Понятие, виды и построение гипотез

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления. Гипотеза — это не просто одна из возможных, случайных логических фигур, а необходимый компонент любого познавательного процесса. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего, неполного и неточного, знания к новому, более полному и более точному. Таким образом, внутренне присущее процессу познания развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в качестве необходимой и всеобщей формы такого развития.

Содержание

1. Понятие гипотезы и ее структура.
2. Виды гипотез.
3. Выдвижение и проверка версий.

Работа содержит 1 файл

ЛОГИКА сделала.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

          

       Тема 32. Понятие, виды и построение гипотез 
 

       План 

       
  1. Понятие гипотезы и ее структура.
 
 
       
  1. Виды  гипотез.
 
 
       
  1. Выдвижение  и проверка версий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Понятие гипотезы и ее структура.  

       В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

       Гипотеза - это научно обоснованное предположение о  причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления. Гипотеза — это не просто одна из возможных, случайных логических фигур, а необходимый  компонент  любого  познавательного  процесса.  Там,  где  есть поиск  новых  идей  или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между  ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно  познавательным средством, регулирующим логический переход  от  прежнего, неполного и неточного, знания к новому, более полному и более точному.  Таким образом, внутренне присущее  процессу познания развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в качестве необходимой и всеобщей  формы такого развития.

       Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение, отражает объективный мир. И в  этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, т.е. предположительно, вероятно, а не категорически, недостоверно. Поэтому неслучайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение".

       Известно, что при определении понятия  через ближайший род и видовое  отличие необходимо указать на существенные признаки, отличающие данный вид от других видов, входящих в тот же ближайший  род. Ближайшим родом для гипотезы как некоего результата познавательной деятельности " является понятие "предположение". В чем же специфическое отличие данного вида предположения - гипотезы - от других видов предположения, скажем догадки, фантазии, допущения, предсказания, житейского предположения или угадывания? Как представляется, видовое отличие для гипотезы нужно искать в ответе не на вопрос " О чем предложение", а на вопрос " Какое предложение".

       Исходя  из этого, необходимо выделить следующие  существенные признаки гипотезы.

       Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний. Построение гипотез  в науке дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся  к явлению, к их обобщению и  познанию законов развития этого  явления.

       Во-вторых, построение научной гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание. Иногда гипотеза возникает на основе дедукции. Например, гипотеза К.А. Тимирязева о фотосинтезе была выведена первоначально дедуктивно из закона сохранения энергии.

       В-третьих, гипотеза - это обоснованное, опирающееся  на конкретные факты, предположение. Поэтому  возникновение гипотезы - это нехаотический  и не подсознательный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности. Например, новая гелиоцентрическая система Н. Коперника раскрывающая идею о вращении Земли вокруг Солнца и изложенная им в труде "О вращении небесных сфер", опиралась на реальные факты и доказывала несостоятельность господствующей в то время геоцентрической концепции.

       Слово «гипотеза» употребляется с двойным  значением. Под гипотезой понимают и именно предположение, которое  объясняет наблюдаемое явление, и путь мышления в целом, который включает выдвижение предположения, его развитие и доказательство.

       Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы": "Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".

       О познании, каких бы явлений не шла  речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или  закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

       Построение  гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения, объясняющего исследуемое  явление. Оно всегда выступает в  форме отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

       Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

       Возникающее при построении гипотезы предположение  рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

       Построение  гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

       Любая гипотеза имеет исходные данные, или  основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

       Логическое строение гипотезы сложное. Гипотеза не сводиться к какому-то одному суждению или умозаключению. Она — порядок суждений, понятий и умозаключений. Какой-то один отдельно взятый отзыв нешто вывод вторично не составляет гипотезу.

       Гипотеза  может быть создана из разных видов умозаключений: индукции, аналогии и дедукции. Например, суждение-предположение может быть выражено аналогией нешто индукцией, а исключая развитое и доказанное, в форме дедукции. Но ожидание в гипотезе может быть выдвинуто не исключительно в форме индукции нешто аналогии, оно высказывается многократно дедуктивное, а приходится после в форме индукции нешто дедукции и тому подобное. Гипотеза — препирательство развития мысли.

       Процесс мышления в гипотезе имеет определенные стадии. Различают две таких стадии построения и доведения гипотезы:

1) выдвигание  гипотезы и 2) доведение гипотезы. Кое-кто выделяет в гипотезе  не две, а три, четыре нешто  пять стадий: 1) изучение обстоятельств исследуемого явления (сбор фактов), 2) образование гипотезы, 3) выведение из гипотезы последствий (развитие гипотезы) 4) испытание этих последствий для практики и 5) вывод относительный истинности нешто ошибочности выдвинутой гипотезы.

         К гипотезе предъявляются  следующие требования:

  1. она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
  2. в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
  3. при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и прилагаемой к широкому кругу явлений;
  4. требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Виды  гипотез.

          Выделяют несколько видов гипотез по следующим основаниям:

                        по сложности                          по степени

                       исследуемого                           достоверности

                      объекта

           (количественный признак)         (качественный признак)

       
НАУЧНАЯ

       
        ОБЩАЯ

         
 

        ЧАСТНАЯ   РАБОЧАЯ
        ВЕРСИЯ    
               

                                                                                      

По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:

  1. Описательные - предполагающие существование какого-либо явления (процесса);

       Описательная  гипотеза — это предположение  о присущих исследуемому объекту  свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?». 

       Описательные  гипотезы могут  выдвигаться с  целью  выявления  состава или  структуры объекта,  раскрытия  механизма  или  процедурных  особенностей  его деятельности,  определения  функциональных характеристик объекта.

         Так, например, возникшая в теории  физики гипотеза о волновом  распространении света была  гипотезой  о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах  и атомных цепочках нового  полимера относится к гипотезам  о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая ближайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.

       Особое  место среди описательных гипотез  занимают гипотезы о существовании какого-либо  объекта,  которые  называют  экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы  может  служить  предположение  о  некогда  совместном  существовании  материка  западного  (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды. 

  1. Объяснительные - вскрывающие причины явления (процесса);

       Объяснительные  гипотезы — это предположения  о причинах возникновения объекта  исследований.  Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло  данное  событие?» или  «Каковы причины появления данного предмета?».

         Примеры  таких  предположений:  гипотеза  о  Тунгусском  метеорите;  гипотеза  о  появлении  ледниковых  периодов на Земле; предположения  о причинах вымирания животных  в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

Информация о работе Понятие, виды и построение гипотез