Прямое и косвенное опровержение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность ее положения определяется тем, что она выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных формах и методах мышления. Предмет логики довольно специфичен, - это формы мысли. Поэтому на первоначальном этапе необходимо определить, что же такое мысль, форма мысли, мышление. Обратившись к философии, как науке родственной логике, можно представить себе мышление как способ отражения действительности. Существуют несколько форм отражения действительности, последовательное рассмотрение которых приводит к пониманию предмета логики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Задание 1 …………………………………………………………………...... 5
Задание 2 понятие …………………………………………………………… 9
Задание 3 суждение …………………………………………………………10
Задание 4 умозаключение …………………………………………………. 11
Заключение ………………………………………………………………… 14
Список литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Сын, отец, человек.

     Ответ: сравнимые понятия.

     Несовместимые, соподчиненные.

     

       
 

     Сын – А, отец – В, человек – С.

     А и В соподчинены С.

     2. Ограничьте понятие.

     Свидетель.

     Ответ: свидетель, очевидец, очевидец происшествия.

     3. Установите правильность следующих  определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

     Правоспособность - способность иметь права.

     Ответ:

     Неправильное  определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Правоспособность – способность иметь права и нести установленные государством обязанности).

     4. Проверьте правильность деления  понятий; в неправильном делении  определите, какие правила нарушены.

     Работа  может быть выполнена добросовестно  и недобросовестно.

     Ответ: Деление правильное.

     Задание 3

 

     СУЖДЕНИЕ

     1. В данных атрибутивных суждениях  найдите субъект, предикат и  связку.

     Определите  количество и качество суждений.

     Всякое  преступление является противоправным деянием

     Ответ: субъект S - всякое преступление; предикат P - противоправным деянием; связка – является.

     Качество  суждений: утвердительные; общеутвердительные А; суждения с предикатом, который выражен положительным понятием;

     Количество  суждений: общие, невыделяющие.

       2. Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите сношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

     Многие  следственные действия имеют своей  целью профилактику правонарушений.

     Ответ: Тип J - частноутвердительные

     «Многие S имеют Р» — субъект и предикат не распределены. 

       
 
 

     3. Укажите вид сложного суждения, приведите его символическую  запись.

     Ночи  бывают или лунные, или безлунные.

     Ответ: Дизъюнктивные (разделительные) суждения. Слабая (нестрогая) дизъюнкция.

     АvВvС.

     4. Укажите основание и следствие  условного суждения, приведите его символическую запись.

     Если  отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено.

     Ответ: основание - отсутствует состав преступления; следствие - уголовное дело не может быть возбуждено.

     «Если А, то В»

     Задание 4

 

     УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1. Проверьте правильность превращения.  В неправильном превращении сделайте  правильный вывод.

     Ни  один приговор суда не должен быть необоснованным. Всякий приговор суда должен быть обоснован.

     Ответ: превращение правильное – тип Е.

Ни  один S не есть не-Р.

Всякий S есть Р.

     2. Проверьте правильность обращения.  Если обращение неправильно, сделайте  правильный вывод.

     Некоторые студенты 1-ого курса занимаются в научных в кружках. Некоторые  занимающиеся в научных кружках - студенты 1-го курса.

     Ответ: обращение правильное – тип I.

Некоторые S есть Р.

Некоторые Р есть S.

     3. Используя логический квадрат,  выведите суждения противоположные,  противоречащие и подчиненные  данным. Установите их истинность  или ложность.

     Всякое  суждение выражается в предложении.

     Ответ: Всякое суждение выражается в предложении - истинно общеутвердительное суждение (А).

     1) истинно частноутвердительное суждение (I): некоторые суждения выражаются в предложении (суждение подчиненное);

     2) ложно общеотрицательное суждение (Е): ни одно суждение не выражается в предложении (отношение противоположности);

     3) ложно частноотрицательное суждение (О): некоторые суждения не выражаются в предложении (отношение противоречия).

     4. Используя условную посылку, постройте  умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи.

     Если  предъявлению иска препятствовало чрезвычайное событие, то течение срока исковой  давности приостанавливается.

     Ответ:

     1) Модус утверждающий: Если А, то  Б

                                                  А_________

                                                  Б

     предъявлению  иска препятствовало чрезвычайное событие            

     течение срока исковой давности приостанавливается

                                                  

      2) Модус отрицающий: Если А, то Б

                                               не Б_________

                                               не А 

     течение срока исковой давности не приостанавливается

     предъявлению  иска не препятствовало чрезвычайное событие

     5. Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.

     Уголовное дело не может быть возбуждено, если отсутствует состав преступления. Уголовное дело против гр-на Н. не может быть возбуждено.

     Ответ: Уголовное дело не может быть возбуждено(q), если отсутствует состав преступления (p). Уголовное дело против гр-на Н. не может быть возбуждено (p). Следовательно состав преступления в деяниях гр-на Н. отсутствует (q). p – q, p

                              q

     Заключение  получено по правильному модусу –  утверждение основания ведёт к утверждению следствия, вывод следует с необходимостью.

     6. Используя разделительную посылку,  постройте умозаключение: а) по  утверждающе-отрицающему модусу, б)  по отрицающе-утверждающему модусу; опираясь на схему модус, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

     Общество  может быть либо демократическим , либо недемократическим.

     Ответ:

     а) по утверждающе-отрицающему модусу:

     Общество  может быть либо демократическим (p), либо недемократическим (q).

     Общество  может быть демократическим (p)

     Неверно, что общество недемократическое (q).

     p q, p заключение следует с необходимостью q

     б) по отрицающе-утверждающему модусу:

     Общество  может быть либо демократическим, либо недемократическим

     Общество  не может быть демократическим 

     Общество  недемократично.

      , p заключение следует с необходимостью. q. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Логика (греч. Λογική) - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος —  «речь», «рассуждение») - наука о  формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания — знания, полученного опосредованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее; знания, полученного разумом, наука о мышлении 
Знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира. 
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит базовым инструментом почти любой науки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бойко А. П. Логика: Учебное пособие / А. П. Бойко. - М., 2002.

          2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994.

    3.Войшвилло А.Д. Логика — М.: Наука, 1996.

          4. Гетманова А. Д. Учебник по логике / А. Д. Гетманова. – М, 2004.

  1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий

словарь по логике. М,: Просвещение, 1991.

     6. Иванов Е. А. Логика / Е. А. Иванов. - М., 2002.

  1. Ивин А.А. Логика.  Учебное пособие// Издание 2-е — М.: Знание,

1998.

  1. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994.
  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995.
  3. Ковальски Р. Логика в решении проблем, М.: Наука,

1991.

     11. Кузина Е.Б. Логика, изд. «Владос». 2005 г. 264 c.

     12. Русланов Е. Г. Логика, изд. «Герс».  1999 г. 275 с.

     13. Таванец П.В. “Суждение и его виды”

  1. Челпанов Г.А., Учебник по логике, М., 1994.

Информация о работе Прямое и косвенное опровержение