Возникновение и развитие логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии - единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, т.е. отождествляла законы мышления с законами бытия. Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства - одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, средневековой России. Но в искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Логика в Древней Индии……………………………………………………………………..3
2. Логина Древнего Китая……………………………………………………………………….6
3. Логика в Древней Греции…………………………………………………………………….7
4. Логика в Средние века………………………………………………………………………11
5. Логика эпохи Возрождения и Нового Времени……………………………………………12
6. Логика в России……………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

логика 2011.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

    Немецкий  ученый и философ И.Кант (1724-1804), автор  космогонической гипотезы происхождения  небесных тел (известной в науке под названием гипотеза Канта-Лапласа) различал два типа логики — обычную, формальную, которая изучает формы понятия, суждения и умозаключения, отвлекаясь от их содержания, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный характер и обусловливает возможность всеобщих и необходимых истин. Согласно трансцендентальной логике, логическое мышление, направленное на предметы опыта, дает достоверное и объективное знание.

    Кант  считал, что знание выражается в  форме суждения. Он различал аналитические суждения, которые, не давая нового знания, раскрывают в предикате знание, уже заложенное в субъекте (например: «Все тела протяженны»), и синтетические суждения, в которых знание, заключенное в предикате, синтезируется со знанием, содержащимся в субъекте (например: «Некоторые тела тяжелы»). В свою очередь, синтетические суждения Кант делил на апостериорные, в которых связь субъекта с предикатом основывается на опыте (например: «Некоторые люди чернокожие»), и априорные, в которых эта связь мыслится как предшествующая опыту и даже являющаяся его предпосылкой (например, суждение, выражающее закон причинности: «Все, что случится, имеет причину»).

    Априорные синтетические суждения Канта вызвали  большую дискуссию среди логиков и философов, продолжающуюся до сих пор.

    Одним из вкладов Канта в логику является отличение им логического основания и логического следствия от реальной причины и реального следствия.

    Самый знаменитый представитель немецкой классической философии - Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Он критиковал Канта, в том  числе и по вопросам логики, но его  критика осуществлялась с позиций  идеалистической диалектики. Логика у Гегеля совпадает с диалектикой. Поэтому, критикуя формальную логику, он отвергает последнюю. Гегель, говоря об отражении в мышлении понятий движения объективного мира, объективный мир понимал идеалистически, а именно как инобытие абсолютной идеи. Критику законов формальной логики Гегель дал во второй книге своего труда «Наука логики» в разделе «Учение о сущности».

    Рациональное  зерно философии Гегеля - диалектика. Он разрабатывал проблемы диалектики мышления и диалектической логики.

                            6. ЛОГИКА В РОССИИ

    Русские логики внесли существенный вклад в  развитие логики на уровне мировых логических концепций.

    Первый  трактат по логике появился в России в VIII в. Это был перевод философской главы из «Диалектики» преподобного Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине ХVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики.

    В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается М.В.Ломоносов (1711-1765). Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений, отграничивает суждение от грамматического предложения и др. Д.С. Аничков (1733-1788) в трактате «Заметки по логике, метафизике и космологии» исследовал модальные суждения, подразделяя их на четыре вида - необходимые, невозможные, возможные и не невозможные, сформулировал систему правил для ведения диспутов.

    Философ-материалист  А.Н. Радищев (1749-1802) одним из первых в мировой литературе поставил проблему необходимости логического анализа отношений, которого нет ни в логике Аристотеля, ни в логике средневековых схоластов. Он писал о суждениях, что они представляют собой сравнение двух понятий или познание отношений, существующих между вещами. А.Н. Радищев дает следующую классификацию умозаключений:

1) «рассуждение» (т.е. силлогизм);

2) «уравнение», т.е. умозаключения равенства, основанные на следующей аксиоме: равные и одинаковые вещи состоят в равном или одинаковом союзе или отношении;

3) «умозаключения по сходству».

Русские видные публицисты В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НЛ. Добролюбов активно интересовались философскими вопросами, в том числе проблемами логики. Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательства тезиса. А.И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теоретического мышления и практической деятельности. Н.Г. Чернышевский утверждал, что понятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно, а лишь указывает на его незаконченность.

    Крупнейшими русскими логиками XIX в. были М.И. Карийский (1840-1917) и его ученик Л.В. Рутковский (1859-1920), основные логические работы, которых посвящены классификации умозаключений. Основной замысел логической теории Карийского можно характеризовать как стремление построить аксиоматико-де-дуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т.е. «тождества»), и в ней описать дедуктивные и индуктивные умозаключения, не используя элементы строгой формализации.

    Оригинальными были идеи казанского логика Николая Александровича Васильева (1880-1940). Его идеи возникли в результате изучения проблем традиционной логики, но их значение оказалось столь большим, что оказало влияние на развитие математической логики. Он вслед за другим русским логиком С.О. Шатуновским высказал идею о неуниверсальности закона исключенного третьего. Если Шатуновский пришел к этой идее в результате тщательного изучения особенностей математического доказательства применительно к бесконечным множествам, то Н.А. Васильев - в результате изучения частных суждений, рассматриваемых в традиционной логике.

    Основные  работы Н.А. Васильева: «О частных суждениях, о треугольнике противоположностей и о законе исключенного четвертого»  (1910), «Воображаемая (неаристотелева) логика» (1912) и «Логика и металогика». Н.А. Васильев подкреплял свои концепции формальной аналогией с неевклидовой геометрией Н.И. Лобачевского. Не все современники Васильева оценили его идеи, хотя некоторые из них считали, что он написал «остроумнейшую работу». Логические идеи Васильева можно рассматривать, как некоторые предшествующие мысли (развитые далее в конструктивной и интуиционистской логиках) о неприменимости принципа исключенного третьего для бесконечных множеств. Васильев, кроме того, рассматривает условия, при которых представляется возможным оперировать с противоречивыми высказываниями внутри непротиворечивой логической системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    К какой бы исторической эпохе ни принадлежал  человек, он нуждается в истине. И  первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

    К сожалению, на сегодняшний день не все  научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

    Люди  хотят познать не только закономерности природы и общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.

    Истина  и логика взаимосвязаны, поэтому  значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.

    Истина - такое достоверное знание, соответствие которого объективным явлениям и предметам окружающего мира подтверждено практикой. Учение об истине имеет не только, теоретическое, но и практическое значение. Целью познания является получение истины и использование ее для целенаправленного преобразования мира. Проблемы истины как адекватного (от лат. adaequatus - приравненный, равный) действительности знания ставились уже философами Древней Греции. Классическое понимание истины, сохранившееся по сей день, дал Аристотель: «...Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным.

    Соблюдение  законов логики  необходимое условие  достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами обычно считаются: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

    Логические  принципы не созданы по воле и желанию  людей, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловеческий характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи все люди мыслили по одним и тем же логическим принципам. Законы логики действуют для людей всех национальностей, всех профессий (юристов, врачей, учителей, инженеров, научных работников, космонавтов и т.д.). Знание законов логики способствует культурному, в том числе интеллектуальному развитию личности.

    В условиях научно-технической революции  и возрастающего потока научной  информации все больше возникает  потребность в использовании  новых методов и изобретений  для этого мышление человека должно быть безупречным, логически правильным.

    Закономерности  развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Логика помогает познанию этих законов.

    Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. А ведь заблуждение, приведшее, например, к простой ошибке в расчетах при проектировании космического корабля, повлечет затем и аварию. Дорого обходятся людям их заблуждения!

    Логическое  мышление не является врожденным, поэтому  его можно и нужно развивать  различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики — один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

    Специфическим приемом развития мышления является решение логических задач.

Термин  «логика» происходит от греческого слова  logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» имеет четыре различных смысла:

    1. Специфические закономерности правильного  мышления.

    2. Наука, изучающая закономерности  структуры и развития правильного мышления.

    3. Закономерности развития объективно  существующих вещей и явлений  («логика вещей»).

    4. Определенная последовательность  действий человека.

    Современная формальная логика - это интенсивно развивающаяся наука, которая включает в себя ряд направлений. Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа: традиционная (классическая) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля и математическая (или символическая) логика.

    Логика  нужна всем людям, работникам самых различных профессий. В первую очередь преподавателям, ибо они не смогут эффективно развивать мышление учащихся, не владея логикой. Юристам, которые строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Врачам, ставящим диагноз на основании проявлений той или иной болезни. Логика необходима вообще всем людям - как интеллектуального, так и физического труда.

    Студентам логика поможет в процессе овладения  ими многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных наук и в практической деятельности. Потом, в ходе дальнейшего самообразования, логика поможет им отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в различных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных.

    И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук - логики, т.е. науки о законах и формах правильного мышления. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение и развитие логики