Анализ и оценка эффективности логистических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой логистических решений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность процесса принятия логистических решений;
2. рассмотреть виды подходов к принятию решений в логистике;
3. рассмотреть значение экспертных систем в процессе принятия логистических решений;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 107.86 Кб (Скачать)

- одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной  экономике рентабельность является  необходимым условием функционирования  любого торгового предприятия.  В связи с этим, при построении  ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы .

Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие  стадии:

розничный торговля ассортимент товарный

- внедрение - закупаются сравнительно  небольшие партии товара у  хорошо известных поставщиков;

- рост - закупка больших партий  товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение  непрерывного завоза, сосредоточение  в магазине больших товарных  запасов;

- зрелость - снижение закупочных  цен, отказ от услуг слабых  поставщиков минимизация торговых  запасов, реклама;

- устаревшие - распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:

1. Определяется перечень основных  групп и подгрупп товаров, реализуемых  в магазинах.

2. Осуществляется распределение  отдельных групп и подгрупп  товаров в разрезе потребительских  комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов  и разновидностей товаров в  рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный  перечень товаров для данного  магазина, предлагаемый для реализации  обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов, в первую очередь, определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать  сложившуюся структуру товарооборота  предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов  по торговле отдельными группами товаров  и некоторые другие факторы.

В зависимости от условий поставок, удаленности оптовых баз и  иных факторов необходимо производить  сравнительный анализ между числом поставок и объемом партии товара. Показательным, в частности, является график зависимости издержек на поставку товаров, рис.1

Рис.1. Зависимость издержек по завозу от числа поставок

Если потери от дефицита сопоставимы  с затратами по формированию и  хранению запасов, то критерием оптимальной  стратегии следует признать совокупные издержки управления запасами, включая потери от дефицита (дефицит - это упущенная выгода). Запаздывание поставки товаров - это потери, связанные со снижением эффективности использования складских помещений, простоями персонала и оборудования.

Использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной, согласованной стратегической схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения и направленность запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия. Основными элементами стратегической схемы являются изучение торговой зоны и прочие логистические исследования. В рамках логистики необходимо проводить анализ покупателей в магазине, отслеживать мониторинг спроса и конкуренции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Логистические решения на предприятии.

2.1 Логистические решения  современных предприятий в процессе  бизнес планирования

Стремясь повысить эффективность  своей работы, предприятия всегда пытались контролировать технологические  стадии, которые предшествуют основному  производству или следуют за ним. Первые наиболее известные попытки  создания реально функционирующих  вертикально интегрированных бизнес-систем были предприняты Дж. Гетти и Г. Фордом. В свое время Дж. Гетти так определил стратегию развития своего бизнеса: «В 1932 г. нефтяные месторождения продавались по самым низким за всю историю их существования ценам. Чем больше я про это думал, тем больше убеждался в возможности создания технологически замкнутого, интегрированного с начала и до конца, независимого от других бизнеса. Это мог быть бизнес, который бы обеспечивал не только разведку и промышленную эксплуатацию месторождений нефти, но и ее транспортировку, переработку, а также транспортировку и реализацию продуктов переработки по каналам оптовой и розничной торговли». Г. Форд планировал стать собственником и управлять всеми технологическими стадиями, которые предшествуют появлению автомобиля, начиная с основания каучуковых плантаций и добычи железной руды. 
 
Подобным принципам стратегического развития продолжают успешно следовать предприятия различной отраслевой принадлежности, например ведущие нефтегазовые компании мира. Вместе с тем, с позиции сегодняшнего дня, во многих бизнес-ситуациях развивать стратегию вертикальной интеграции не представляется целесообразным. В последние три десятилетия в мировой экономике прослеживается обратная тенденция — предприятия пытаются повысить свою конкурентоспособность, концентрируясь на направлении своей работы, рассматриваемом ими в качестве основного. В этих условиях происходит переход от вертикальной к, так называемой, виртуальной интеграции. Для того чтобы этот переход стал успешным, менеджеры предприятий должны научиться управлять активами и процессами, которые не могут контролировать прямо, но эффективность функционирования которых должны отслеживать. Ключом к решению данной задачи может служить развитие концепции управления цепями поставок, которая в XXI веке, по прогнозам специалистов, должна стать доминирующей. При этом управление цепями поставок рассматривается значительно шире, чем просто форма интеграции, занимающая промежуточное положение между вертикальной интеграцией и отдельными предприятиями. Ее можно интерпретировать и как теорию управления, и как совокупность операций, процессов и функций, которые, собственно, обеспечивают реализацию этой теории.  
 
Концепция управления цепями поставок кардинально меняет традиционную философию управления предприятием. Она исходит из предположения, что предприятие может достичь максимального значения рыночной стоимости (контролируемой ли рынка, прибыли и т. д.) благодаря содействию достижения конкурентных преимуществ конечного в цепи поставок продукта (услуги), а не за счет развития конкурентных отношений со своими непосредственными поставщиками или потребителями.  
 
В этих условиях между собой конкурируют не отдельные предприятия, а цепи поставок, в состав которых эти предприятия входят. «Приводя» определенный продукт (услугу) на рынок, цепи поставок могут отличаться технологиями производства, структурой маркетинговых каналов и другими характеристиками. 
 
Исторически концепция управления цепями поставок впервые была сформулирована в контексте исследований по интеграции логистических функций, т. е. функций транспортировки, управления запасами и складирования. Положения логистики как науки, продолжают оказывать значительное влияние на становление концепции управления цепями поставок. При этом, дальнейшее развитие самой логистики происходит в неразрывной взаимосвязи с концепцией управления цепями поставок. 

Понятия и определения

Как показывает сравнительный  анализ некоторых общепризнанных толкований понятия «цепь поставок», между  ними нет кардинальных противоречий. Основываясь на этих толкованиях, цепь поставок можно определить как последовательность субъектов хозяйствования — от поставщиков  сырья, материалов, деталей, узлов и  комплектующих до потребителей конечного  продукта, которые, обеспечивая производственные, торговые, логистические и другие процессы непосредственно связаны  с движением материальных и соответствующих  им информационных потоков. 
 
В свою очередь, концепция управления цепями поставок представляет собой системный стратегический подход к обеспечению эффективного движения материальных и соответствующих им информационных потоков в цепях поставок с целью удовлетворения требований конечных потребителей. Этот подход, будучи осознанным и принятым предприятиями-участниками цепей поставок, реализуется ими через внедрение в процессы управления принципов, носящих интеграционный характер. Среди данных принципов рассматриваются координация и кооперация, рациональное распределение прибыли и рисков, обмен информацией, функциональная интеграция, а также развитие интеграционных отношений.  
 
Согласно определению, предложенному в 1998 г. Советом по логистическому менеджменту (США) — одной из ведущих мировых профессиональных ассоциаций логистиков, логистика это: «... та часть процесса цепи поставок, которая обеспечивает планирование, реализацию и контроль эффективного перемещения и хранения товаров, услуг, а также соответствующей информации от места возникновения до места потребления с целью удовлетворения требований потребителей».  
 
Осознание характера связи между понятиями логистики и управления цепями поставок дает основание сделать вывод, что в условиях формирования новых и реинжиниринга действующих цепей поставок, одним из наиболее важных остается вопрос разработки рациональных систем логистического обслуживания. Основными, и вместе с тем такими, что взаимодействуют на условиях логистических компромиссов, направлениями разработки таких систем выступают функциональные сферы логистики. 

Рассмотрим более подробно проблему логистического обслуживания. 
Анализируя проблемы логистического обслуживания, необходимо учитывать следующее. Подходы к разработке и эксплуатации систем логистического обслуживания предприятий, которые поддерживают конкурентные отношения, и предприятий, которые, наоборот, развивают интеграционные отношения, т. е. соответствующие концепции управления цепями поставок, существенно отличаются между собой. В первом случае, в принципе, не идет речь о формировании целенаправленного (эффективного) поведения, т. е. о процессе управления как системы цепи поставок в целом, так и логистической подсистемы. Здесь можно вести речь только о формировании рациональной системы логистического обслуживания с позиции отдельных предприятий. Во втором случае, когда в цепь поставок привносится концепция управления ею как целостной системой, возникает задача разработки рациональной подсистемы логистического обслуживания с позиции собственно цепи поставок.   
 
Первая проблема, требующая решения,— какому из предприятий (стороне) звена цепи поставок следует принять на себя ответственность за обеспечение той или иной логистической услуги. Возникновение данной проблемы обусловлено тем, что именно логистические операции обеспечивают «переход» продукта от одного предприятия к другому. При этом сами логистические операции, в отличие от других, которые можно выделить в структуре производственного (торгового) процесса предприятия, потенциально могут выполняться любой из сторон, составляющей соответствующее звено цепи поставок.  
 
Отношения конкурентных транзакций исходят из того, что предприятие повышает эффективность работы за счет своих поставщиков или потребителей. В этих условиях оказать влияние на характер решения производственного (торгового) предприятия относительно целесообразности принятия им на себя ответственности за обеспечение отдельных логистических услуг могут, например, такие факторы как:  
 
- наличие собственного подразделения, предоставляющего логистические услуги, или наличие контролируемой предприятием хозяйственной единицы, которая является субъектом рынка данных услуг;  
 
- соотношение между доходностью основного (профильного) бизнеса и бизнеса по оказанию логистических услуг;  
 
- административно-правовые условия, сложившиеся на рынках логистических услуг.  
 
В определенных обстоятельствах производственные (торговые) предприятия могут прийти к одинаковому выводу относительно целесообразности принятия ответственности за обеспечение определенных логистических услуг: принять или отказаться. При существовании конкурентных отношений между поставщиками и потребителями можно ожидать, что окончательное решение выбора ответственной стороны будет зависеть от уровня сбалансированности распределения власти в отношениях предприятий, составляющих соответствующее звено поставок, и качества их менеджмента. Таким образом, сторона, получающая «право» на логистическое обслуживание в звене поставок, не обязательно в состоянии обеспечить меньшие, относительно другой стороны, логистические затраты, а качество выше, или, по крайней мере, согласующимся с требованиями логистических стратегий потребителей (поставщиков). Вместе с тем, изменения в уровне затрат или качестве логистического обслуживания не обязательно найдут адекватное отражение в цене на тот промежуточный продукт, в себестоимость которого будут включены соответствующие логистические затраты. 
 
Когда предприятия, работающие в определенной цепи поставок, ожидают, что благосостояние их собственников возрастет благодаря привнесению концепции управления, это означает, что философия их деятельности кардинально меняется. Этим изменениям соответствует подход, согласно которому решение относительно проблемы выбора стороны, ответственной за логистическое обслуживание, должно приниматься исходя из степени его влияния на показатели затрат и качества обеспечения движения общего относительно цепи поставок материального и информационного потока. При этом следует учитывать, что при объединении производственным (торговым) предприятием систем логистического обслуживания прилегающих звеньев нескольких цепей поставок (к примеру, только проектируемой и таких, в рамках которых это предприятие уже функционирует), можно ожидать эффекта синергии. В частности, особое значение при выборе сторон, отвечающих за управление процессами перевозок в отдельных звеньях цепи поставок, приобретает анализ условий эксплуатации парков автомобильных транспортных средств, которые привлекаются к транспортному обслуживанию. Решение относительно выбора ответственной стороны может обусловить существенные изменения в значениях эксплуатационных показателей использования таких парков и, как следствие, уровне соответствующих затрат.  
 
Вторая проблема, которая должна быть решена при разработке систем логистического обслуживания,— на каких условиях будет выполняться каждая логистическая услуга. То есть, будет она выполняться силами собственного логистического подразделения (уже функционирующего, или возможность создания которого только рассматривается), силами третьей стороны или предполагается объединение этих вариантов в определенном сочетании. Для обозначения условий логистического обслуживания силами сторонних предприятий как равноценные используются термины «логистическое обслуживание силами третьей стороны», «логистика третьей стороны» и др. При этом словосочетание «третья сторона» указывает, что логистические услуги передаются к выполнению третьей стороне, относительно предприятий, составляющих определенное звено цепи поставок. 
 
Отмечая увеличение объемов логистических услуг, которые передаются для выполнения третьей стороне, как мировую тенденцию, среди факторов, обуславливающих развитие этих процессов, наиболее часто называют давление непрерывно ужесточающейся конкуренции, рост ожиданий относительно уровня логистического обслуживания, прогресс в информационных технологиях. Американские исследователи Р. Лайб, Г. Рендолл, Е. Барди и М. Трейси, анализируя работу в 1990-х гг. фирм индустриально развитых стран, обеспечивающих логистическое обслуживание на условиях третьей стороны, пришли к следующим выводам: 
 
- наиболее часто третьей стороне передаются те услуги, которые должны выполняться на постоянной основе, но они не являются для фирмы основными и требуют использования специализированных активов; 
 
- главная декларируемая причина использования логистических услуг на условиях третьей стороны — снижение затрат или/и повышение качества обслуживания потребителей. По мнению специалистов, обеспечение логистического обслуживания силами третьей стороны позволяют получить доступ к специальным навыкам, снизить риск капиталовложений, повысить эффективность управления, а также воспользоваться преимуществами достижения эффекта экономии масштаба.  
 
Отмечая тенденцию постепенного увеличения доли логистических услуг, выполняющихся третьей стороной, необходимо подчеркнуть, что значительная часть предприятий различных отраслей экономики продолжает отдавать предпочтение собственным логистическим подразделениям, в частности, транспортным. Наиболее часто в перечне факторов, препятствующих переходу на обслуживание третьей стороной, называют потенциальную возможность утраты прямого контроля выполнения логистических услуг, неопределенность относительно уровня их обеспечения, а также вопрос «действительных» затрат, которые будет нести предприятие, передав те или иные логистические услуги к исполнению третьей стороне. Кроме того, выделяют факторы надежности и гибкости логистического обслуживания, отношений с поставщиками и потребителями, продолжительности времени выполнения заказов и т. д.  
 
Важно отметить, что целесообразность основания и дальнейшей эксплуатации собственных логистических подразделений на разных этапах развития экономики различных стран оценивается неоднозначно. Например, в условиях достаточно жесткого регулирования рынков грузовых автомобильных перевозок, имевших место до 70-80-х гг. XX ст. во многих индустриально развитых странах мира, производственные (торговые) предприятия интегрировали транспортные подразделения па условиях собственных, следуя, как правило, цели снижения затрат транспортного обслуживания. Одним из последствий дерегулирования, которое способствовало развитию свободной конкуренции на соответствующих рынках, стало снижение цен на транспортные услуги третьей стороной, при одновременном повышении их качества. В этих условиях роль собственного транспорта начала постепенно меняться. Он начинает рассматриваться не столько как средство минимизации затрат транспортного обслуживания, сколько как средство дифференциации, которое может обеспечить существенно более высокое, по определенным параметрам, качество транспортного обслуживания. По результатам опроса 248 компаний, проведенного в рамках исследований Национального совета собственного грузового автомобильного транспорта (США), в качестве основных факторов, которые обусловливают создание собственных парков автомобильных транспортных средств, были названы (по степени значимости): 
 
- надежность транспортного обслуживания;  
 
- установленная (ограниченно малая) продолжительность времени выполнения заказа на транспортировку;  
 
- возможность быстрого реагирования;  
 
- поддержание контакта с потребителями;  
 
- относительно низкие затраты транспортного обслуживания по сравнению с другими возможными вариантами его обеспечения при таком же уровне качества. 
 
Признавая, что собственные парки автомобильных транспортных средств продолжают иметь существенные конкурентные преимущества относительно третьей стороны во многих бизнес-ситуациях, вместе с тем необходимо заметить, что эффективность их использования остается невысокой. Одна из основных причин этого заключается в том, что игнорируется особая, гибкая, природа таких активов, как автотранспортные средства, их способность к адаптации. Как замечает менеджер дистрибуционной компании А. Арбор: «Когда вы смотрите на промышленные предприятия, склады и другие элементы цепей поставок, то осознаете, что собственные парки имеют наибольшие адаптационные возможности. Они могут перемещаться, а производственные предприятия - нет. Но, не обращая внимания на это, большинство компаний так осуществляет управление собственными парками, как будто они являются неделимыми фиксированными по величине активами. Это абсурд».  
 
Подводя итоги, можно предположить, что дальнейшее конкурентное развитие собственных парков и предприятий, предоставляющих транспортные услуги на условиях третьей стороны, будет происходить по принципу «движения навстречу». И если повышение конкурентоспособности собственных парков в индустриально развитых странах будет связываться, главным образом, со снижением себестоимости услуг, то предприятия, предоставляющие транспортные услуги на условиях третьей стороны, должны будут работать над повышением качества. Решение проблемы повышения конкурентоспособности собственных парков через снижение себестоимости связывается, в первую очередь, с повышением эффективности использования транспортных средств, составляющих эти парки.  
 
Третья проблема, которая должна быть решена при разработке систем логистического обслуживания, возникает, когда менеджеры предприятий предполагают привлечь для выполнения логистических услуг третью сторону. Суть проблемы заключается в оценке и выборе поставщиков логистических услуг.  
 
Задача определения поставщиков логистических услуг, в наиболее общем виде,— многокритериальная. Можно рекомендовать выбирать критерии из показателей таких трех групп: затраты приобретения, качество выполнения логистических услуг, способность предприятий, обеспечивающих логистическое обслуживание, поддерживать ожидаемый уровень показателей затрат и качества в установленном периоде.  
 
Развитие концепции управления цепями поставок при одновременном повышении стоимости и сложности координации работ по логистическому обслуживанию предприятий постепенно приводит к развитию института функциональных поставщиков логистических услуг. Задача определения функциональных поставщиков исходит из необходимости выбора лучшего (ограниченно малого количества лучших) по установленной совокупности критериев. При этом не предполагается ограничение объемов заказов, которые могут быть переданы отдельному поставщику и, соответственно, им приняты к исполнению, по причине ограничений производственных мощностей, структуры парков транспортных средств по специализации и грузоподъемности, уровня знаний и навыков персонала, наличия лицензий и разрешений, условий эффективности использования производственных мощностей и т. д. В качестве ограничений могут выступать только политика и стратегии потребителей и поставщиков логистических услуг относительно условий конкуренции, которые остаются предметом для обсуждения. 
 
На первый взгляд, можно предположить, что в отношениях между всеми предприятиями, составляющими цепь поставок, в которой реализуется концепция управления, необходимо стремиться к внедрению интеграционных принципов. Однако развитие интеграционных отношений требует значительно больших усилий по становлению и поддержанию в дальнейшем, чем развитие конкурентных отношений. Таким образом, менеджер сталкивается с необходимостью решения следующей задачи: в каких случаях развивать принципы интеграции, а в каких следовать условиям, так называемых, обычных рыночных сделок. К примеру, для производственного (торгового) предприятия могут быть приемлемы транспортные услуги, заключающиеся в осуществлении регулярных перевозок грузов на определенных установленных маршрутах, или услуги по хранению, предоставляемые складами общего пользования. В таких условиях отношения с логистическими провайдерами, предоставляющими данные услуги, могут строиться на основе принципов конкуренции. 
 
Таким образом, формирование рациональной системы логистического обслуживания предприятий требует комплексного решения проблем определения предприятий (сторон), ответственных за выполнение логистических услуг, выбора условий обеспечения последних: собственные силы или/и третья сторона, а также распределения заказов между поставщиками третьей стороны.  
 
В приведенной постановке проблемы разработки рациональных систем управления процессами логистического обслуживания сформулированы с позиции производственных (торговых) предприятий. Вместе с тем, и подходы к управлению предприятиями, предоставляющими логистические услуги, в условиях реализации концепции управления цепями поставок должны претерпеть существенные изменения.

Пройдя первичный этап автоматизации торговой деятельности, предприятия все чаще сталкиваются с проблемой упорядочивания складских  остатков и проведения инвентаризации товаров. Казалось бы, в чем сложность? Грамотное ведение учета, приема и расхода товара со склада и торгового  зала должны исключать саму вероятность  неправильной информации по остаткам. Но все не так просто: в силу вступает человеческий фактор - элементарные ошибки могут привести в дальнейшем к  значительному искажению реальности.   
 
Технология штрихового кодирования призвана решить эту проблему - она уже широко применима в розничной торговле, когда продажа практически всех продуктов производится при сканировании штрих-кода.  
 
Штриховое кодирование - это технология автоматической идентификации. Другими словами это совокупность средств и методов автоматизированного учета движения товаров и финансовых потоков, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штрих-кодов. Штрих-код состоит из серии параллельных, расположенных рядом штрихов и промежутков между ними. Существует несколько видов штрих-кодов, все они различаются по типу находящейся в них информации и размеру. 11 
 
Технология проста в применении, а за счет своей широкой распространенности не требует затрат на дорогостоящее программное обеспечение и оборудование. В зависимости от типа символики, в штрих-код можно закодировать цифровую или буквенно-цифровую символики. Например, код EAN-128 может содержать информацию о дате производства данного продукта, поставщике, получателе товара и прочее - данный тип штрих-кода специально разработан для сферы отслеживания грузопотоков. Для маркировки продуктов используется штрих-код EAN-13, причем цифровые данные, которые в него закодированы, являются всего лишь ключом к общей базе данных, из которой можно почерпнуть информацию. Не имея информации по данному коду товара, невозможно понять название, цену, поставщика по 13-ти цифрам. Поэтому здесь возникают определенного рода сложности - кроме правильного учета товара на складе, необходимо заранее получать информацию о планируемых новых поставках, для быстрого поиска нужного наименования в базе данных необходимо, чтобы товар имел штрих-код со всей необходимой информацией.  
 
Когда потребитель ставит условие поставщику начать маркировать продукцию штриховым кодом или прекратить поставки, в преимуществах штрихового кодирования убеждать не приходиться. Иначе говоря, некоторые выгоды от применения штрихового кодирований определить достаточно просто. Некоторые же выгоды подсчитать очень трудно.  
 
Практика показывает, что ручной сбор и ввод данных (когда первичные записи делаются вручную на бумажных носителях, а затем собранные данные вводятся в компьютер с помощью клавиатуры) обходится дорого по трем причинам.   
 
Ручной сбор данных продолжителен во времени и порождает значительное количество ошибок. Штриховое кодирование позволяет значительно повысить скорость (примерно в 15 раз) и точность (примерно в 10 тысяч раз) сбора и ввода информации, по сравнению с ручным способом. 
 
Ручной сбор данных настолько дорогостоящ и неточен, что часто предприятия отказываются от сбора важной информации. Используя ручной метод сбора и ввода информации, многие не собирают ту информацию, которая им нужна. Следствием этих проблем является значительное увеличение себестоимости, что сказывается на всей организации, а иногда - на целой отрасли.   
 
Любое использование штрихового кодирования может быть проанализировано с точки зрений его влияния на объем продаж, прибыль и накладные расходы. Рассмотрим следующие два примера.   
 
Пример 1. Цена неточностей в инвентарных операциях   
 
Теоретически инвентарные записи всегда должны быть очень точными. Если записи о каждой операции с товарно-материальными запасами делаются в реальном масштабе времени, то учет запасов будет точным. Однако на практике ежедневно совершаемые ошибки понижают точность учета. Одно из решений проблемы - проводить чаще инвентаризацию материальных запасов, чтобы вовремя выявить ошибки и их причины,  
К сожалению, проведение инвентаризации традиционными методами - далеко не самое приятное мероприятие, и иногда из-за этого предприятия не проводят инвентаризации так часто, как могли бы. Это ведет к искажению учетных данных: трудно ответить на вопросы "Что есть? Сколько? Где находится?" Последствия таких ошибок могут привести к краху всего бизнеса:  
 
1.1. Потеря продаж: если вы говорите заказчику, что у вас нет того, что ему надо, а на самом деле это у вас есть - вы теряете продажу. Если вы пропустили дату отгрузки - вы можете потерять заказ. Теряя свою репутацию у клиентов из-за задержек поставок, - вы, в конце концов, теряете заказчиков. 
 
1.2. Потеря прибылей: когда вы покупаете у конкурента продукцию, отсутствующую у вас по учетным данным, чтобы поставить ее своему заказчику, вы уменьшаете свою прибыль. Вы просите заказчика оставить по ошибке поставленное лишнее количество продукции, предоставляя ему отсрочку платежа, так как это лучше, чем оплачивать возврат продукции обратно. Вам приходится оплачивать по срочному тарифу транспортировку груза, который по учетным данным есть, но его не оказалось. Вы оплачиваете более высокие цены, когда просите продавца поставить вам небольшое количество продукции, чтобы ликвидировать ее дефицит, отсутствующий по данным учета.   
 
 
Пример 2. Увеличение накладных расходов   
 
Неуверенность в точности инвентарного учета часто приводит к созданию товарных резервов, что снижает оборачиваемость товарных запасов. Если учетные данные содержат ошибки, то производительность выполнения заказов снижается, так как приходится затрачивать время на поиск нужной продукции.  
 
По всем причинам, указанным выше, штриховое кодирование наиболее часто используется для проведения годовой инвентаризации и регулярных учетных мероприятий, потому что использование штрихового кодирования проще, дешевле, точнее и производительнее ручных методов.   
 
 
Когда не та продукция или неверное количество продукции поставляется заказчику, это приводит к дополнительным затратам.   
 
Ошибки для отправки товаров клиенту при подборе и поставка заказанных товаров увеличивает транспортные издержки. Производительность обработки материалов падает, если требуется повторная складская обработка товаров, возвращенных клиентами из-за ошибок отгрузки, и нужно по-новому отбирать товар для отправки.   
 
Применение терминалов   
 
Гораздо быстрее и легче провести процесс инвентаризации, а также прием и учет расхода товара со склада с помощью терминала сбора данных.  
 
Само название устройства определяет сферу его назначения. Терминал - это специализированный промышленный микрокомпьютер, обычно со встроенным сканером, необходимый для решения ряда задач автоматизации учета. Прежде всего это компактное, легкое и полностью автономное устройство - большинство терминалов не превышают по размерам и весу пульт дистанционного управления телевизора или сотовый телефон. Терминал предназначен для продолжительного использования и поэтому должен длительное время работать от обычных батареек или от перезаряжаемых аккумуляторов. Кроме этого, к нему предъявляются повышенные требования по эргономичности, пыле- и водонепроницаемости, долговечности и ударопрочное, так как зачастую условия эксплуатации такого типа устройств далеки от идеальных.   
 
Принципиально все терминалы сбора данных, ориентированные на работу со штриховым кодом, можно разделить на несколько классов.   
 
Во-первых, они могут быть снабжены устройством радиочастотного приема-передачи данных. В этом случае терминал в процессе работы постоянно находится на связи с информационной системой, которой он управляется и с которой он обменивается данными, полученными в ходе работы. Кроме этого, работа с терминалом, если нет радиочастотного модуля, то накопление данных производится автономно, и обмен данными ведется через коммуникационную подставку.   
 
Другим принципиальным отличием одних терминалов от других является тип встроенного сканера штрихового кода. Это может быть светодиодный или лазерный сканер. Необходимо отметить, что большинство терминалов оборудованы именно лазерным сканером. В противном случае оператор вынужден прикасаться терминалом к поверхности, на которую нанесен штриховой код. Такой режим работы, особенно в ходе складских операций, представляется весьма неудобным. Наоборот, лазерный сканер позволяет считывать штриховой код на расстоянии, а в некоторых моделях, на весьма значительном расстоянии до 3-5 метров.   
 
Тип интерфейса ввода - вывода также делит терминалы на несколько групп. Надо заметить, что наиболее популярным типом интерфейса является RS232 (СОМ-порт). Установка терминала на коммуникационную подставку, снабженную инфракрасным интерфейсом, освобождает от необходимости подключать кабель к терминалу.  
 
Сферы применения терминалов сбора данных различны - это не только торговая и складская деятельность, но и производство, логистика, транспорт и множество других приложений. Обширны и решаемые терминалами задачи - от простейшего накопления данных (например, об остатках товара на складе) до помощи пользователям в принятии решений (на основе введенной накладной терминал может выдать кладовщику рекомендуемый маршрут для обхода мест хранения продукции).   
 
Рассмотрим первый класс задач для терминалов - задачи накопления информации. Классическим примером является инвентаризация склада. Человек с терминалом проходит вдоль стеллажей с товаром, считывает штрих-код и вводит количество товара. Затем терминал подключается к компьютеру, и инвентаризационная ведомость автоматически заполняется данными. Быстро, удобно и надежно. Как вариант, возможно предварительное занесение в терминал каталога товаров - тогда при считывании штрих-кода на экран терминала будет выведена информация о названии товара, его цене, сроке реализации и пр. При таком подходе пользователь не будет работать "вслепую". Возможность работы с предварительно загруженными справочниками открывает дополнительные возможности. Например, если загрузить и терминал справочники размеров и цветов товаров, то такая сложная работа, как учет не штрих-кодированной одежды "В ассортименте", будет сделана быстро и без лишних нервов - надо будет только выбрать из предложенного терминалом меню нужные характеристики "базовой" модели.   
 
Примеров использования терминалов для сбора информации - создание накладных по приходу и расходу товаров, оформление предварительных заказов в торговом зале, выездная торговля и прочее - можно привести множество. А значит - и вариантов программного обеспечения, загруженных в терминал, должно быть огромное количество.   
 
Пример из практики:   
 
Японская компания YAMAHA с помощью терминалов сбора данных автоматизировала свой распределительный центр, находящийся в Европе. В функции распределительного центра входит оформление прихода товаров и запчастей, складирование, промежуточная пересортировка и сбор заказов на комплектующие.  
 
Технология базируется на использовании высокопроизводительного сортировочного конвейера в совокупности с технологией штрихового кодирования. Каждому товару, поступающему на склад, присваивается уникальный номер, содержащий штрих-код, а также номер места (либо паллеты), на котором данный товар находится.   
 
Работник центра, производящий подбор заказа, получает терминал с загруженным заданием, на дисплее которого последовательно отображается информация о том, какой товар необходимо собрать, и его месторасположение. После завершения подбора выдается сообщение об окончании работы, и информация выгружается в основную базу. Таким образом, любое перемещение товара по складам, формирование заказов или разукомплектация оформляется через терминал и отображается в базе данных.  
 
Принтеры этикеток:   
 
Печать штрих-кодов осуществляется при помощи специальных принтеров. Принтер прямой термопечати - это этикеточный принтер, который печатает этикетки, используя метод нагрева для появления "точек", из которых состоит изображение, на чувствительном слое специально подготовленной бумаги. Изображения, отпечатанные по этой технологии, чувствительны к нагреву, солнечному свету, ультрафиолетовым лучам и приложенному давлению. Эти наклейки подходят для наклеек с недолгим сроком жизни (около 2-3 лет), так как они теряют качество изображения с течением времени.  
 
Принтеры прямой термопечати обычно дешевле термотрансферных принтеров, потому что они не имеют механизма и управляющей электроники, требующихся для управления термотрансферной лентой. Термотрансферный принтер печатает изображения, используя нагрев для расплавления специального красящего слоя на ленте и переноса его на наклейку (бумажную, пластиковую, металлическую и т. д.). Существуют разные типы термолент, которые позволяют использовать термотрансферную печать практически в любом приложении, требующем наклеек, включая агрессивные среды.   
 
В качестве вывода приведем перечень преимуществ от использования штрихового кодирования:   
 
 
1. Увеличивается доля информации, вводимая в реальном масштабе времени. 
 
2. Повышается точность данных о товарных запасах.   
 
3. Уменьшаются затраты на проведение инвентаризаций.   
 
4. Уменьшаются расходы на ввод данных.   
 
5. Повышается точность и актуальность данных, снимаемых с контрольно-кассовых узлов.   
 
6. Уменьшается количество ошибок при подборе товаров и их отгрузке.  
 
7. Увеличивается производительность обработки материалов.   
 
8. Увеличивается объем продаж.   
 
9. Выявляется дефицит продукции.   
 
10. Уменьшаются резервные запасы.   
 
 
Любой из этих пунктов оправдывает внедрение штрихового кодирования, однако, когда маркировка продукции штриховыми кодами и электронный обмен документами (EDI) внедряются в рамках целой отрасли, то отдельные предприятия отрасли могут извлечь из этого значительные выгоды, что сказывается на конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.   
 
Штрих-кодирование - один из важнейших факторов конкурентоспособности продукции предприятия, особенно на внешнем рынке. 

         

На смену штрихкодированию приходит новая технология бесконтактной идентификации объектов - радиоэтикетки (RFID). Нововведение открывает головокружительные перспективы в области логистики.  
 
Преимущества RFID-технологии по сравнению с обычными способами контактной маркировки и идентификации в особых доказательствах не нуждаются. Радиометки можно считывать дистанционно и сразу с многих объектов. 

Система радиочастотной идентификации  состоит из метки, которая несет  информацию об объекте, считывающего устройства, которое получает информацию от объекта, и хост-устройства, которое производит непосредственно обработку данных, полученных путем считывания с метки.Связь между меткой и считывающем устройством и передача информации осуществляется посредством радиоволн.12

В логистике существуют примеры  комплексных разработок с использованием RFID — для морских контейнерных перевозок. Каждый контейнер оснащается меткой RFID,содержащей информацию о грузе и скомбинированной с датчиками (например открытия, содержания кислорода и т. п.) и передающей данные на центральную станцию сбора данных на борту контейнеровоза, которая в свою очередь передаёт данные через спутниковую связь. Таким образом владелец груза получает возможность отслеживать местоположение и сохранность груза.

В Германии на экспериментальной площадке сети гипермаркетов METRO проводится эксперимент  по внедрению радиочастотных меток  во всех магазинах сети, в том  числе и в России. Планируется, что ручные считыватели у кассиров в ближайшее время перестанут использоваться. В случае, когда  товар маркирован радиочастотными  метками, покупатель, набрав продукты в тележку, провозит её через своеобразный турникет на расчётно-кассовом узле. Установленные  сканеры автоматически считывают  по радиоканалу всю информацию о  товаре, который лежит в корзинке. Продукты даже не надо доставать из тележки. Сразу же печатается чек. Если расчёт покупатель ведет с помощью  кредитной карты, то и присутствие  кассира в этом случае уже не требуется.

2.2 Оценка логистического  решения предприятия  ЗАО «Траст»

Характеристика ЗАО  «Траст»

Хозяйствующий субъект является предприятием группы компаний, в которую  входят также собственная типография полного цикла, два завода, специализирующихся на выпуске специализированной техники, дорожных знаков, барьерного ограждения, модульных зданий и др., большой  сельскохозяйственный комплекс по выращиванию  и переработке продукции плодовых и зерновых культур, совместное предприятие  по производству зерноуборочных комбайнов  «Сампо-Ростов» и т.д. Предприятие основано в 1993 году и является одним из самых крупных поставщиков спецтехники в России, а также странах Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности логистических решений