Финансовые потоки в логистической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российские предприятия функционируют в условиях значительной нестабильности экономической среды, что вызывает необходимость поиска высокоэффективных методов и способов управления деятельностью промышленных предприятий. Одним из таких методов является логистика, позволяющая выйти на качественно новый уровень управления материальными, финансовыми и информационными потоками предприятия в целях улучшения конечных результатов его производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения стабильного положения на рынке.

Работа содержит 1 файл

Введение,1 глава.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

Ниже рассматриваются  особенности некоторых их этих способов. 
Финансирование часто осуществляется в форме предоставления товарных кредитов. Поставки осуществляются по схеме в интересах третьего лица. Оплачиваются они обычно из кредитных ресурсов, источник которых часто находится за рубежом.

Применяются различные  системы финансирования в форме  предоставления товарных кредитов (коммерческие кредиты). 
Управление коммерческими кредитами (авансами и рассрочками) платежей также, по существу, является элементом кредитной деятельности компании. 
Возможны схемы финансирования дочерней фирмы через банк. Для этого материнская фирма размещает в банке целевой депозит на имя дочерней фирмы. И хотя с этого депозита дочерняя фирма может снять деньги только для проведения определенной операции, процент по вкладу поступает дочерней фирме. В управлении ресурсными потоками крупных промышленных групп и холдингов получило также использование различныхсхем вексельного обращения. Оно заключается в том, что в группе взаимозависимых предприятий вводится в обращение вексель, признаваемый всеми участниками вексельной схемы. С его помощью производятся взаиморасчеты между предприятиями. Операции с векселями осуществляет входящий в группу коммерческий банк или банк – стратегический партнер группы. Он осуществляет различные виды кредитования предприятий группы, проводит все необходимые операции с векселями, выпущенными участниками группы (учет, авалирование и пр.). 
Вексельные механизмы способны улучшить функционирование платежного механизма, а схемы вексельного обращения – значительно снизить потребности компании в ликвидных и заемных ресурсах, увеличить ее инвестиционный потенциал. С их помощью можно реально сократить долю неплатежей. Немаловажная особенность векселя состоит в том, что это конкретный документ, т.е. вполне «вещественный» носитель ресурсов. В результате поток платежей становится как бы более «осязаемым» и конкретным, что может быть немаловажным для организации учета и контроля. При условии создания эффективной системы управления вексельным обращением вексель успешно справляется с ролью универсального внутрифирменного кредитного и платежного инструмента. 
Сфера обращения векселей может быть распространена на взаимоотношения с поставщиками и контрагентами. Векселя могут поступить и на открытый рынок. Инвесторы и финансовые институты остро нуждаются в кредитных инструментах. В связи с этим существует возможность того, что «твердый» вексель будет признан открытым финансовым рынком. 
При организации стратегического партнерства с коммерческим банком могут иметь место: 
*  кредитование дочерних фирм под обеспечение материнской компании; 
*  координация финансовых потоков холдинга; 
*  перекрестные инвестиции, участие компании в капитале банка. 
В основе стратегических партнерств лежит принцип взаимной выгоды. Банк в результате такого партнерства получает значительный объем привлеченных ресурсов и рынок банковских услуг. Для предприятия это означает доступ к банковским услугам, возможность применения нестандартных финансовых схем. 
У него «накапливается» кредитная история. В принципе может быть поставлен вопрос о льготном кредитовании. Ведь консолидированные остатки на счетах могут рассматриваться как коммерческий фактор. 
Возможна и другая схема. Компания вносит в уставный капитал банка значительный объем ресурсов, становится его совладельцем. Банк создает в интересах своего клиента филиал или дочерний банк с ограниченной лицензией клиента. Часть или все полномочия по управлению филиалом передаются стратегическому клиенту (или создается иной согласовательный механизм). Такие проекты могут предусматривать целую систему издержек и противовесов. 
Наряду с этими видами в практике управления потоками ресурсов в ЛС применяются различные разновидности внутрифирменных контрактов. Среди них – договор на оказание различных видов коммерческих и производственных услуг. В этом случае происходит контрактация не поставок, а услуг, при этом собственность на материальные ресурсы не переходит. Договоры на поставки материальных объектов заменяются услугами в области операций с ними (производство, хранение, реализация). Это чрезвычайно удобно для регулирования внутрифирменных цен, перераспределения затрат и издержек, управления бюджетами подразделений.

Контрактация производственных услуг – оптимальная модель организации взаимодействия отдела реализации, снабженческих и производственных подразделений фирмы в ЛС. Она позволяет в организационно-финансовом плане отделить центры прибыли от центров затрат. 
Производство нередко находится на внутрифирменном бюджете. Такой бюджет удобно формировать за счет оплаты производственных услуг. Наиболее яркую форму контрактация производственных услуг получила в металлургии. Металлургические заводы не продают металл, они оказывают услуги по производству металла из сырья, которое им предоставляет заказчик (толлинг). 
Контрактоваться могут не только производственные, но и сбытовые услуги. В крупных компаниях центр прибыли не совпадает не только с производственными, но и со сбытовыми структурами. 
В этом случае функции сбытовых звеньев ограничиваются исключительно услугами по продаже продукции. Контрактная модель часто применяется и в компаниях среднего масштаба. В качестве сбытовых звеньев, применимых для больших и малых фирм, нередко встречаются средние компании, в которых сбытовые структуры «заказывают» изготовление товара производственному подразделению. 
Перераспределение финансовых и материальных ресурсов осуществляется и с помощью договора о совместной деятельности. По договору юридического лица предоставляют финансовые ресурсы с целью организации совместного бизнеса. 
Управление совместной деятельностью делегируется одному из участников. Бухгалтерский учет совместной деятельности ведется на базе отдельного баланса. Доходы между участниками распределяются на основании договора. Участники договора о совместной деятельности облагаются налогом только после перечисления им дохода. Известны фирмы, имеющие десятки таких договоров. В соответствии с текущими задачами эти договора могут оперативно перезаключаться. 
Особая роль принадлежит лизинговым операциям. Лизинговые платежи, причитающиеся лизинговой фирме, включаются в состав себестоимости. Этим достигается существенное сокращение налоговых потерь (в случае создания внутри холдинга лизинговой фирмы). В мировой практике на базе лизинга функционируют целые отрасли и рынки (например, гражданская авиация, суда и другие транспортные средства, многие виды специального оборудования). Лизинговые операции давно стали важным элементом финансовых схем банков и предприятий. 
Регулирование взаимоотношений с поставщиками, условий поставок и платежей, обеспечение их ритмичности – все это типичные задачи «потокового» планирования в ЛС. Организация закупок и продаж, координирование складских операций и транспортировки товаров также являются типичными «потоковыми» задачами. 
В каждом отдельном случае создание деловых схем предполагает выбор оптимальных организационно-правовых форм. Нередко в бизнес-схемах используются комбинированные корпоративные конструкции, включающие несколько юридических лиц различных типов. Большая группа схем основана на включении в цепочку предприятий, входящих в состав ЛС тех, которые пользуются теми или иными налоговыми льготами. 
Основой управления финансовыми потоками в ЛС служит логистическое бюджетирование, цель которого – обеспечить оптимальные возможности для успешной производственно-снабженческо-сбытовой деятельности, получить необходимые для этого финансовые средства и в конечном итоге достигнуть прибыльности для организации. Иначе говоря, логистическое бюджетирование представляет собой процесс разработки совокупности плановых (нормативных) показателей для обеспечения развития системы необходимыми материально-финансовыми ресурсами, координации и контроля за ходом реализации планов и повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности в будущем периоде. 
Логистический бюджет – комплексная система финансовых составляющих, разрабатываемая в рамках одного года, отражающая объемы и сроки обеспечения организации необходимыми материально-финансовыми ресурсами на всех участках логистической цепи. 
Система логистического бюджетирования помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по всей логистической цепочке и отдельным структурным подразделениям. Превышение установленных лимитов сигнализирует о необходимости разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения имеющихся проблем, вызванных недостатком финансовых и материальных ресурсов.

Процедура формирования бюджета логистической системы  представляет собой целостную систему  сбора и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния логистической системы и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации логистического бюджета.

Сформированный бюджет позволяет:

  • организовывать и контролировать финансовые потоки логистической системы; 
    *  эффективно управлять затратами на закупку материальных ресурсов, производство, сбыт и сервис, регулировать уровень оборотных средств логистической системы (в том числе запасов), дебиторской и кредиторской задолженностей; 
    *  оптимизировать налогообложение логистической системы; 
    *  управлять документооборотом внутри логистической системы; 
    *  осуществлять контроль над эффективной работой подразделений логистической системы и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета. 
    Логистический бюджет может рассматриваться как основной финансовый документ и основа экономического регулятора отношений между бизнес-единицами внутри организации и за ее пределами, т.е. с внешней средой. Укрупненная схема взаимосвязи бюджетов представлена на рис. 5.5.

 

Управление финансовыми  потоками на базе логистического бюджетирования позволяет: адекватно планировать  уровень финансового обеспечения  потоковых процессов на промышленных предприятиях; с достаточной степенью достоверности определять ожидаемый объем прибыли как на отдельных функциональных участках логистической системы, так и в целом по предприятию; прогнозировать изменения прибыли и рентабельности в зависимости от изменения объема производства, цен на продукцию, величины переменных или постоянных затрат; повысить уровень анализа фактического положения предприятия; принимать эффективные управленческие решения о развитии деловой активности и совершенствовании процесса производства; максимизировать прибыль предприятия. Однако с появлением новых инструментов для управления 
рисками управление денежными средствами становится более сложным и в то же время более совершенным.

Оптимизация финансовых потоков для коммерческого предприятия - это по сути управление расчетными, депозитными и прочими счетами, с целью уменьшения рисков банковского обслуживания, уменьшения стоимости обслуживания и затрат на их сопровождение внутри компании. Цель вобщем-то проста - снижение рисков от вероятных действиях гос.органов и контрагентов в случае рисковых ситуаций, в целях управления\ проектами и отдельными бизнесами, консолидации прибыли и формирования специальных фондов для инвестиций и прочих расходов, благодаря чему можно выписать право подписи по конкретному счету конкретному менеджеру...

Все остальное - это управление ликвидностью и оптимизация использования  собственных оборотных средств...

 

1.3Основные характеристики финансового потока

 

Рассмотрим основные характеристики финансового потока. К ним относятся объем, стоимость, время и направление. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей предприятия и его места в логистической системе.Объем потока указывается в его документарном, электронном или каком-либо другом сопровождении в денежных единицах. Стоимость потока определяют затратами на его организацию, а время характеризует его доступность. Как время, так и направление финансового потока определяют по отношению к организующему его предприятию. Различают входящие и исходящие потоки. Например, предоплата — входящий поток, а оплата поставок — исходящий поток.

Характеристики  финансовых потоков

Характеристики финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере  взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. По всем движениям денежных средств от предприятия в направлении других участников логистического процесса (к потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми итаможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков) рассчитывают время и объем поступлений и вложений, стоимость кредитных средств, определяют направления результирующих потоков, другие необходимые для управления потоками характеристики.

Понятие результирующего финансового потока связано уже не с одним, а с несколькими потоками. Здесь следует ввести понятие финансовая операция — совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации — финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.

Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько  эффективны воздействия на потоки. Можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходят неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока, которая характеризует интенсивность деятельности и определяется объемом результирующего потока в единицу времени. При организации закупок, можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (выходящий финансовый поток).

Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению  схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов в ЛС.


Информация о работе Финансовые потоки в логистической системе