Эффективность контейнерных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:35, реферат

Описание работы

Главное преимущество контейнеров в их стандартности и мобильности. Стандартность - это унифицированные геометрические размеры. Типичные контейнеры имеют длину двадцать и сорок футов (6-12 метров), поэтому в качестве единицы измерений объемов контейнерных перевозок принято использовать двадцатифутовый эквивалент (TEU). Контейнеры легко перегружать с судов на железнодорожные платформы, с платформ - на грузовик и обратно.

Содержание

1. Эффективность контейнерных перевозок 3
2. Роль и значение воздушного транспорта 8
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

эффективность контейнерных перевозок.docx

— 183.45 Кб (Скачать)

Основу парка гражданской авиации  страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60-70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

По своим функциям воздушный  транспорт относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние  расстояния, хотя и имеет большое  значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных  грузов.

В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности  регионов и населенных пунктов. Основными  сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные  перевозки пассажиров на дальние  расстояния, доставка срочных и дорогостоящих  грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов  транспорта.

Реестр гражданских воздушных  судов Российской Федерации на начало 2002 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных  пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков находится  порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства  эксплуатанта, в т.ч. 85 – в государственной  и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полеты по международным линиям.4

Объемы перевозок воздушным  транспортом начиная с 1992 года постоянно  снижались в силу падения реальных доходов населения при вынужденном  повышении цен на авиабилеты (см. рис. 1, рис. 2.). Однако в 1999-2000 гг. наступила стабилизация, а с 2001 года наметилась тенденция к росту и на международных, и на внутренних авиалиниях. Этому способствовали рост платежеспособного спроса на авиаперевозки, а также меры государственного регулирования по консолидации авиабизнеса. Количество эксплуатантов в 2002 составило 69% к уровню 1996 без ущерба для качества обслуживания пассажиров.

Значительное развитие получили воздушные  перевозки грузов, объемы которых  выросли с 1995 по 2002 на 50%.

Важной проблемой гражданской  авиации является обновление парка. Согласно прогнозам, в 2004-2005 уровень  спроса на авиаперевозки превысит провозные  возможности имеющегося парка воздушных  судов. Дополнительным фактором является ужесточение международных экологических  требований к воздушным судам. В 2002 76% пассажирооборота выполнялось  отечественными воздушными судами старого  поколения, около 6% - отечественными воздушными судами нового поколения (Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18% - воздушными судами иностранного производства. В 1995 было прекращено приобретение воздушных судов за счет бюджета. Для стимулирования обновления парка  отечественными воздушными судами нового поколения при поддержке государства  реализованы механизмы лизинга  и частичного бюджетного субсидирования.

В Российской Федерации функционирует 496 аэропортов, из них 70 международных. Около 90% пассажирской работы выполняется  в 64 аэропортах федерального значения. Значительное внимание уделяется технической  модернизации аэропортов. В 2002 на эти  цели было направлено свыше 1 млрд. рублей бюджетных средств. Одновременно осуществляется реструктуризация сети аэропортов с учетом их значимости и поэтапный переход к системе узловых аэропортов.

Россия располагает самым большим  в мире воздушным пространством, которое эффективно используется для  транзитных полетов иностранных  воздушных судов, в т.ч. по транссибирским и кроссполярным воздушным маршрутам. В 2002 началась комплексная техническая  и организационная модернизация Единой системы организации воздушного движения, направленная на укрупнение центров управления полетами, повышение  технического уровня и экономической  эффективности системы.5

В связи с актами терроризма 11 сентября 2001 года в США значительно обострилась  проблема предотвращения незаконного  вмешательства в деятельность воздушного транспорта. Для решения этой задачи осуществляется переоснащение аэропортов современными средствами предполетного  досмотра и другие меры.

 

Таблица 1. Основные показатели работы воздушного транспорта в 1994-2002 годах6

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Перевозки пассажиров, млн. чел.

33,82

32,10

28,10

26,20

23,30

22,40

23,00

26,40

27,90

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

72,3

71,7

64,5

61,5

55,5

53,4

53,4

60,6

64,6

Перевозки грузов, млн. тонн

0,68

0,60

0,77

0,84

0,65

0,75

0,77

0,86

0,90

Грузооборот, млн. т-км.

1455,20

1562,40

2051,30

2496,00

1981,30

2256,60

2515,30

2626,10

2660,00


 

Рис 1. Объемы транспортной работы авиапредприятий

Рис 2. Динамика изменения среднегодового на внутренних воздушных линиях и  среднемесячной заработной платы

 

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации  как средство обеспечения дальних  магистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт безальтернативно развивается как средство сообщения  в регионах, лишенных средств наземного  транспорта, и конкурирует с железнодорожным  транспортом на дальних и средних  пассажирских перевозках.

Конкурентоспособность авиационного транспорта на внутреннем рынке будет  определяться, прежде всего, соотношением экономически оправданного среднего авиатарифа и платежеспособности целевых пассажиров, на международных перевозках – соответствием  применяемой авиатехники международным  экологическим и экономическим  рыночным стандартам, качеством предоставляемых  услуг.

География воздушных перевозок  пассажиров определяется прежде всего  характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной  организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных  зон, масштабами и направлениями  международных поездок.

В 90-х годах произошло существенное изменение соотношения перевозок  пассажиров на внутренних и международных  линиях. Так, в 1993 — 1994 гг. пассажирооборот  на внутренних авиалиниях России сократился на 49%, а на международных — увеличился на 35%. Вследствие этого доля пассажирооборота, выполненного в международном сообщении, возросла с 1992 г. более чем в 2 раза и составила в 1994 г. 26%.7

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит  пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок  больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки  концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Крупнейшим авиатранспортным узлом  России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) —  второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные  Воды, Сочи — в европейской части  страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск —  в Восточной Сибири, Хабаровск  и Владивосток — на Дальнем  Востоке.8

Перспективы развития рынка авиаперевозок  связаны с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности  и финансовой стабильности авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса создаст экономические  условия развития всем видам компаний (магистральным, региональным, чартерным, низкозатратным, грузовым). Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет  являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным  судам и авиакомпаниям.

В аэропортовом бизнесе необходимы четкое обособление использования  неприватизированной государственной  собственности и завершение разделения авиаперевозчиков и операторов - аэропортов. Сеть аэропортов России должна быть в  перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных  пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов. Это позволит не только оптимизировать систему авиалиний, но и значительно повысит качество местных авиаперевозок.

 

 

Список литературы

 

  1. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.
  2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001.
  3. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.
  4. Ходош М.С. Авиационный транспорт / Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003.
  5. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.
  6. http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт министерства путей сообщения

1 Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 115

2 Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001. – с.118

3 Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 119

4 Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 204

5 Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003

6 http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт министерства путей сообщения

7 Ходош М.С. Авиационный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с. 28.

8 Ходош М.С. Авиационный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с. 29.


Информация о работе Эффективность контейнерных перевозок