Качество функционирования логистических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Цель работы: сформировать эффективную информационно-логистическую систему на объекте исследования.
Объект исследования - Ливенское ОАО «Ливгидромаш».
Задачи, поставленные в ходе написания реферата:

Содержание

Введение 3
1. Понятие‚ виды и методы логистической информационной системы 4
2. Методика функционирования логистических информационных систем 12
3. Качество функционирования логистической системы на примере ОАО "Ливгидромаш" 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Kachestvo_funktsionirovania_logisticheskikh_sis.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Система - это множество  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Подход к объектам обеспечения товародвижения к системам выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы  практической деятельности. Системное  исследование – закономерная необходимость научно-технического прогресса позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. Актуальность темы связана именно с необходимостью в настоящее время обеспечить системное исследование информационной составляющей логистики.

Цель работы: сформировать эффективную информационно-логистическую систему на объекте исследования.

Объект исследования - Ливенское ОАО «Ливгидромаш».

Задачи, поставленные в  ходе написания реферата:

Описать понятия, методы и принципы построения логистико-информационных систем.

Проанализировать качество функционирования логистической системы на ОАО «Ливгидромаш».

Разработать мероприятия  по оптимизации данных систем.

 

1. Понятие‚ виды и методы логистической информационной системы

 

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка  информации, циркулирующей в логистических  системах (ЛС). Необходимым условием согласованной работы всех звеньев  логистической цепи (ЛЦ) является наличие  информационных систем, которые подобно центральной нервной системе способны быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.[3]

Информационная логистика  организует поток данных, сопровождающий материальные потоки (МП), занимается созданием  и управлением информационными  системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование ЛС. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:

1) нужной информации (для  управления МП);

2) в нужном месте;

3) в нужное время;

4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);

5) с минимальными затратами.

С помощью информационной логистики и совершенствования  на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.

Информационная система  – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи, например в логистике – задачи по управлению МП. Наиболее часто ИС подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы: техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.

На микроуровне различают  следующие три вида ИС:

1. Плановые ИС –  создаются на административном  уровне управления для принятия  долгосрочных решений: создание  и оптимизация звеньев логистической  цепи; планирование производства; общее  управление запасами; управление резервами и др.

2. Диспозитивные, или  диспетчерские ИС – создаются  на уровне управления складом  или цехом для обеспечения  отлаженной работы ЛС, для принятия  решений на среднесрочную и  долгосрочную перспективы: распоряжение  внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов; детальное управление запасами.

3. Исполнительные ИС  – создаются на уровне административного  или оперативного управления  для исполнения повседневных  дел в режиме реального времени: контроль МП; оперативное управление обслуживанием производства; управление перемещениями и т.п.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие  ЛС с совокупным МП. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт–производство–снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы  и обеспечивают их выполнение на отдельных  производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается  связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией  считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных  и исполнительных системах посредством  горизонтальных информационных потоков.[7]

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризация управления  логистическими процессами:

- создание и массовое  использование ЭВМ,

- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств  передачи данных:

- разработка стандартов  передачи информации,

- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность  отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому возникла необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

- автоматического отслеживания  наличия полуфабрикатов, выпуска  ГП, состояния производственных  запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на  пути от производителя до потребителя;

- оперативной передачи  информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

- осуществления мониторинга  и управления в режиме реального  времени всеми фазами движения  продукта – от первичного источника  сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

- оперативного получения,  обработки и анализа информации  о рынках сбыта, о деятельности  фирмы, оценки ее конкурентного  положения;

- использования «безбумажных»  технологий: электронной подписи,  электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

- создания систем электронной  коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность  управления материальными потоками на принципиально новый уровень.

 

Значимым элементом  любой логистической системы  является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную  информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

  • техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
  • информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
  • математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.[9]

Организация связей между  элементами в информационных системах логистики может существенно  отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками).

Вычислительная техника  также применяется в отдельных  звеньях логистической цепочки  для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними. В области экономического контроля, наоборот, роль регулятора (прерогативу принятия решений) оставляет за собой человек, а вычислительная техника предоставляет ему нужную информацию. Для управления оперативными логистическими процессами и для контроля за ними важным является диалог с ЭВМ в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции регулятора. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных.

Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники  становится возможной ее децентрализация, т.е. приближение к рабочим местам. Децентрализация ЭВМ позволяет существенно сократить объем передачи данных. Ряд данных о логистических процессах можно обрабатывать автономно прямо в данном подразделении, например, на складе. Принципиальной идеей создания децентрализованных баз данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.

Взаимная связь средств  вычислительной техники на территории предприятия или между несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией, предназначенной только для этой цели. У передвижных средств и у бортовых вычислительных машин некоторая часть трассы линии связи бывает беспроводной. ЭВМ и абонентские пункты соединяются в так называемые локальные сети (LAN – Lokal Area Networks).

Ограничивающим фактором для применения ЭВМ в последние  годы становится сложность создания программного обеспечения. Поэтому  обычно стремятся, с одной стороны, рационализировать и повысить производительность труда программистов, с другой стороны, создавать пакеты прикладных программ широкого применения, пригодных для разных (особенно персональных) ЭВМ и относительно легко адаптируемых к конкретным условиям пользователя.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы  приходится 10-20% всех логистических  издержек. Цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются; растет отношение  производительности ЭВМ к их цене. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным лекарством от плохо управляемых операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки данных без заметного эффекта для предприятия. Недостаточная эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям «верность» и «актуальность») данных, неподготовленность подразделений предприятия к внедрению системы.

Информация о работе Качество функционирования логистических систем