Шпаргалка по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"

Работа содержит 30 файлов

1.Логика как наука.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.Виды понятий..doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.отношения между понятиями.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

6. Логические отношения  между понятиями и их изображение  на кругах Эйлера.

Общая характеристика отношений  между понятиями

Рассматривая отношения между  понятиями, необходимо дать определение  понятий сравнимых и несравнимых. Несравнимые понятия далеки друг от друга по своему содержанию и не имеют общих признаков. Так, «гвоздь» и «вакуум» будут несравнимыми понятиями. Все понятия, которые нельзя назвать несравнимыми, являются сравнимыми. Они имеют некоторые общие признаки, позволяющие определить степень приближенности одного понятия другому, степень их схожести и различия.

Сравнимые понятия имеют разделение на совместимые и несовместимые. Разделение это проводится исходя из объемов данных понятий.

В целях большей наглядности и  лучшего усвоения отношения между  понятиями принято изображать с помощью круговых схем, называемых кругами Эйлера. Каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка – предмет, содержащийся в его объеме. Круговые схемы позволяют представить отношение между различными понятиями.

 

 Совместимые понятия- объемы совпадают полностью или в части, и содержание этих понятий не имеет признаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношения совместимости могут  быть трех видов. Сюда входят равнозначность, перекрещивание и подчинение.

Равнозначность. Отношение равнозначности иначе называется тождеством понятий. Оно возникает между понятиями, содержащими один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают полностью при разном содержании. В этих понятиях мыслится либо один предмет, либо класс предметов, содержащий более чем один элемент. Говоря более просто, в отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет.В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат». В этих понятиях содержится отражение одного и того же предмета – квадрата, значит, объемы этих понятий полностью совпадают. Однако содержание их различно, потому что каждое из них содержит разные признаки, характеризующие квадрат. Отношение между двумя подобными понятиями на круговой схеме отражается в виде двух полностью совпадающих кругов (рис. 1).

Пересечение (перекрещивание). Понятиями, находящимися в отношении пересечения, признаются те, объемы которых совпадают частично. Объем одного, таким образом, частично входит в объем другого и наоборот. Содержание таких понятий будет разным. Схематичное отражение отношение пересечения находит в виде двух частично совмещенных кругов (рис. 2). Место пересечения на схеме для удобства штрихуется. Примером могут служить понятия «селянин» и «тракторист»; «математик» и «репетитор». Та часть круга А, которая не пересечена с кругом В, содержит отражение всех селян – не трактористов. Та часть круга В, которая не пересечена с кругом А, содержит отражение всех трактористов, которые не являются селянами. В месте пересечения кругов А и В мыслятся селяне-трактористы. Таким образом, получается, что не все селяне есть трактористы и не все трактористы являются селянами.

Подчинение (субординация). Отношение субординации характерно тем, что объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть.

Это отношения род – > вид – > индивид.

В таком отношении находятся, к  примеру, понятия «планета» и  «Земля»; «спортсмен» и «боксер»; «ученый» и «физик». Как несложно заметить, здесь объем одних понятий шире, чем других. Ведь Земля суть планета, но не каждая планета является Землей. Кроме Земли есть еще Марс, Венера, Меркурий и еще множество планет, в том числе неизвестных человеку. Та же ситуация возникает и в других приведенных примерах. Не каждый спортсмен – боксер, но боксер – это всегда спортсмен; любой физик есть ученый, но, говоря об ученом, мы не всегда подразумеваем физика и т. д. Здесь одно из понятий является подчиненным, другое – подчиняющим. Очевидно, что подчиняет понятие, имеющее больший объем. Подчиняющее понятие обозначается буквой А, подчиненное – буквой В.

На  схеме отношение подчинения отображается в виде двух кругов, один из которых  вписан в другой (рис 3).

Когда в отношение подчинения входит два понятия, каждое из которых является общим (но не единичным), понятие А (подчиняющее) становится родом, а В (подчиненное) – видом. То есть понятие «планета» будет родом для понятия «Земля», а последнее есть вид. Бывают случаи, когда отдельное понятие может быть одновременно и родом, и видом. Это происходит, если понятие-род, содержащее в себе понятие-вид, относится к третьему понятию, которое шире последнего по объему. Получается тройное подчинение, когда более общее понятие подчиняет менее общее, но одновременно находится в отношении подчинения с другим, имеющим больший объем. В качестве примера можно привести следующие понятия: «биолог», «микробиолог» и «ученый». Понятие «биолог» является подчиняющим по отношению к понятию «микробиолог», но подчинено понятию «ученый».

 

Возможна ситуация, когда в отношение  подчинения вступают общее и единичное  понятия. В этом случае общее и  по совместительству подчиняющее понятие  является видом. Единичное понятие  становится по отношению к общему индивидом. Такой вид отношения  иллюстрирует подчинение понятия «Земля» понятием «планета». Также можно привести следующий пример: «русский писатель» – «Н. Г. Чернышевский».

Таким образом, отношение подчинения упрощенно можно отразить в линейных схемах: «род – > вид – > вид».

Забегая вперед, можно отметить, что отношение «род – > вид – > индивид» используется в таких логических операциях с понятиями, как обобщение, ограничение, определение и деление. 

Несовместимые понятия- Объемы несовместимых понятий не имеют общих элементов.

Несовместимыми являются понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Это происходит в результате того, что в содержании данных понятий присутствуют признаки, которые полностью исключают совпадение их объемов.

Отношения несовместимости принято  делить на три вида, среди которых различают соподчинение, противоположность и противоречие.

Соподчинение. Отношение соподчинения возникает в случае, когда рассматриваются несколько понятий, исключающих друг друга, но при этом имеющих подчинение другому, общему для них, более широкому (родовому) понятию. Так как подобные понятия исключают друг друга, совершенно естественно, что они не перекрещиваются. Например, понятие «огнестрельное оружие» в своем объеме содержит «револьвер», «автомат», «винтовка» и др. Рассматривая данные понятия, можно отметить, что ни один револьвер не может быть автоматом, как ни одна винтовка не является револьвером. Несмотря на взаимное исключение, данные понятия подчинены общему. На круговой схеме отношение соподчинения изображается в виде нескольких кругов (их количество соответствует непересекающимся понятиям), вписанных в один, больший круг (рис. 4). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к более общему для них понятию, но не пересекающиеся, носят название соподчиненных.

Соподчиненные понятия – это виды родового понятия.

При определении понятий, входящих в отношение соподчинения, иногда возможна ошибка. Она заключается  в том, что вместо взаимоисключающих  понятий в качестве примера приводятся понятия, подчиненные одно другому (например, «писатель» – «русский писатель» – «Н. В. Гоголь»). В результате отношение соподчинения подменяется отношением подчинения, что недопустимо.

Противоположность (контрастность). Понятиями, находящимися в отношении противоположности, можно назвать такие виды одного рода, содержания каждого из которых отражают определенные признаки, не только взаимоисключающие, но и заменяющие друг друга.

Объемы  двух противоположных понятий составляют в своей совокупности лишь часть  объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены.

Каждое  из этих понятий в содержании имеет  признаки, которые при наложении  на противоположное понятие перекрывают (заменяют) признаки последнего.

Характерно, что данные понятия по своей языковой природе являются словами-антонимами. Эти слова хорошо отражают контраст, вследствие чего широко используются в учебном процессе. Словами-антонимами, выражающими противоположные понятия, являются: «верх» – «низ», «черное» – «белое», «тяжелый снаряд» – «легкий снаряд» и т. д.

На  круговой схеме отношение противоположности  изображается как круг, разделенный  на несколько частей противоположными понятиями. Противоположные понятия, допустим «белый» и «черный», находятся  на разных сторонах этого круга и  отделены друг от друга другими понятиями, среди которых находятся, например, «серый» и «зеленый» (рис. 5)

Противоречие (контрадикторность). Отношение противоречия возникает между двумя понятиями, одно из которых содержит определенные признаки, а другое отрицает (исключает) эти признаки, не заменяя их другими.

В связи с этим два видовых понятия, находящихся в отношении противоречия, занимают весь объем понятия, являющегося  для них родовым. Следует особо  отметить, что между двумя противоречащими  понятиями не может быть никакого иного понятия.

В отношение противоречия вступают положительные  и отрицательные понятия. Слова, составляющие противоречивые понятия, также являются антонимами. Таким  образом, на линейной схеме формулу  отношения противоречия можно изобразить следующим образом: положительное понятие следует отметить буквой А, а отрицательное (противоречащее последнему) обозначить как не-А. Понятия «громкий» и «негромкий», «высокий» и «невысокий», «приятный» и «неприятный» отлично иллюстрируют отношение противоречия. То есть дом может быть большим и небольшим; кресло удобным и неудобным; хлеб свежим и несвежим и т. д.

При использовании  для наглядности кругов Эйлера отношение  противоречия изображается как круг, разделенный на две части, А и  В (не-А) (рис. 6).


7.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

11.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

14(15).doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

21 (2).doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

26.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"