Информационное обеспечение транспортной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:15, реферат

Описание работы

Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 930.00 Кб (Скачать)

   4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ  

   Введение   

   Практика  показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее  десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало  одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.

   Время и качество становятся самыми критическими факторами в системе транспортной логистики. «Все транспортные операции должны подчиняться важнейшему требованию логистики – доставке «точно в срок» с обеспечением сохранности груза. Поэтому возникают вопросы взаимодействия между перевозчиком, логистическим оператором и потребителем транспортных услуг на базе информационных ресурсов интегрированной логистики.  

   Информационные  потоки и логистическая  информационная система  

   Информационное  обеспечение в транспортной логистике играет одну из ключевых ролей. Поэтому менеджеры и специалисты должны уметь вырабатывать управленческие решения по его внедрению и развитию и применять их в масштабе предприятия или транспортно-логистической сети.

   Основным  побудительным мотивом применения логистических информационных систем (ЛИС) на транспорте является повышение производительности интегрированных транспортных систем, получение качественной информации на всех иерархических уровнях, существенное снижение совокупных затрат. Центральная идея звучит так: «Удачные фирмы имеют хорошие формальные и неформальные информационные системы, неудачные – тратят огромные суммы денег на компьютерные системы, но не знают, как правильно их использовать и выбирать информацию, которую эти системы должны содержать».

   Классики  интегрированной логистики Д. Бауэрсокс  и Д. Клосс, справедливо подчеркивают: «Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле  с помощью информации искать оптимальные  решения, чем осуществлять неоптимальное  перемещение запасов».

   Управление  данными в ЛИС обеспечивает все  виды операций, необходимых для исполнения заказов по транспортировке грузов, контроля за операциями и оценки их эффективности. В результате ИОТЛ формируется  два информационных потока:

   1) планирование и координация производственной, транспортной деятельности и размещение запасов;

   2) оперативная деятельность, связанная с управлением транспортированием и грузопереработкой.

   В ЛИС весь ход подготовки и принятия решений является процессом переработки  информационного потока. Различают три варианта взаимодействия транспортных и информационных потоков: информация опережает, сопровождает, поясняет транспортно-материальный поток.

   Опережение  материального потока информационным ставит своей целью устранение узких  мест в логистическом процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе, в прямом направлении – предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза.

   Сопровождение, когда одновременно с транспортным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах, позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы и направить их по назначению.

   Отставание  информационного потока от транспортного  обычно допускается только для пояснения  и оценки последнего. Вслед за транспортным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, претензиях и взаиморасчетах.

   Цель  ИОТЛ заключается в том, чтобы  получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно-материального потока. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и реализацию хода интегрированного процесса «поставка – транспортировка».

   Информационный  процесс с помощью информационных технологий реализуется со следующими основными функциями:

   §  транспортировка потоков информации внутри ЛИС;

   §  накопление информации и хранение данных в базе знаний;

   §  фильтрация потока – избирательная переработка одних и «фильтр» других информационных данных и сопровождающих документов;

   §  объединение и разделение информационных потоков в структуре ЛИС и сетях коммуникаций;

   §  различные элементарно-информационные преобразования (копирование, тиражирование информации, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей) и управление информационным потоком;

   §преобразование информации, связанной с осуществлением логистических операций.

   В этой связи ИОТЛ должно соответствовать  следующим основным требованиям:

   § системность обслуживания с учетом характера деятельности потребителей, решаемых ими задач при управлении транспортно-логистическими процессами,  качественном удовлетворении информационных потребностей;

   § надежность обслуживания,  что предполагает обеспечение информацией логистических менеджеров и участников транспортно-логистических цепочек в нужные сроки и в наиболее удобном для них виде;

   § полнота информационного обслуживания выполняемых процессов (операций) и доведение необходимой информации до конкретного потребителя;

   § дифференцированность, состоящая в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, которая способствует решению поставленных задач.

   Структура развития логистических услуг еще несовершенна. По опубликованным данным Института товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков (ИТКОР) в России сложилась следующая структура оплаты логистических услуг (%):

   §  приемка продукции и ответственное хранение – 16,8;

   §  производственные услуги – 36,0;

   §  консалтинговые услуги – 0,2;

   §  информационные услуги – 0,4;

   §  транспортно-экспедиторские услуги – 33,6;

   §  прочие услуги – 13,0.

   Информационные  ресурсы интегрированной логистики  представлены на рис. 4.1 в виде своеобразного «дерева», состоящего из 12 базовых элементов и отражающего логику изучаемого материала.   

  

Рис. 1. Информационные ресурсы транспортной логистики

   В транспортной логистике информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность ТЛП обеспечивает такая ЛИС, которая способна обеспечить информационную поддержку:

   §  базовых логистических операций;

   §  управленческого контроля;

   §  анализа оперативных и стратегических решений.

   ЛИС для эффективного обслуживания ТЛП  должна иметь такие качества, как:

   §  доступность – простота и легкость доступа к логистической информации;

   §  точность – информация должна точно отражать текущие операции,

   §  динамичность – изменение процессов при выполнении заказов, консолидации грузов при грузоперерабоке в транспортных терминалах;

   §  своевременность - информация измеряется промежутком времени между моментом, когда происходит событие, и моментом, когда оно находит отражение в ЛИС;

   §  возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не поддающихся автоматизации процессов и решений;

   §  гибкость – структура  информационной  системы  должна предусматривать ее совершенствование и настройку на нужды клиентов;

   §  эффективность оформления отчетных данных – экраны ПК и отчеты должны содержать нужную информацию в удобной форме.

   На  рис. 2 представлена иерархическая структура ИОТЛ, которая содержит пять уровней. На первом (нижнем) уровне ЛИС функциональная система непосредственно обслуживает транспортно-логистические сделки и операции. Она включает прием заказа, распределение запасов, консолидацию грузов, сам процесс транспортировки (отправка и доставка), предоставление информации клиентам о ходе выполнения заказа. Весь функциональный цикл заказа управляется с помощью оперативной информации. Учитывая большой поток данных и операций, существенное значение имеет производительность информационных систем.

   На  втором уровне осуществляется логистическая координация входящих и исходящих потоков. Подсистема учитывает ограничения и загрузку транспортных мощностей, взаимоувязку производственных, складских и транспортных ресурсов, а также потребности производства и снабжения.

   На  уровне «Управленческий контроль» (третий уровень) происходит оценка результатов функционирования ТЛП. На основе полученных результатов менеджер по логистике осуществляет оценку экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг, пропускной способности системы и др.

   На  уровне «Анализ решений» (четвертый  уровень) происходит анализ и оценка всех возможных последствий для всей логистической системы. Стандартные объекты анализа:

   §  маршруты и графики движения транспортных средств;

   §  стратегический анализ и управление затратами;

   §  управление запасами;

   §  конфигурация логистической сети;

   §  интеграция (использование) логистических посредников в цепочке поставки и транспортировки.   

Рис. 2. Иерархическая структура информационного обеспечения логистического предприятия (интегрированная модель)

   Ценность  четвертого уровня определяют его характеристики. Он способствует проверке и настройке программы системы на любой период времени. Блок «Анализ решений» осуществляет координацию логистических функций на основе аналитической обработки информации, проводит в жизнь планы, намеченные в ходе стратегического планирования. Его ключевая роль – функция «переключения» режима ускорения или замедления темпов развития ТЛП, «слежения» за стратегической целью. Именно четвертому уровню принадлежит исключительная роль в аналитической поддержке реализации всего логистического потенциала и ресурсов участников ТЛП.

   Последний (пятый) иерархический уровень «Стратегическое  планирование» связан с информационной поддержкой по разработке и совершенствованию логистической стратегии. Управленческие решения носят долговременный характер и связаны:

   §  с развитием рыночных возможностей;

   §  созданием стратегических альянсов;

   §  стратегией логистического менеджмента.

   Для стратегического планирования требуется  информация, поступающая от предыдущего  уровня системы. Она поступает через  фильтр «Анализ решений» и находит отражение в хозяйственных планах на основе опенки и сопоставления альтернативных стратегий.   

   Инфраструктура  логистической информационной системы  

   Материально-технологическую  базу ИОТЛ составляют технические средства (ТС) и программное обеспечение (ПО), необходимое для оперативного управления транспортно-логистическими операциями и обеспечения контроля и оценки результатов.

   Технологическое оборудование составляют ПК, содержащие устройства хранения информации и устройства ввода/вывода данных. Другой блок – программное обеспечение (ПО), содержащее системные и прикладные программы. Этот блок обеспечивает информационную поддержку системы обслуживания сделок и операций, координацию трэкспортно-материальных потоков, стратегическое управление и др. Материально-технологическая база ЛИС позволяет обеспечить:

Информация о работе Информационное обеспечение транспортной логистики