Понятие в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Понятие - форма рационального мышлении, отражающая предмет в общих, существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие является одним из важнейших видов мыслей, в котором выражается действительность в процессе научного познания. Создавая понятия, наука отражает в них изучаемые ею вещи,явления,процессы,предметы.

Работа содержит 1 файл

Понятие.rtf

— 53.59 Кб (Скачать)

Понятие - форма рационального мышлении, отражающая предмет в общих, существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие является одним из  важнейших видов мыслей, в котором выражается действительность в процессе научного познания. Создавая понятия, наука отражает в них изучаемые ею вещи,явления,процессы,предметы. Использование понятия - один из основных критериев научности. Главное - это отличительные характеристики предмета. Так логика выделяет единичные(индивидуальные) и общие признаки,а также существенные и несущественные. Первая группа  характеризует человека как индивида, обладающего признаками, принадлежащим ему одному (фамилия,цвет глаз), и теми, которые являются общими для целой общности (профессия,национальность). Вторая группа наделяет предмет признаками, выражающими внутреннюю его природу и сущность, или теми, которые могут принадлежать или не принадлежать ему. Различия между существенными и несущественными признаками можно показать на следующем примере: для человека разумного количество растительности на теле является признаком существенным, так как отвечающие за это гармоны и их количество говорят о поле индивида, однако этот же признак становится несущественным, если речь заходит об избирательном праве человека, так как для участия лица в выборах он должен быть гражданином страны, в которой проходят выборы, быть полностью дее- и правоспособным и, соответственно, запрет на участие лица в выборах по причине названной выше (т.е. в связи с избыточной или недостаточной растительностью на теле) является  неправомерным, так как противоречит конституции - демократическому строю.

Этот же пример может свидетельствовать и о том, что иногда существенные признаки теряют свою значимость, в то время как несущественные приобретают особый вес. Следует также заметить, что, отражая существенное, понятие не содержит всего богатства индивидуальных признаков предметов, и в этом смысле несколько отходит от действительности, однако, отвлекаясь от всего несущесвенного и случайного, позволяет глубже проникнуть и отобразить ее с большей полнотой чем формы чувственного познания.

     Образование понятия не лежит на поверхности,для того чтобы этого добиться,следует выделить существенные признаки предмета, прибегая к логическим приемам,таким как:

  • Сравнение - представляет собой установление сходств или различий между предметами,позволяющее выявить общие признаки,присущие определенной группе предметов.
  • Анализ - мысленное расчленение предмета на составные части,позволяющее изучить каждый из его признаков в отдельности.
  • Синтез - мысленное соединение частей предмета,расчлененного анализом .Это действие противоположно анализу,но по сути дополняет его.
  • Абстрагирование - мысленное выделение отдельных(более существенных) признаков предмета и изучение их отвлеченно .
  • Обощение  -  объединение однородных предметов на основе присущих им одинаковых свойств.
 
 

Содержание и объем понятия 

Любое понятие имеет содержание и объем. Содержания понятия-это совокупность существенных признаков предмета,которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия "правовая норма" является ее формальная определенность,государственная властность,общеобязательность,равенство сторон перед ней.

Совокупность предметов,которая мыслится в понятии,называется объемом понятия. Следовательно, объемом "правовой нормы" может считаться вся общность правовых норм,имеющая общие существенные признаки.Объем понятия можно представить графически в виде круга,заполненного точками. Каждая точка этого круга-какой-то элемент объема понятия(отдельный предмет, относящийся к классу предметов, являющемуся объемом понятия). Содержание и объем тесно связаны между собой, эта связь выражается  в законе обратного отношения объема и содержания,устанавливающего, что увеличение содержания несет за собой уменьшение объема. Так  путем прибавления к понятию"история" нового признака - "восточные страны" мы переходим к иному понятию,имеющему меньший объем - "история восточных стран" .Признаки,которые в свою очередь играют большое значение, могут быть положительными и отрицательными,т.е. нести или не нести в себе отрицания - "черный" или "нечерный".

Следует так же разделять логическое и фактическое содержание понятия. Первое-это та инфрмация,которую несет логическая форма мысли о системе признаков,на основе которой произошло обобщение предметов  и выделение их из рода понятий;  логический объем  - это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющих логическое содержание предмета.

Фактическое содержание делится на основное и полное .Под основным фактическим содержание понимается система признаков ,на основании которой осуществляется обобщение и выделение предметов в понятии. Под полным  фактическим содержание - содержание понятия с учетом всего имеющегося знания о предмете, обобщенном в понятии;и соответственно фактическим объемом называется класс предметов,обладающих системой признаков ,составляющих фактическое содержание понятия. 
 
 
 
 

Виды понятий 

Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Выделение и систематизация различных их видов может проводиться по разным основаниям - делению на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.

В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства - "разумное существо") и сложные - их содержание фиксирует связь между свойствами- "существо, способное летать и плавать", на безотносительные (объект характеризуется сам по себе - "древний город") и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам - "древнейший город в этом регионе").

По количеству элементов объема различают пустые понятия, не содержащие элементов объема, и непустые понятия, объем которых имеет по крайней мере один элемент. Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств -король США,или в силу законов природы -"вечный двигатель", такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания -"бессмертные люди"их называют логически пустыми.

Непустые понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов).

На основании отношения объемов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже рода). Различают фактически и логически универсальные понятия.Объем первых совпадает с родом в силу обстоятельств нелогического характера-"металл, проводящий тепло"), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых является общезначимой формулой - "человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь".

По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обобщают индивиды ("электропроводное вещество"), кортежи индивидов ("изотопы") или множества индивидов ("пучок параллельных прямых"). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов - свойства, отношения и т.п. ("способность вещества проводить электричество"),  или множества характеристик (понятие фенотипа- "совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды").

Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того,составляют ли их содержание признаки,присущие предмету или отсутстующие  у него.Не следует забывать так же еще и о безотносительных и соотносительных понятиях,различающихся в зависимости от того, существуют ли предметы раздельно или в связи друг с другом. 

Отношения между понятиями. 

Перечисленные выше понятия находятся в определенных отношениях между собой, но прежде всего следует рассмотреть сравнимые и несравнимые понятия.

Сравнимыми называются понятия,имеющие некоторые общие признаки,позволяющие сопоставлять эти понятия друг с другом, например, "Российская федерация" и "Соединенные штаты Америки" - понятия сравнимые, так как имеют общие признаки-характеризуют федеративные государства.Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, и которые, следовательно невозможно сравнить.Например,понятия "овощь" и "автомобиль".

В логических отношениях могут находится только сравнимые понятия .Сравнимые понятия в свою очередь бывают совместимыми и несовместимыми.Понятия,объект которых хотя бы частично совпадает, называются совместимыми. Существуют 3 вида совместимости:

  • равнозначность-понятия,объем которых полностью совпадает.Например:понятия "право-равный порядок,применяемый к заведомо неравным субъектам";"право-мера человеческой свободы, реализуемая в различных возможностях человеческой сущности" находятся в отношении равнозначности.Используя круги Эйлера(т.е. графически )это можно изобразить так:

А-1ое определение

В-2ое определение 
 
 
 
 
 
 

  • пересечение-понятия,имеющие частично общий объем,т.е.объем одного частично входит в объем другого и  наоборт.Пример:Преподаватель-лектор может быть семинаристом,а может им и не быть.

А-лектор

В-преподаватель-семинарист

 
 
 
 
 
 
 
  • подчинение-объем одного понятия полностью входит в объем другого.Например:МГИМО готовит специалистов в разных отраслях,в том числе - юристов-международников.

А-все студенты МГИМО

В-студенты МП факультета 
 
 
 
 
 
 

Понятия, не имеющие общих элементов объемов,называются несовместимыми.Существуют 3 вида несовместимых понятий:

  • соподчинение(координация)-в этом отношении к некоторому понятию находятся 2 несовместимых понятия,каждое из которых является подчиненным по отношению к этому 3-му понятию.Пример:отрасли гражданского и уголовного права между собой не имеют ничего общего,но являются составляющими Российского законодательства.

А-Российская система законодательства

В-Гражданское право

С-Уголовное право

  
 
 
 
 

  • противоположность(контрарность)-объем 2-х противоположных ,исключающих друг друга понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчиняются.Например: 2 противоположных цвета, объединенных  в группу цветов.
 

А-черный

В-белый 
 
 
 

  • противоречие(контрадикторность)-отношение между понятиям, при котором прзнаки одного исключают признаки другого, не заменяя их ничем иным, причем два этих понятия составляют весь род, видами которого они являются и которому они соподчиняются.Пример: так как в отношениях противоречия находятся положительное и отрицательное понятия , то примером может служить-черный и нечерный цвета.

А-черный 
 
 
 
 

Заключение

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Информация о работе Понятие в логике