Виды экспериментов

Дата добавления: 01 Декабря 2011 в 09:57
Автор: v*******@mail.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (13.21 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Виды экспериментов.docx

  —  15.58 Кб

Эксперимент – виды, этапы проведения 

Экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается  в том,

что исследователь  осуществляет манипулирование переменными, и наблюдает

эффекты производимые  этим воздействием на другие переменные. Эксперимент

может быть многомерным  в следующих двух отношениях. План эксперимента может

содержать более  чем одну «независимую» переменную (пол, год обучения, метод

обучения арифметике, тип и размер шрифта в учебнике и т. д.). Или более чем

одну «зависимую»  переменную (число ошибок, скорость, количе­ство правильных

ответов, данные различных  тестов и т. д.).

Что же представляет из себя эксперимент и какие основные принципы проведения

экспериментов.?

Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной  связи между

явлениями: исследователь  создает или изыскивает определенную ситуацию,

приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает  за изменениями в

естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие

предположениям, гипотезам.

Нужно сказать, что  эксперимент, как метод эмпирического  исследования, начал

активно применяться  лишь с 20-х годов нынешнего века. И по сегодняшний день

эксперимент в психологии и социологии достаточно сложен по той простой причине,

что организационные  проблемы, связанные с проведением  эксперимента, достаточно

сложны и хлопотливы, а многие процессы по сей день мало изучены для выдвижения

объяснительных гипотез. В данной ситуации для повышения  степени научной

обоснованности результатов  подобного исследования необходимо проводить

повторные эксперименты, используя при этом различные  их виды. А какие виды

существуют?

Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта  и предмета

исследования, 2) по специфике  поставленной задачи, 3) по характеру

экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре  доказательства

гипотезы.

По характеру объекта  и предмета исследования следует  различать

социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально

психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты.

Различия между  этими разновидностями экспериментов  определяются спецификой

соответствующих научных  дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды

экспериментов могут  быть тесно взаимосвязанными, базирующимися  на одних и тех

же процессах реальности.

По характеру объекта  исследования различаются также  реальные и 

мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы

проверяются путем  планомерного управления условиями  социальной деятельности, то

в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления,

а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует

весьма важный признак  экспериментирования - целенаправленное вмешательство в

реальные процессы, преобразование объекта введением  в действие

экспериментального  фактора, многие исследователи не рассматривают  его в числе

разновидностей социального  эксперимента.

По специфике поставленной задачи различаются:

1) Научные и прикладные  эксперименты. Научные эксперименты

направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение

практического эффекта.

2) Проективные и  ретроспективные. Проективные

эксперименты  направлены в будущее: исследователь проектирует  проявления

предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины.

Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией

о совершившихся  событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших

имеющиеся следствия.

3) Одно- и много  - факторные эксперименты. В однофакторном

эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой

переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их

взаимодействии.

По характеру экспериментальной  ситуации следует, прежде всего, различать 

контролируемые и  неконтролируемые эксперименты. На результаты

неконтролируемых  экспериментов оказывают существенное влияние

внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны,

часто остается неизвестной  и сама природа этих факторов. При  контролируемом

эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на

экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального

фактора, и периодическое  измерение значений как экспериментальных, так и

неэксперементальных переменных.

Попытки проведения контролируемого эксперимента, как  правило, приводят к

эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда

пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам

исследования, так  и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем

такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный

инструктаж:

1)     объяснение  целей эксперимента (для чего  все это предпринимается),

2)      объяснение  задач испытуемых (что они должны  делать),

3) призыв к нормальному  спокойному поведению "как  всегда".

В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора

гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее

управляема и контролируема.

Среди полевых экспериментов  различаются активно направленные и

естественные. Активно  направленным считается эксперимент, в котором

исследователь активен: вводит в действие экспериментальный  фактор, который, по

его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому,

исследователь стремится  достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом

эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится

экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий.

Исследователь разыскивает  подходящую ситуацию, где экспериментальный  фактор

находится лишь в  естественной максимальной изоляции от других факторов и лишь

наблюдает за развитием  событий до и после воздействия  изучаемого фактора,

фиксируя их, насколько  это возможно. Следует отметить, что остается спорным

вопрос, являются ли подобные исследования разновидностью эксперимента или

наблюдения. Многие существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность

исследователя, контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и

логическая схема  ее доказательства.

Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться  по логической

структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся  на

параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные)

эксперименты.

В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение  состояний

двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях

это, как правило, экспериментальная и контрольная  группа людей) в одно и то

же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал

воздействие экспериментальный  фактор, контрольной - где этого воздействия не

было.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же

группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в

качестве экспериментальной  после того, как этот фактор оказал (или мог бы

оказать) предполагаемое воздействие.

Описание работы
Экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том,
что исследователь осуществляет манипулирование переменными, и наблюдает
эффекты производимые этим воздействием на другие переменные. Эксперимент
может быть многомерным в следующих двух отношениях. План эксперимента может
содержать более чем одну «независимую» переменную (пол, год обучения, метод
обучения арифметике, тип и размер шрифта в учебнике и т. д.). Или более чем
одну «зависимую» переменную (число ошибок, скорость, количе­ство правильных
ответов, данные различных тестов и т. д.).
Содержание
содержание отсутствует