Предмет и задачи логики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

1. Мышление как предмет изучения логики
2. Понятие о логической форме и логическом законе
3. Логика формальная и логика диалектическая
4. Основные этапы развития формальной логики
5. Теоретическое и практическое значение логики
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя контрольная по логике.docx

— 43.64 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Гомельский государственный  университет им.    П. О. Сухого» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине «Философия.  Логика»

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ КАК  НАУКИ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент  гр. ЗМГ-21с

Волошина М. Н.

Преподаватель 
 
 
 

Гомель      2010

1. Мышление как предмет  изучения логики 

    В отличие от других наук, изучающих  мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при  этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы  мысли; она изучает их со стороны  строения, структуры, то есть внутренней закономерной связи элементов, составляющих форму мысли.

    Мышление  – активный процесс отражения  объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах  и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных  задач. Способность к решению  нетривиальных задач означает, что  мышление, как и процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным, связанным  с открытием нового, с принятием  соответствующих решений, с подчинением  ближайшей цели конечному результату, с изобретением и применением  различных мыслительных средств для достижения этого результата.

    Мышление  неразрывно связано с мозгом, но не может быть полностью объяснено  физиологией высшей нервной деятельности. Мысли сами по себе, вне головы человека не существуют, их не встретить в  вещественном виде в окружающей природе, да и в голове человека мыслей самих  по себе не найти, потому что мысли  – лишь свойство особым образом  организованной материи (серого вещества мозга).

    Мышление  опирается на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продвинуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, существенном, указывающем на причину.

    Мышление  выражается:

    - ощущениями и восприятиями, на  базе которых формируется мыслительный  акт; 

    - прошлым опытом, благодаря чему  внешние причины (объекты познания) отражаются в голове человека  через посредство внутренних  условий (накопленного ранее опыта);

    - познанием чувственно-воспринимаемого,  непосредственно наблюдаемого, на  основе анализа которого человек  отражает в мышлении такие  стороны действительности, которые  не даны ему в непосредственном  опыте (например, с помощью мышления  человек формирует понятия о  причинной связи, точке, бесконечности  и т.п., которые не даны ему  в непосредственном опыте).

    Мышление  – продукт не только биологической  эволюции человека, но и его развития как общественного существа. Мышление возникло в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Оно имеет общественную природу и по особенностям своего возникновения, и по способу функционирования.

    Изучая  «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного  мышления:

    - независимо от того, о чем идет  речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;

    - нельзя принимать некоторые утверждения,  не принимая вместе с тем  все то, что вытекает из них;

    - невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т.п.

    Мышлению  свойственны такие процессы, как  абстракция (процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов  и явлений, от реальных носителей  интересующих нас характеристик), анализ (разделение объекта на составные  части, стороны, свойства), синтез (объединение  полученных в результате анализа  частей объектов, их сторон или свойств  в единое целое, формулирование задач  и поиски их решения, идеализация (процесс  мысленного конструирования представлений  и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов), усмотрение в изучаемых объектах неочевидных сходств и различий, выдвижение гипотез и т.п.

    Понимание наступает тогда, когда находятся  средства, способы материализации находящихся  в голове мыслей, и это материальное, то есть слова и предложения, а  короче – язык, или иные знаковые системы, являющиеся по природе своей  материальными, мы передаем на любое  расстояние.

    Мышление  человека осуществляется в теснейшей  связи с речью, его результаты фиксируются в языке. Мысли сами по себе не имеют вещественно-телесной формы выражения, т.е. не существует мыслей в виде некоего самого по себе существующего тела. В силу своей идеальности мысли выразимы лишь в слове (символе, знаке), поэтому  и мышление в целом, являясь (как  и отдельная мысль, отдельная  форма мысли) идеальным, тоже проявляется  в языке, в речи, в деятельности.

    Мышление  и язык исторически и генетически  формировались в непосредственной связи друг с другом, сохраняя при  этом относительную самостоятельность, качественное отличие друг от друга. Действительно, мышление идеально, любая  же знаково-сигнальная система материальна. Поэтому мышление и язык обладают помимо общих еще и разными свойствами, несводимыми одно к другому. Можно сказать, что всякая мысль выразима в языке, в той или иной знаковой системе, однако не всякий знак, не всякий символ, не всякое отдельное языковое выражение осмысленно.

    Мышление  может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных  образов, оно представлено в той  или иной степени у животных. Вербальное, речевое мышление является одним  из компонентов человеческого мышления, и важнейшим при этом. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными  в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или внешней  речи. Т. е. язык определенным образом  организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям.

    Тем самым, язык выступает в нескольких функциональных значениях: он является знаковой системой по обозначению, по замещению предметов, явлений, процессов  действительности, и в то же время  он носитель (выразитель) мыслей об этих предметах. Отдельная мысль о  предмете не может отразить все бесконечное  многообразие присущих ему признаков  и свойств, поэтому она отражает только наиболее важные, общие и  в то же время отличительные, одним  словом – существенные. Существенными  являются те, которые отражают природу  предмета, его внутренние, главные, коренные, необходимые свойства, изменение  которых качественно меняют сам  предмет. 

    Но  единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому  строю и словарному составу –  национален. Наконец, отсутствие тождества  языка и мышления просматривается  и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с  их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое  содержание.

    Под языком мы понимаем не только естественный, но и любой другой, в том числе  искусственный язык графических, звуковых, тактильных и прочих символов, знаков, сигналов, иероглифов и т.п.

    Естественные  возникают в процессе общения  членов некоторой социальной группы (например, этнические языки). Естественные языки – главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.

    Искусственные создаются людьми для каких-либо специальных целей, они, так или  иначе, связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких  неязыковых знаковых систем можно отнести  системы знаков, используемых в математике, программировании, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная  определенность их словаря, правил образования  и значения.

    Искусственные языки различают по специализации  и назначению, а также по степени  сходства с естественными языками.

    Неспециализированные  искусственные языки, как правило, общего назначения, например: эсперанто  – международный язык, созданный  на основе грамматических и лексических  элементов западноевропейских языков.

    Специализированные  искусственные языки – символические  языки науки (математики, химии, программирования и т.д.). Общим признаком специализированных искусственных языков является метод  их описания путем задания алфавита (словаря), правил образования и преобразования выражений (формул) и семантики. В  них реализуется ограниченное число  функций естественного языка, но в то же время они выполняют  функции, не свойственные естественному  языку. Число таких языков увеличивается  во многом за счет языков программирования, которые обладают свойством саморазвития.

    Таким образом, язык тесно связан с мышлением  и действительностью не может  быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте  целого ряда проблем, связанных с  познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблематика языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие о логической  форме и логическом  законе

    В отличие от других наук, изучающих  мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при  этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы  мысли; она изучает их со стороны  строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли  элементов.

    Отдельные определения форм мысли будут  понятны, если будет понятно, что  такое логическая форма или форма  мысли вообще – это способ связи  частей мыслимого содержания.

    В традиционной логике основными формами  мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности.

    Понятие – является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов  и т.д.). Предпосылкой образования  понятий выступает способность  нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют  мир в его существенных признаках  и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли  – отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

    Понятие = признак + признак...

    Как цельная форма мысли понятие  представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем – структурный элемент  понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми  существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент  структуры понятия, отражающий собой  совокупность существенных и отличительных  признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…). Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается.

    По  качественному признаку (по содержанию) понятия  делятся на:

  • конкретные – понятия о предметах;
  • абстрактные – понятия о свойствах и отношениях;
  • абсолютные – самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;
  • относительные – в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;
  • положительные – в них мыслится присутствие определенных признаков;
  • отрицательные – в них фиксируется отсутствующий признак (отсутствие признака – тоже признак).

Информация о работе Предмет и задачи логики как науки