Вопрос как форма мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить, или получить новую информацию на основе уже имеющейся.

Логическая структура вопроса такова:
1) исходное знание;
2)требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию.

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. Логика..docx

— 22.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Анапский  филиал 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

по дисциплине «Логика»

для студентов  заочной формы обучения 
 

Направление: «Экономика»

Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила студентка 13группы:

                                                           Богомолова Е.В. 

                                                                           Проверила:Князева С.Н. 

                            
 
 
 

                                                        Анапа 2011 год 
 

 

     ВОПРОС  – КАК ФОРМА  МЫСЛИ. ВИДЫ ВОПРОСОВ.

     ... Умение ставить  разумные вопросы

     есть  уже важный и необходимый

     признак ума и проницательности.

     И. Кант. Критика чистого  разума. 

    Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить, или получить новую информацию на основе уже имеющейся.  

       Логическая структура вопроса такова:

1) исходное  знание;

2)требование  дополнить или уточнить эту  информацию, перейти от исходного к искомому знанию. 

     Первая  часть вопроса называется его  предпосылкой, или базисом, а вторая - оператором вопроса. Например вопрос: "Перестал ли муж бить свою жену?". Его предпосылка, что муж обычно бил свою жену. Требование уточнить эту информацию (слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении) - оператор вопроса.  

     В естественном языке вопрос выступает  чаще всего в виде вопросительного  предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении "Какой же студент не любит  получать отличные оценки на экзамене?" содержится утверждение, что каждый студент любит получать отличные оценки на экзамене, а вовсе не вопрос.

Или, например, в риторическом вопросительном предложении "Какой он юрист?" содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос.

     Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность. Вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение, или отрицание чего-либо, в то время, как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными.  

     Взаимодействие  вопроса и ответа - типичная форма  диалога в общении между людьми. Поэтому одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Великая познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Вопрос - могучий стимулятор развития знания.  

     BИДЫ ВOПPOCOВ И ИX ПPEДПOCЫЛКИ

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

   1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми или "ли" - вопросами. Закрытыми они называются, потому что по своей форме предполагают ограниченное количество ответов. "Ли" - вопросами - из-за наличия, как правило, в вопросительном предложении частицы "ли". Например, "Верно ли, что в университете работает около 2 тысяч преподавателей?". (Иногда частицы "ли" может и не быть, например: "Ты придешь завтра на тренировку?").

     Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими, открытыми или "что?" - вопросами. Они называются открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено, а "что?" - вопросами их называют потому, что оператор вопроса выражен вопросительными местоимениями типа "Что?", "Когда?", "Почему?", "Где?" и т. д. Например, "Какие автономные округа включает в себя Челябинская область?".

   2. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность). Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен.

     На  логически корректный вопрос можно  дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя.

     Различают несколько типов  логической некорректности вопросов.

     Бессмысленные вопросы.

     а) Вопросы, построенные грамматически  или семантически неправильно, ("Хотели бы вы попасть назад в будущее?"). Все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими  выражениями нет согласования. б) Вопросы, содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны, ("Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?").

     Провокационные  вопросы - вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями и спрашивающий знает об этом. Провокационные вопросы называют еще улавливающими. Посредством провокационных вопросов ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей, запутывают оппонентов. Например, "Перестал ли ты заниматься рэкетом?", если спрашивающий знает, что собеседник никогда им не занимался. При ответе на провокационный вопрос нельзя говорить "да" или "нет", нужно сказать, что вопрос является провокационным и указать на ложность его предпосылки.

     Недоопределенные вопросы. В формулировке вопроса содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае.

Пример: "Вы за или против передачи земли  народу?"  Не ясно, что понимается под народом, под передачей. Продать? Дать бесплатно?

     К недоопределенным можно отнести и безотносительные вопросы-отношение, условие в вопросе определяются ситуацией. Если этого нет, то на вопрос можно ответить по формуле "и да, и нет". В самом деле, разве возможен определенный, однозначный ответ на вопрос "Полезен или вреден дождь?".

     Тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. Пример: "Как зовут Марью Ивановну?"

   3. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.

     Простым называется вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов.

     Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если…, то…". По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть: конъюнктивными, дизъюнктивными, импликативными, эквивалентными, а также смешанными: конъюнктивно-дизъюнктивными, импликативно - конъюнктивными и т. д. Например: "Кем, где, когда и из какого оружия был убит президент США Джон Кеннеди? Это сложный конъюнктивный вопрос, состоящий из четырех простых.

         Примером дизъюнктивного вопроса может служить следующий: "Это было самоубийство или убийство?".

         Пример импликативного вопроса: "Если вы бывали в Италии, то почему не посетили Францию по безвизовому обмену?".

    Пример  эквивалентного вопроса: "Мы сдадим экзамен по логике тогда и только тогда, когда будем усердно готовиться?".

    Пример  смешанного вопроса: "Кто из присутствующих опознал организатора преступления или его пособника, и как они на это отреагировали?".  

   4. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.  

   5.В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа) называют исследовательскими. Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица другому) уже имеющихся сведений.

   (P.S.Вопрос должен быть простым, т.е. кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание, усложняют ответ на них, а порой и лишают возможности дать правильный ответ.) 
 

                                                   Список литературы:

  1. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. - М., 1991. - 250 с.              
  2. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. - СПб., 1994. - 341с.
  3. Свинцов В.И. Логика. М., 1987. - 295с.
  4. Лимантов Ф.С. Вопрос и истина. Вопрос, мнение, человек. - Л., 1971. – 231с
  5. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. - М., 1969. - 254 с.
  6. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. - Л., Наука, 1986. - 246 с.
  7.  

Информация о работе Вопрос как форма мысли