Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль логики и ее законов в риторике». Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.

Содержание

Введение. 3
Риторика. 4
Предмет и задачи риторики. 5
Связь риторики с другими науками. 8
Логика. 10
Роль логики 11
Основные законы логики. 12
Взаимосвязь логики с риторикой 18
Заключение. 23

Работа содержит 1 файл

Реферат.Связь риторики с другими наками. Роль логики и её законов в риторике..docx

— 47.03 Кб (Скачать)

Минобрнауки Россси

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  универитет»

 

Факультет экономики и  менеджемента

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

 

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

 

Реферат на тему

«Связь риторики с другими  науками.Роль логики  и её законов в риторике»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 720712                                        Кравченко В.А.

 

Проверил доц.каф. русского языка                                             Щенникова Е.П.

 

 

Тула 2012 г.

Оглавление

 

Введение. 3

Риторика. 4

Предмет и  задачи риторики. 5

Связь риторики с другими науками. 8

Логика. 10

Роль логики 11

Основные  законы логики. 12

Взаимосвязь логики с риторикой 18

Заключение. 23

 

 

Введение.

     Меня чрезвычайно заинтересовала тема «Связь риторики с другими науками. Роль  логики и ее законов в риторике».  Прежде всего, я считаю, что данная тема в современные дни имеет большую актуальность. Манера общения, качественность и аргументированность речи, правильная передача своих мыслей –это то, что стоит развивать в повседневной жизни человечества. Средства и методы таких функций человеческой деятельности и изучают такие науки как риторика и логика.

     Изучение данной темы имеет внушительную роль для каждого человека. Поведение индивида в аудитории на публике, его способы передачи информации в массы, манерность общения и взаимодействия с другими- по таким признакам можно многое сказать о развитости человека и его умственной составляющей.

     К изучению вышесказанных проблематик прибегли большинство известных философов и ученых, начиная с Аристотеля и Цицерона и заканчивая Кони и Перельманом. Данную тематику и я не могла обойти вниманием, что вы и увидите дальше в моем реферате.

 

 

 

 

Риторика.

     РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

     В момент  своего возникновения в древности  риторика понималась только в  прямом значении термина –  как искусство оратора, искусство  устного публичного выступления.  Широкое осмысление предмета  риторики является достоянием  более позднего времени. Ныне  при необходимости отличить технику  устного публичного выступления  от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется  термин оратория.

     Традиционная  риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

      Методологическое  отличие риторики и дисциплин  риторического цикла от других  филологических наук состоит  в ориентации на ценностный  аспект в описании предмета  и подчиненности этого описания  прикладным задачам. В Древней  Руси существовал целый ряд  синонимов с ценностным значением,  обозначающих владение искусством  хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Предмет и задачи риторики.

     Различия в  определении предмета и задач  риторики на протяжении ее  истории сводились, по сути, к  различиям в понимании того, какую  именно речь следует считать  хорошей и качественной. Сложились  два основных направления.

     Первое направление,  идущее от Аристотеля, связывало  риторику с логикой и предлагало  считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность  тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать  признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

     Второе направление  также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят  Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

     В эпоху  эллинизма «литературное» направление  укрепилось и вытеснило «логическое»  на периферию дидактической и  научной риторики. Это произошло,  в частности, в связи со снижением  роли политического красноречия  и повышением роли церемониального,  торжественного красноречия после  падения демократических форм  правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение  продолжало сохраняться. Риторика  стала замыкаться в сфере школьного  и университетского образования,  превращаться в литературную  риторику. Она находилась в сложных  взаимоотношениях с гомилетикой  – учением о христианском церковном  проповедничестве. Представители гомилетики  то обращались к риторике, чтобы  мобилизовать ее инструментарий  для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от  нее как от «языческой» науки.  Преобладание «декоративно-эстетического»  представления о собственном  предмете углубляло отрыв риторики  от речевой практики. На определенном  этапе сторонники «литературной»  риторики вообще перестали заботиться  о том, годятся ли их речи  для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы  в данном направлении завершилось  кризисом риторики в середине 18 в.

     Соотношение  сил изменилось в пользу «логического»  направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.

     Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

     Большинство  определений, даваемых риторике  различными ее исследователями  на протяжении веков, помещают  дисциплину в русло одного  из двух охарактеризованных направлений.  Новые представления о дисциплине  отражаются в ряде современных  определений риторики.

     Определения  в русле «логического» направления:  искусство правильной речи с  целью убеждения; наука о способах  убеждения, разнообразных формах  преимущественно языкового воздействия  на аудиторию, оказываемого с  учетом особенностей последней  и в целях получения желаемого  эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

     Определение  в русле «литературного» направления:  Филологическая дисциплина, изучающая  способы построения художественно-выразительной  речи, прежде всего, прозаической  и устной; близко соприкасается  с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

Связь риторики с  другими науками.

 Красноречие рождается  из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим  оратором, по словам Цицерона, «...необходимо  усвоить самые разнообразные  познания, без которых беглость  в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой  речи, и не только отбором, но  и расположением слов; и все  движения души, которыми природа  наделила род человеческий, необходимо  изучить до тонкости, потому что  вся мощь и искусство красноречия  в том и должны проявляться,  чтобы или успокаивать, или  возбуждать души слушателей. Ко  всему этому должны присоединиться  юмор и остроумие, образование,  достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»

     Из этого высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение риторики — теория убеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?

     Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой и театром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

     В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи — все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

     Основное требование к современной речи — это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем — обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.

      Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.

      Психология,      педагогика    помогут    оратору   (говорящему)    выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.

      Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.

     Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

Информация о работе Связь риторики с другими науками.Роль логики и её законов в риторике