Понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 16:41, творческая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию по дисциплине "Логика"

Работа содержит 1 файл

Логика презентация.ppt

— 87.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

логика

 

 

Понятие

 

 

 

 

 

Понятие-это форма мышления,  
которая обозначает какой-либо предмет или его свойство.   

 

 

 

 

Содержание понятия - это наиболее важный признак того объекта, который обозначен данным понятием.  

 

  • Пример: 

                   понятие-человек

        содержание понятия -разум

 

 

 

 

Объем понятия -это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него. 

 

  • Пример: объем понятия человек гораздо больше, чем объем понятия мужчина, потому что мужчин меньше, чем всех людей вообще.

 

 

 

 

Виды понятий по объему и  содержанию.

 

  • По объёму:

-- единичные (в объём понятия  входит только один объект, например Солнце, город Москва, писатель Лев Толстой);

-- общие (в объём понятия  входит много объектов, например небесное тело, город, писатель);

-- нулевые (в объем понятия  не входит ни одного объекта, например Баба Яга, Дед Мороз, вечный двигатель);

-- собирательные (понятие обозначает  объект, который состоит из  какого-то ограниченного набора  элементов, делится на какие-то  составные части, например 10 класс «А», рота солдат);

-- несобирательные (понятие обозначает  объект, который не состоит  из какого-то ограниченного набора  элементов, не делится на какие-то  составные части, например  человек, растение, океан).

 

 

  • По содержанию:

-- конкретные (понятие обозначает  какой-либо объект, например стол, гора, дерево, планета);

-- абстрактные (понятие обозначает  не объект, а признак, свойство, например мужество, глупость, неряшливость, темнота);

-- положительные (понятие обозначает  наличие чего-либо, например животное, школа, небоскреб, комета);

-- отрицательные (понятие обозначает  отсутствие чего-либо, например не животное, не школа, неправда, бестактность).

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ПОНЯТИЯ

 

1. Понятие является определенным тогда, когда оно имеет ясное содержание и резкий объем. Понятие имеет ясное содержание в том случае, если можно точно указать набор существенных признаков выражаемого объекта, а также точно установить границу между теми объектами, которые данное понятие охватывает, и теми, которые не принадлежат к его объему.

Например: мастер спорта.

2. Понятие является неопределенным тогда, когда оно имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие имеет неясное содержание, то значит, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объем этого понятия.

Например: хороший спортсмен.

 

 

 

 

понятия

 

СРАВНИМЫЕ

(например, писатель и россиянин,

город и населенный пункт,

горячая вода и холодная вода)

 

НЕСРАВНИМЫЕ

(например, пингвин и кирпич,

треугольник и президент,

спортсмен и город)

 

Совместимые - понятия,

 объемы которых имеют общие

элементы, каким-либо образом

 соприкасаются (например,

спортсмен и американец).

 

Несовместимые – понятия,

 объемы которых не имеют общих

элементов, никаким образом 

не соприкасаются (например,

треугольник и квадрат).

 

 

 

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

 

ВЫСОКИЙ ЧЕЛОВЕК

НЕВЫСОКИЙ ЧЕЛОВЕК

 

 

 

 

 

 

 

НЕВЫС. ЧЕЛОВЕК – ЭТО ОТРИЦАНИЕ  ВЫСОКОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧЕМ МЕЖДУ  ВЫС. ЧЕЛОВЕКОМ И НЕВЫСОКИМ НЕ  МОЖЕТ БЫТЬ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА

 

ВЫСОКИЙ ЧЕЛОВЕК

НИКИЙ ЧЕЛОВЕК

 

 

 

 

 

 

ВЫС. ЧЕЛОВЕК – ЭТО ПРОТИВОПОЛОЖ-

НОСТЬ НИЗ. ЧЕЛОВЕКА И НАОБОРОТ, ПРИЧЕМ МЕЖДУ ВЫС. ЧЕЛОВЕКОМ И  НИЗКИМ ЕСТЬ ТРЕТИЙ ВАРИАНТ  – ЧЕЛОВЕК СРЕДНЕГО РОСТА

 

СОСНА

БЕРЕЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕРЕЗОЙ, А БЕРЕЗА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОСНОЙ, НО И ТО, И ДРУГОЕ – ЭТО  ДЕРЕВО

 

НЕСОВМЕ

С

Т

ИМЫЕ

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

 

СОПОДЧИНЕНИЕ

 

КАРАСЬ

РЫБА

 

 

 

 

 

КАРАСЬ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО  РЫБА,

НО РЫБА – ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

КАРАСЬ

 

ШКОЛЬНИК

СПОРТСМЕН

 

 

 

 

 

ШКОЛЬНИК МОЖЕТ БЫТЬ СПОРТС  – 

МЕНОМ И МОЖЕТ ИМ НЕ БЫТЬ, И СПОРТСМЕН МОЖЕТ БЫТЬ ШКОЛЬ  – 

НИКОМ И МОЖЕТ ИМ НЕ БЫТЬ

 

КВАДРАТ

РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

 

 

 

 

 

КВАДРАТ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО 

РАВНОСТОРОННИЙ ПРЯМОУГОЛЬ – 

НИК. А РАВНОСТОРОННИЙ ПРЯМО  – 

УГОЛЬНИК – ЭТО КВАДРАТ

 

СОВМЕ

С

Т

ИМЫЕ

 

ПОДЧИНЕНИЕ

 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

 

РАВНОЗНАЧНОСТЬ

 

К = Р.П.

 

Ш

 

С

 

      Р

 

К

 

Д

 

С

 

Б

 

В.Ч.

 

Н.Ч.

 

В.Ч. Н.Ч.

 

 

 

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

 

  • Ограничение понятия – это логическая операция перехода от родового понятия к видовому с помощью прибавления к его содержанию какого – либо признака.
  • Ограничение понятия или переход от родового понятия к видовому – это уменьшение его объема, а значит – увеличение содержания. При добавлении каких – то признаков к содержанию понятия автоматически уменьшается его объем.
  • Например, если к содержанию понятия геометрическая фигура прибавить признак «иметь равные стороны и прямые углы», то оно превратится в понятие квадрат, которое будет видовым по отношению к исходному родовому понятию геометрическая фигура:

                                                    РОДОВОЕ

 

 ВИДОВОЕ

 

    

    Г.Ф.

 

к

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ

 

  • Обобщение понятия – это логическая операция, которая противоположна ограничению и представляет собой переход от видового понятия к родовому с помощью отбрасывания от его содержания какого – либо признака.
  • Содержание понятия, лишенного каких – то признаков, уменьшается, но при этом автоматически увеличивается объем понятия, которое из видового становится родовым или обобщается.
  • Например, если от содержания понятия биология отбросить признак «изучать различные формы жизни», то оно превратится в понятие наука, которое будет родовым по отношению к исходному видовому понятию биология:

                                                    РОДОВОЕ

                                                 

 

  ВИДОВОЕ

 

 

      Н

 

Б

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ,

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЫВАЮТ ЯВНЫМИ И  НЕЯВНЫМИ.

 

  • ЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОГО ПОНЯТИЯ, ПРЯМОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС, ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ОНО ОБОЗНАЧАЕТ.

Например, определение: Термометр  – это физический прибор, предназначенный  для измерения температуры –  явное.

 

  • НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ НЕ ПРЯМО, А КОСВЕННО, С ПОМОЩЬЮ ТОГО КОНТЕКСТА, В КОТОРОМ ЭТО ПОНЯТИЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ.

Например, из фразы: Во время  этого грандиозного эксперимента  сверхточные термометры зафиксировали  температуру в 1000 градусов косвенно  следует ответ на вопрос, что  такое термометр, вытекает неявное  определение этого понятия.

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЫВАЮТ РЕАЛЬНЫМИ  И                    НОМИНАЛЬНЫМИ.

 

  • РЕАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩЕГО КАКОЙ – ТО ОБЪЕКТ.

Например, определение: Термометр  – это физический прибор, предназначенный  для измерения температуры, - реальное.

 

  • НОМИНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА, В КОТОРОМ ВЫРАЖЕНО КАКОЕ – ЛИБО ПОНЯТИЕ.

Например, определение: Слово «термометр»  обозначает физический прибор, предназначенный  для измерения температуры, - номинальное.

 

 

 

 

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ШИРОКИМ, то есть определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие.

Например, определение: Солнце – это небесное тело является широким: определение – небесное тело – по объему намного больше определяемого понятия – Солнце.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УЗКИМ, то есть определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия.

Например, определение: Геометрия – это наука о треугольниках является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере она сведена только к ним.

 

3. В ОПРЕДЕЛЕНИИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КРУГА, то есть в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

Например, в определении: Клеветник – это человек, который занимается клеветой присутствует круг, поскольку понятие клеветник определяется через понятие клевета, то есть фактически – через самое себя.

 

 

 

 

 

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВУСМЫСЛЕННЫМ, то есть в нем нельзя употреблять термины в переносном значении.

Например, определение: Лев – это царь зверей. Получается, что в определении один термин, а возможных смыслов у него два, то есть определение является двусмысленным.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛОЖНЫМ И НЕПОНЯТНЫМ.

Например, определение: Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу. Это определение является сложным и непонятным для людей, которые не занимаются специальными науками, то есть для большинства людей. Определение должно быть понятным  для того, кому оно адресовано.

 

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ.

Например, определение: Квадрат – это не треугольник является только отрицательным. Квадрат – это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия квадрат. Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью ( Квадрат – это не треугольник, а прямоугольник, у которого все стороны равны ).

 

 

 

 

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ ЕГО ОБЪЕМ.

 

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОСТОИТ ИЗ  ТРЕХ ЧАСТЕЙ:

  • делимое понятие;
  • результаты деления;
  • основание деления (признак, по которому производится деление).

 

Например, в следующем делении: Люди бывают мужчинами и женщинами делимым является понятие люди, результаты деления – это понятия мужчины и женщины, а основание данного деления – пол, так как люди в нем разделены по половому признаку.

 

 

 

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ

 

1. ДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ ПО ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ, то есть при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака.

Например, в делении: Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями используются два разных основания – пол и профессия, что недопустимо.

2. ДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНЫМ, то есть надо перечислить все возможные результаты деления.

Например, деление: Учебные заведения бывают начальными и средними является неполным, так как не указан еще один результат деления – высшие учебные заведения.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЛЕНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСЕКАТЬСЯ, то есть понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов.

Например, в делении: Страны мира делятся на северные, южные, восточные и западные допущена ошибка – пересечение результатов деления.

Информация о работе Понятие