Суждение. Простые суждения. Гипотеза. Виды и этапы построения

Дата добавления: 11 Января 2011 в 12:00
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (82.64 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Суждения._Простые_суждения. Гипотеза и её виды..doc

  —  254.50 Кб

    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ) 

    ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

    ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ 
     
     
     
     
     
     
     
     

Балабиной Елены Сергеевны

Суждение. Простые суждения.

Гипотеза. Виды и этапы построения. 
 

    Реферат по  «Логике» студента

    1-го  курса очной (очно-заочной) формы  обучения  
     
     
     
     
     

   
 
Руководитель

    _____Татьяна Александровна__________

_______Селеменева___________________ 

                                  

 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011

Содержание 
 

1.Введение……………….………………………………………………………….3

     Суждение

2. Общая  характеристика суждений………………………………………………4

3.Структура  суждений……………………………………………………………...6

4. Структура  простых суждений…………………………………………………...7

5. Виды  простых суждений…………….…………………………………………..8

6. Распределенность  терминов в суждении………………………………..……..11

7. Модальность суждений: сущность и виды…………………………………….13

8. Отношения между суждениями……………………………..………………….14

  Гипотеза

9. Сущность и логическая структура гипотезы…………………………..………15

10. Виды гипотез……………………………………………………..……………..17

11. Этапы разработки  гипотезы………………………………………….………..19

12. Выводы………………………………..………………………………………   22

13. Список используемой  литературы…………………………………………….23  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Как самостоятельная наука логика сложилась  более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

   Слово «логика» многозначно. Когда говорят о логике фактов, вещей, событий, имеют в виду закономерности природы и общества. Они изучаются естественными и общественными науками. Это объективная логика.

   В выражениях «логика рассуждений», «логика  доказательства», «железная логика»  это слово употребляется в  значении закономерностей мышления, обуславливающих ясность мыслей, последовательность и обоснованность рассуждений. Это объективная логика, логика мышлений.

   Логику  мышления – законы, которым подчиняется  мышление человека, формы, в которых  существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.

   Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки и независимо от неё. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

   Из  этого следует, что люди правильно  мыслят, не зная логики, подобно тому как они правильно говорят, не зная грамматики, и правильно ходят, не зная теории ходьбы. Из этого напрашивается вопрос, а может изучать логику не надо? А может быть был прав немецкий философ Гегель, о том что логика «учит» мыслить так же, как физиология «учит» переваривать.

   Те  знания в логике, которыми человек  обладает подсознательно, их достаточно (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но таких знаний не хватает в профессиональной деятельности – в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность помимо приобретенных навыков, опирается и на знание теории.

   Мышление  – процесс значительно более  сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально  подготовленных людей – в публикациях  журналистов, выступления радио- и  телеобозревателей, речах политических деятелей.

   Способность мыслить – важнейшая способность  человека. Разум и мышление необходимо постоянно развивать. Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления, приемы и операции в мыслительной деятельности. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим  мыслям.

  Уже в конце 17 века в России впервые начали создавать заведения классического типа, в которых логика являлась обязательной дисциплиной. В настоящее время в нашей стране, учитывая важное значение логики в работе юриста, логика преподается во всех высших и средних учебных заведениях юридического профиля.

  В данной контрольной работе мы рассмотрим  такие понятия как: «Простые суждения и их виды» и «Гипотеза и её виды». Оба этих понятия широко применяются  в следственной и оперативно-розыскной практике.  
 
 
 
 
 
 
 

Суждения 

Общая характеристика суждений 

   Познавая  объективный  мир, человек раскрывает связи между предметами и их приз-наками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Человек находит сходство и различие между предметами и приписывает им какие-либо признаки - значит, судит или рассуждает.

   Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предметов. Логическая функция  суждения состоит  в том, что, сопоставляя одно понятие с другими, мы судим о предметах реального мира. Посредствам суждения мы охватываем предмет в различных его проявлениях. Например, высказывая суждения «Право есть надстройка»; «Право есть совокупность правил поведения»; «Право не существует без государства» и т.д. мы можем выявить здесь разные стороны права и его связь с другими явлениями. Суждение может быть либо истинным, либо ложным.

  Истинные - это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными».

  Ложные - это такие суждения, где связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все осужденные к лишению свободы - рецидивисты». Это суждение ложное, так как очевидным фактом современной судебной практики является то, что только некоторые осужденные к лишению свободы являются рецидивистами, то есть людьми, которые совершили преступление, аналогичное тому, за которое они были ранее осуждены.

  Связи и отношения выражаются в суждении посредствам утверждения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Федерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается;  в суждении «Некоторые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступный деяний и их умышленным характером отрицается.

  Суждения  выражаются повествовательным предложениями, в них закрепляется определенная информация, утверждающая или отрицающая что-либо и характеризующаяся истинностью или ложностью.

  Вопросительные  и побудительные предложения  суждений не выражают; их значение не в передаче информации, а в побуждении к её получению.

  От  вопросительных предложений так  же стоит отличать вопросительно-риторические (риторические вопросы) содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса, они могут быть как истинными, так и ложными. Например, «Разве так можно поступать?», « Так поступать нельзя.».

  Побудительные предложения, выражающие волеизъявление, имеют своей целью призвать к выполнению определенных целей. Они так же не выражают суждений: ничего не утверждают и не отрицают, не являются ни истинными ни ложными. Например, «Стойте!»,  «Следуйте за мной».

  Таким образом, предложение - это форма суждения, а суждение является смысловым содержанием предложения.

  С логической точки зрения суждение формируется  с помощью понятий. Оно не может  существовать без понятий, но и понятие  не может быть без суждения, так  как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Например, мысль, заложенную в понятие «криминалистика», можно раскрыть через следующее суждение: «Криминалистика - это наука, разрабатывающая систему специальных приемов и средств собирания, исследования и оценки судебного доказательства». Вместе с тем суждение и понятие имеют некоторые различия:

  - связь суждения и понятия отражает  объективную связь общего и единичного. Понятие отражает единичное, то есть только те существенные признаки конкретного предмета или класса однородных предметов, которые выделяют, отличают его от других, выражают его сущность, индивидуальность. Например, понятие «преступление, совершенное по неосторожности» отличает данное преступление от всех других преступлений. Суждение же выражает общее - сходство или различие любых свойств и сторон предметов и явлений. Например, суждение «Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности» обобщает существенные признаки данного вида преступления у любых деяний с указанными признаками.

  - суждение отличается от понятия  по генетической и функциональной характеристикам. Генетически понятие возникает на базе логических приемов по выявлению существенных признаков предметов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование понятия проходит исторически длительный путь, включающий опыт многих людей. Рождение же суждения сиюминутно-конкретно и связано с опытом и знаниями отдельного человека.

  Функционально понятие отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

  - суждение отличается от понятия  способом грамматического выражения  - предложением.

  - завершенный акт мысли начинается с суждения, то есть с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру - отражение объективных свойств и связей между предметами и явлениями

  - характерной особенностью суждения  является то, что оно - при логически  правильном его построении - истинно  или ложно. Понятие же не  имеет формально-логических истинностных  характеристик.

  Таким образом, суждение и предложение  образуют единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, т.к. отождествление суждения как фору мышления и предложения как языкового выражения порождает ошибки в их анализе.

  По  форме суждение- более сложная  структурная единица мышления, чем понятие, хотя многие научные понятия формируются из суждений.

  Суждения  делятся на простые и сложные. Простые суждения представляют собой  связь  двух понятий, сложные   - связь двух или более простых  суждений. Например, «Сидоров имеет высшее юридическое образование» - простое суждение, «Наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния»  - сложное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Структура суждений 

  Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.

Страницы:123456следующая →
Описание работы
В данной контрольной работе мы рассмотрим такие понятия как: «Простые суждения и их виды» и «Гипотеза и её виды». Оба этих понятия широко применяются в следственной и оперативно-розыскной практике.
Содержание
1.Введение……………….………………………………………………………….3
Суждение
2. Общая характеристика суждений………………………………………………4
3.Структура суждений……………………………………………………………...6
4. Структура простых суждений…………………………………………………...7
5. Виды простых суждений…………….…………………………………………..8
6. Распределенность терминов в суждении………………………………..……..11
7. Модальность суждений: сущность и виды…………………………………….13
8. Отношения между суждениями……………………………..………………….14
Гипотеза
9. Сущность и логическая структура гипотезы…………………………..………15
10. Виды гипотез……………………………………………………..……………..17
11. Этапы разработки гипотезы………………………………………….………..19
12. Выводы………………………………..……………………………………… 22
13. Список используемой литературы…………………………………………….23