Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы: «Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников».
Задача этой курсовой работы - рассмотреть:
Какую роль транспортировка играет в производстве;
Какие существуют виды транспорта и способы транспортировки;
Какие существуют логистические посредники, и каковы критерии их выбора.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Транспортировка в логистике 4
1.1. Понятие и значение транспортировки 4
1.2. Транспортировка как ключевая функция в логистике предприятия 6
Глава 2. Альтернативы транспортировки 9
2.1. Виды транспорта, их достоинства и недостатки 9
2.2. Основные способы транспортировки 13
Глава 3. Основные логистические посредники и критерии их выбора 21
3.1. Логистические посредники 21
3.2. Выбор перевозчика 21
3.3. Выбор экспедитора 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Фактор  времени является одним из факторов, определяющих эффективность использования различных видов транспорта. На  время доставки  груза  влияет  скорость  перемещения,   скорость  погрузо-разгрузочных работ, а также временные затраты на различные стояночные операции в пути (шлюзование, формирование железнодорожных и речных составов и др.). Авиатранспорт, естественно, самый быстрый способ доставки грузов, но он весьма дорог. Применять его эффективно следует в экстренных случаях или при тщательно спланированной программе поставок. Все больше завоевывает транспортный рынок автомобильный транспорт как с точки зрения фактора времени, так и экономичности. Следует учитывать также скорость доставки грузов альтернативными видами транспорта.

     Критерий  качества доставки является комплексным  критерием, включающим соблюдение сроков доставки, обеспечение сохранности грузов, готовность изменить условия договора, имидж фирмы на рынке, безопасность, качество применяемых процедур управления рисками, например, надежность страховой защиты и др.

     К основным видам транспортировки обычно относят:

  • унимодальную (одновидовую) перевозку;
  • смешанную перевозку грузов (смешанную раздельную перевозку);
  • комбинированную перевозку;
  • мультимодальную перевозку;
  • интермодальную перевозку;
  • терминальную перевозку и пр.

     Охарактеризуем данные виды транспортировок.

     Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза (например потребителю), затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния — автомобильный [4].

     Смешанная перевозка грузов (смешанная  раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

     Признаками  смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

     Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

     Современная логистическая практика транспортировки  связана с все большей экспансией перевозок, осуществляемых одним экспедитором (оператором) из одного диспетчерского центра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермодальные, трансмодальные, комбинированные и пр.) [3].

     Необходимо  отметить, что до сих пор в России нет устоявшейся терминологии по указанным способам перевозки. Обычно «интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта».

     По  определениям UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и — в зависимости от распределения ответственности за перевозку — выдает различные виды транспортных документов.

     Мультимодальной является транспортировка, при которой лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

     В интермодальных системах укрупненные  грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта выступают в качестве клиентов, оплачивающих его услуги.

     В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

     Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.

     Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все белее важные звенья логистических цепей производителей.

     В целом же система критериев для  выбора вида транспортировки может различаться в зависимости от вида перевозимого груза, параметров заказа, динамики бизнеса, в том числе, транспортного и сопряженных с ним отраслей, и других факторов, например:

  • минимальные затраты на транспортировку;
  • заданное время транзита (доставки груза);
  • надежность соблюдения графика доставки;
  • максимальная надежность и безопасность;
  • минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;
  • способность перевозки различных видов груза;
  • частота отправки груза;
  • доступность вида транспорта (способность доставки груза в любую точку назначения и др.)

     В затраты на транспортировку входят как непосредственно транспортные тарифы за перевозку определенного объема груза (выполнение определенного объема транспортной работы), так и затраты, связанные с транспортно-экспедиционными операциями, погрузкой, разгрузкой, затариванием, перегрузкой, сортировкой и т.п., т.е. логистическими операциями физического распределения, сопровождающими транспортировку грузов. Как правило, транспортные затраты (наряду со временем доставки) являются основным критерием выбора вида транспорта и способа перевозки.

     Время доставки (транзитное время) является также как и затраты приоритетным показателем при альтернативном выборе. С другой стороны, доставка груза в точно назначенный срок свидетельствует о надежности выбранной схемы перевозки (перевозчика и других логистических посредников). Кроме того сокращение времени доставки часто дает фирме существенные конкурентные преимущества на рынке сбыта готовой продукции, обеспечивая возможность внедрения стратегии продуктовой дифференциации.

     Наконец, важным условием выбора является обеспечение  сохранности груза в пути, требований стандартов качества груза, международных экологических требований.

     При определенных ситуациях для потребителя  может быть решающим только один критерий, а все остальные не будут приняты во внимание. Так, например, известно, что доставка воздушным транспортом используется, в основном, только для ценных грузов и почты. Однако если отсутствие какой-либо детали приведет к остановке производства, клиента будет интересовать, в первую очередь, может ли поставщик организовать незамедлительную поставку. Естественно, что процедура выбора варианта транспортировки по одному критерию является более простой. Однако выбор редко производится по одному критерию, так как самый быстрый вариант может быть настолько дорогим, что доставка груза по нему не принесет желаемой прибыли или вообще окажется убыточной; самый дешевый вариант доставки может оказаться неприемлемым из-за большой продолжительности перевозки или низкой надежности доставки в договорные сроки. 

 

      Глава 3.  Основные логистические посредники и критерии их выбора

     3.1.  Логистические посредники

     Процесс доставки грузов состоит из последовательных операций по транспортировке: перемещение грузов от грузоотправителей до получения их потребителем, хранение грузов на промежуточных складах, упаковка, маркировка грузовых мест, сбор и разукрупнение отправок и др. Для обеспечения доставки до потребителя необходимо выбрать способ перевозки, технологии доставки, маршрут. Перевозка грузов может выполняться собственным транспортом предприятия или с привлечением логистических посредников, которые выполняют все или отдельные операции по транспортировке, поэтому одной из логистических процедур выбора наряду с выбором способа перевозки и видов транспорта является выбор логистических посредников.

       К основным логистическим посредникам в транспортировке товаров относятся перевозчики и экспедиторы. Первые, как правило, выполняют различные перевозочные услуги, ассортимент которых определяется размерами отправок, различной дальностью перевозки, видами принимаемых к отправке грузов и другими признаками. Экспедиторы выполняют набор комплексных услуг: организовывают перевозку по маршруту, выбирают способ транспортировки и маршрут, координируют работу разных перевозчиков, выполняют таможенное оформление грузов и другие операции. Объем и содержание транспортной экспедиции определяется многими обстоятельствами: видом транспорта, видом сообщения, характером груза, технологией обработки груза и т. д. [2]. 

     3.2.  Выбор перевозчика

     Перед каждой производственной и торговой фирмой стоит проблема выбора между самостоятельной организацией перевозок или покупки услуг стороннего перевозчика. Эта задача известна в мировой практике под сокращением МОВ (Make or Buy Problem) [7].

     Задача  МОВ – это решение вопроса об использовании собственных транспортных средств или транспорта общего пользования.

     Необходимо  учитывать факторы «за» и «против».

     «За» – потребность в перевозках стабильна и достаточно велика, перевозки могут быть осуществлены имеющимися транспортными средствами и т.д.

     «Против» – потребность в перевозках невелика, для их осуществления нет необходимых мощностей и т.д.

     В   решении   задачи   МОВ   участвуют   различные   подразделения   фирмы (снабженческие, технологические, финансовые и др.).

     Если  принять решение: перевозка собственными силами нецелесообразна, то поиск перевозчика  производится путем объявления конкурса, изучения каталогов, анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.д. В результате формируется перечень потенциальных перевозчиков, по которым ведется дальнейшая работа. Параметры отбора могут быть различными, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются надежность обслуживания и приемлемая цена предоставляемого обслуживания. К другим параметрам относятся:

  • сроки выполнения текущих и срочных перевозок;
  • наличие резервных мощностей у перевозчика;
  • организация управления качеством обслуживания;
  • психологический климат у персонала перевозчика;
  • кредитоспособность и финансовое положение перевозчика.

Информация о работе Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников