: логистика внешнеэкономической деятельности – наука об управлении материальными и связанными с ними документальными, финансовыми, информационными и другими потоками в рамках международного обмена товарами с целью эффективного использования всех видов ресурсов.

     В зависимости от процесса ВЭД (а значит, и от функциональной области логистики, в которой он протекает) материальный поток проходит несколько стадий. Так, в момент оформления внешнеторговой сделки этот поток называется «товаром», его сопровождают соответствующие  документы (контракт, страховой сертификат, сертификат соответствия и пр.) и  финансовые потоки, он характеризуется  набором сведений и стандартных  классификаторов, составляющих информационную среду. Экспедитор, принимая товар к  перевозке и заключая экспедиторский договор, оперирует понятием «груз».

     На  этапе таможенного оформления и  таможенного контроля мы сталкиваемся с терминологией таможенного  дела, которая оперирует понятием «таможенный товар». В первую очередь его классификация опирается на товарную номенклатуру ВЭД (ТНВЭД), которая ничего общего не имеет с грузовыми параметрами, отраженными в экспедиторских документах. В зависимости от назначенных таможенных процедур таможенный товар может снова трансформироваться либо в «груз» (реэкспорт, транзит и др.), либо в «товар» (выпуск в свободное обращение) либо обладать одновременно обеими сущностями (таможенный склад).

     Такое представление о движении материального  потока позволяет сохранить функциональную целостность и связность информационного  потока, проектировать и создавать  целостные информационные базы данных и организовывать электронное (безбумажное) оформление логистических процессов ВЭД.

     Важнейшим параметром внешнеэкономических процессов  является время. Именно время определяет точность и скорость выполнения логистических операций и напрямую влияет на производственные затраты и качество оказываемых услуг. Повышение конкурентоспособности всей логистической цепи ВЭД является производной функцией от своевременной реакции на внеплановые события, от интеграции услуг всех субъектов цепи, от их гибкости и полноты, от технологичности нестандартных и инновационных решений. Любая инновационная логистическая система должна учитывать вышеприведенные аспекты и обладать механизмами их реализации, а также способностью к саморазвитию и эволюции.

     Современный этап развития логистики в целом  и логистики ВЭД в частности  характеризуется широким использованием в логистических процессах аутсорсинговых схем. Появились новые формы посреднических услуг, предусматривающие реализацию всего комплекса транспортноэкспедиторских функций (высокоэффективный сервис по комплексному управлению логистическими цепочками клиента, настройке каналов дистрибуции, анализу и оптимизации всей цепи поставок).

     Компании, предоставляющие такие интегральные услуги, т.е. объединяющие услуги многих субподрядных организаций в сервисные  пакеты для комплексного удовлетворения потребностей своих клиентов, стали  называться «операторы логистических услуг» или «логистические провайдеры».

     В специальной литературе приводится классификация логистических провайдеров и их услуг. Кратко ее можно представить следующим образом:

     * 1PL (First Party Logistics) – провайдеры – простейший автономный вариант, все операции осуществляет грузовладелец;

     * 2PL-провайдеры – компании, оказывающие  услуги по транспортировке и складированию;

     * 3PL-провайдеры – операторы комплексных  логистических услуг;

     * 4PL-провайдеры – системные логистические интеграторы;

     * 5PL-провайдеры – виртуальные интегрированные  логистические операторы.

     Рассмотрим  подробнее некоторые аспекты  деятельности 3PL-провайдеров, появление  которых на рынке ВЭД привело  к значительному расширению спектра  логистических услуг.

     В настоящее время 3PL-провайдеры способны работать в любом направлении  логистического бизнеса, начиная с отдельных операций и заканчивая комплексными услугами, позволяющими конструировать оптимальную логистическую схему движения материальных, документальных, финансовых и информационных потоков от производителя товара к его потребителю. Применительно к ВЭД можно с большой степенью определенности утверждать, что основу услуг международных 3PL-провайдеров – компаний, занимающихся аутсорсинговой деятельностью в области логистики ВЭД, составляет транспортноэкспедиторский функционал, опирающийся на международную нормативно-правовую систему, регламентируемую международной ассоциацией экспедиторов FIATA.

     Под международным нормативно-правовым полем (НПП) логистики ВЭД понимаются признаваемые в РФ международные стандарты, регламенты, процедуры, рекомендованная практика и прочие нормы, действующие в рамках ратифицированных РФ международных договоров, соглашений и конвенций.

     Под национальным нормативно-правовым полем логистики ВЭД понимаются введенные в действие федеральными и региональными законодательными органами национальные и региональные стандарты, регламенты, процедуры, ограничения, рекомендованная практика и пр.

     Под ведомственным нормативно-правовым полем логистики ВЭД понимаются стандарты, регламенты, процедуры, ограничения, рекомендованная практика, введенные в действие нормативными актами соответствующих ведомств и организаций, контролирующих и регламентирующих подведомственные внешнеэкономическому комплексу РФ процессы.

     В России нормативно-правовую базу деятельности 3PL-провайдера составляют нормы организации  транспортно-экспедиторских (глава 41 ГК РФ) и агентских (глава 52 ГК РФ) услуг.

     Развитие  транспортно-экспедиторских норм, появление  функционала оператора (провайдера) логистических услуг, объединяющих услуги экспедитора, агента, владельца средств перевозки и обработки груза и других сервисных субъектов, привели к тому, что появилась возможность заключать договоры экспедиции одновременно с разными сторонами, участвующими в коммерческой сделке (п. 2 ст. 164 ГК РФ), 3PL-провайдер может совмещать в одном лице функции экспедитора-грузоотправителя, экспедитора-грузополучателя и транспортного агента перевозчика. При этом деятельность экспедитора является универсальной и не ограничивается отраслевыми рамками.

     Интеграция  экспедиторских и агентских функций, а также современные тенденции  развития мировой экономики обусловили появление на внешнеэкономическом  рынке глобальных универсальных  операторов – крупнейших компаний с численностью персонала от двух тысяч человек и более, располагающих  разветвленной сетью филиалов и  дочерних предприятий. 4PL-провайдер  – это именно тот уровень интеграции всех участников цепи поставок, который  позволяет управлять сетевой  логистикой, координировать взаимодействие звеньев цепи на основе эффективной информационной системы, управляющей потоками материалов и ресурсов.

     Уровень интеграции логистических услуг с консалтинговыми, юридическими и иными услугами позволяет организовать максимально эффективное управление всем комплексом процессов ВЭД. Безусловно, такой уровень управления и интеграции возможен только при наличии четко функционирующего и отлаженного нормативно-правового поля логистики ВЭД, однозначных технологических и информационных стандартов при использовании сертифицируемых и лицензируемых организационных и технологических компонентов.

     Несовершенство  отечественной нормативно-правовой базы в области транспортной экспедиции: неоднозначность норм, отсутствие механизмов сертификации и лицензирования транспортно-экспедиторских услуг – приводит к многочисленным нестыковкам в рамках цепей поставок. Если, ко всему прочему, учесть, что  пока никто не проводил серьезного и фундаментального изучения компонентов  внешнеэкономической логистики, то можно утверждать, что в настоящий  момент однозначного восприятия и толкования основополагающих понятий логистики  ВЭД не существует.

     Концепция 3PL постепенно приобретает популярность в России. В основном такое развитие идет за счет проникновения на российский рынок ВЭД транснациональных  логистических операторов, 4PL-провайдеров, опирающихся на собственные корпоративные стандарты и организационно-технологические механизмы. В большей степени такая тенденция является негативной для отечественного транспортно-логистического рынка.

     Развитие  интернет-коммерции, появление на ее основе системного аутсорсинга логистики добавленной стоимости, позволяющей снижать общие издержки и повышать качество обслуживания за счет создания единой информационной среды и организации сервисного взаимодействия по принципу одного окна, выявили новую перспективную тенденцию развития логистических операторов – возможное появление на рынке системных посредников пятого уровня – 5PL-провайдеров, или виртуальных логистических операторов.

     5PL-провайдер  представляет собой сервисную  компанию, выполняющую на основе  аутсорсинга комплексные услуги по управлению интегрированными процессами в цепях поставок без применения физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками.

     Функционал  виртуального логистического оператора предполагает использование «виртуальной коммерции», оказание комплексных услуг по управлению логистическими процессами в рамках единого информационно-технологического пространства. Деятельность виртуальных логистических операторов в настоящий момент никак не регламентируется. Это в равной мере относится и к отечественному, и к мировому логистическому рынку.

     Следует отметить безусловную перспективность  наработок таможенной службы России, таких как процедура представления  сведений через Интернет, дающая возможность  взаимодействия с таможенной службой  из любой точки мира. Как перспективное  можно охарактеризовать создание в  ФТС России автоматизированной системы  внешнего доступа (АСВД) и электронных  форматов документов, необходимых для  таможенного оформления и таможенного  контроля, что дает возможность на практике реализовать идею национальной информационной среды ВЭД. В качестве варианта можно рассмотреть возможность  построения на основе разрабатываемой в настоящее время под эгидой Минтранса России автоматизированной системы управления транспортным комплексом РФ (АСУ ТК РФ) среды, включающей «библиотеки» национальных информационных стандартов, процедур и регламентов информационного взаимодействия, форматов передаваемых документов и структур составляющих их данных.

     Эта информационная среда может послужить  основой автоматизированной системы  внешней и взаимной торговли (АСВВТ) стран Таможенного союза, а также  иных национальных и наднациональных  автоматизированных систем обеспечения  логистики внешнеэкономической  деятельности. 

Информация о работе Логстика ВЭД