Информационные системы в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:28, реферат

Описание работы

Цель работы является наиболее полно изучить информационную систему в логистике, показать ее основные преимущества и попытаться выявить недостатки.
Задачи:
Изучить понятие информационной системы в логистике.
Рассмотреть структуру, функции, виды информационной системы в логистике.
Определить принципы построения информационной системы в логистике.

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Информационные системы в логистике.docx

— 41.46 Кб (Скачать)

     Наиболее  высок уровень стандартизации при  решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение.

     В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный  пакет программ ниже, это вызвано  рядом причин, на пример:

     - производственный процесс на  предприятиях складывается исторически  и трудно поддается существенным  изменениям во имя стандартизации;

     - структура обрабатываемых данных  существенно различается у разных  пользователей.

     В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение принимают  наиболее часто.

     1.4 Принципы построения логистических информационных систем

 

     В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала  должна исследоваться во взаимоотношении  с внешней средой, а уж затем  внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения  по этапам создания системы, должен соблюдаться  и при проектировании логистических  информационных систем.

     С позиций системного подхода в  процессах логистики выделяют три уровня. (рис.2) 

     Рис. 2 Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода.

       
 
 
 
 
 
 

     Первый  уровень – рабочее место, на котором  осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой  другой элемент материального потока.

     Второй  уровень – участок, цех, склад, где  происходят процессы транспортировки  грузов, размещаются рабочие места.

     Третий  уровень – система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

     В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую  систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство – снабжение», что позволяет создать  эффективную систему организации  производства, построенную на требованиях  рынка, с выдачей необходимых  требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую  систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

     Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

     В соответствии с концепцией логистики  информационные системы, относящиеся  к различным группам, интегрируются  в единую информационную систему. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

     Вертикальной  интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

     Горизонтальной  интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

     В целом преимущества интегрированных  информационных систем заключается  в следующем:

  • возрастает скорость обмена информацией;
  • уменьшается количество ошибок в учете;
  • уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
  • совмещаются разрозненные информационные блоки
 

Информационные  логистические системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов  управления материальным потоком, их оперативное  и надежное взаимодействие. В связи с этим к информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:

  • актуальность информации;
  • обеспечение информационной потребности руководителей;
  • необходимость и достаточность информации;
  • обеспечение информационной связи между подразделениями;
  • обязательность передачи информации.
 

Формирование  информационных логистических систем основано на следующих принципах:

  • система должна быть построена таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений предприятия.
  • информационная система должна обеспечить необходимые взаимосвязи предприятия с поставщиками, клиентами и всеми пунктами отправок, промежуточного складирования и потребления.
  • обмен информации между уровнями логистической системы должен быть минимальным, но обеспечивать потребность управления.
  • характер информации должен быть сориентирован на конкретного потребителя в системе управления.
  • при построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей.
  • важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации.

     1.5 Функции логистической информационной системы

 

     Можно выделить множество специфических  функций, которые должна выполнять  логистическая информационная система:

     - функция обслуживания (информационного  потребителя)

     - функция планирования и управления

     - функция координирования и д.р..

     Перечисленные функции логистической системы  информационной системы рассмотренны  в таблице: 
 
 
 
 

     Таблица 1. Функции логистической информационной системы. 

Функции планирования - Управление  запасами

- Прогнозирование спроса

- Стратегическое планирование

Функции координирования  - Составление графиков производства

- Планирование материальных потребителей

- Планирование продаж (маркетинг)

Функция обслуживания - Отслеживание статуса заказа потребителя

- Контроль за наличием запасов (по типу продукции и по размещению)

-  Мониторинг статуса входящих нагрузок

Функция управления - Обеспечение функционирование уровни обслуживания;

- Обеспечение  и контроль за функционированием транспортных агентств

- Обеспечение комплексного функционирования системы

 
 

     1.6 Примеры соверменных  информационных логистических  систем. 

     Перед началом подробного рассмотрения стандартных  организационно- производственных бизнес-процессов  необходимо рассмотреть основную терминологию и систематику, используемую при  создании систем информационного обеспечения.

     Американское  общество управления производством  и запасами (APICS) сформулировало ряд  принципов, по которым предлагалось строить как модели предприятий, так и основные производственные процессы на них. Впервые эти принципы были применены для решения задач  управления материальными запасами предприятия и получили название концепции MRP (Material Requirements Planning -- планирование потребностей в материалах), основные положения которой перечислены ниже:

  • Модель производственного процесса описывается как поток взаимосвязанных заказов.
  • При выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов.
  • Обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов.
  • Заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков.
  • Движение заказов увязывается с экономическими показателями.
  • Выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.
 

     В дальнейшем, по мере применения этого  подхода к другим процессам или  видам деятельности, появились концепции MRPII, ERP и т. д. Усовершенствование системы  привело к трансформации системы MRP с замкнутым циклом в расширенную  модификацию, которую впоследствии назвали MRPII (Manufactory Resource Planning), ввиду  идентичности аббревиатур. Эта система  была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Кроме того, система класса MRPII способна адаптироваться к изменениям внешней  ситуации и формировать ответ  на вопрос «Что, если...». MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как  планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и  т. д. Результаты работы каждого модуля анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает её гибкость по отношению к внешним  факторам. Именно это свойство является краеугольным камнем современных систем планирования, поскольку большое  количество производителей выпускают  продукцию с заведомо коротким жизненным  циклом, требующую регулярных доработок. В таком случае появляется необходимость в автоматизированной системе, которая позволяет оптимизировать объемы и характеристики выпускаемой продукции, анализируя текущий спрос и положение на рынке в целом.

     В последние годы системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем  финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты  на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой  линейки изделий. В российской практике целесообразность применения систем подобного  класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового прессинга, поэтому системы ERP необходимы не только для крупных  предприятий, но и для небольших  фирм, ведущих активный бизнес.

     Методы или подходы MRP, MRPII и ERP - это формализованная совокупность понятий и процессов, с помощью которой можно описать работу предприятия. Они имеют сугубо конструктивный характер, т. е. их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм действий). Они интуитивно понятны любому управляющему или менеджеру. Их основная ценность заключается в следующем:

  • они появились в результате анализа деятельности реально работающих предприятий;
  • их развитие происходило эволюционно, очередная концепция включала в себя предыдущую;
  • они доказали свою эффективность;
  • они охватывают всю деятельность предприятия в целом.
 

     Концепции MRP, MRPII и ERP оказались чрезвычайно  эффективными и удобными. Их направленность на решение практических проблем, связанных  с деятельностью предприятий, и  способность решать эти проблемы привела к тому, что все ведущие производители систем управления предприятием стали активно их использовать. Причем для характеристики степени охвата направлений деятельности предприятия в практику вошли термины: система класса MRP или ERP, или коротко MRP- или ERP-система. Несмотря на широкое использование рекомендаций MRP-ERP по организации производственных процессов и управления ими, эти концепции не являются стандартом в каком-либо смысле в настоящее время: международным, национальным или какой-либо ассоциации. Они по-прежнему остаются рекомендациями APICS, в отличие от стандартов ISO серии 9000: 9000-9004, которые устанавливают требования по созданию программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания.

     Автоматизация управления предприятиями на основе экономико-математических методов, средств  вычислительной техники и информационных технологий является неотъемлемой частью процесса совершенствования деятельности практически всех предприятий. В  последнее время наметился качественно  новый этап, который характеризуется  стремлением к созданию интегрированных  автоматизированных систем, объединяющих все задачи управления. Этому способствуют распредёленные вычислительные системы  и сети, средства ведения баз данных, средства проектирования и внедрения  функциональных подсистем.

 

Заключение 
 

     Достижение  целей логистики требует постоянного  наблюдения и воздействия на логистические  процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию  деятельности всех подразделений, занятых  работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного  объединения служит информационное обеспечение. Информация возникает  при выполнении различных логистических  операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке  и принятии управленческих решений  в логистической системе.

Информация о работе Информационные системы в логистике