Понятие как форма мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, реферат

Описание работы

Понятие - одна из форм абстрактного мышления. Конкретные свойства и их предметы отражаются с помощью форм чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений. Например, апельсин - мы ощущаем его свойства - круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие данного апельсин, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные.

Содержание

1. Общая характеристика понятия как формы мышления. Логические характеристики понятия…………………………………………………3

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика понятия как формы мышления.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


Содержание

1.      Общая характеристика понятия как формы мышления. Логические характеристики понятия…………………………………………………3

2.      Приложение……………………………………………………………… 10

 

Основная часть

Общая характеристика понятия как формы мышления. Логические характеристики понятия.

 

Понятие - одна из форм абстрактного мышления. Конкретные свойства и их предметы отражаются с помощью форм чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений. Например, апельсин -  мы ощущаем его свойства - круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие данного апельсин, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные признаки предметов.

Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражаются совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов.

Отличительные признаки класса, каких- либо предметов - это признаки присущие, только предметам, входящим в данный класс. Например, отличительными признаками человека являются следующие: способность создавать средства производства, способность к абстрактному мышлению и наличие речи.

Неотличительные признаки - это признаки, которые принадлежат не только данным предметам. Например, для львов неотличительными признаками является принадлежность к хищным животным, принадлежность к позвоночным и др.

 

Таким образом, понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных , второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Итак, перечисленные выше логические приемы используются на уроках в школе при формировании новых понятий.

Логическая характеристика понятия: содержание и объем

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.

        Получается, что в некотором смысле содержание  понятия – это то, что

нам известно о вещах,  соответствующих  этому  понятию.      Эти  трактовки

содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или  тенденцию  к  ней,

которую  можно  выразить  так:  содержание   понятия   —   это   информация,

необходимая для того, чтобы  образовать,  сформулировать  данное  понятие  и

осмыслить  его.  А  информация  эта  —  знание  всякого  рода,  о  признаках

отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.

Содержанием понятия «ромб» является совокупность 2-х существенных признаков: « быть параллелограмом», и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов.

Под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс, или множество, состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно.

Объем данного понятия может входить в объем другого понятия, составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия 2моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка». При этом содержание перового понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий.

Понятие можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные и общие.

Объем единичного понятия составляет один элемент (великий русский писатель А.Н. Толстой).

Объем общего понятия включает число элементов, больше единицы (автомобиль, портфель, государство)

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (например, натуральные числа в арифметике, растения - в ботанике).

Еще выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество. Например, «баба-яга», «снегурочка», «дед мороз», персонажи сказок и др.

По содержанию можно выделить следующие 4 пары понятий:

Конкретными называются понятия, в которых отражены отдельные предметы или классы предметов. К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета. Взятый отдельно от самого предмета (несправедливость, доброта, свобода). Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (неравенство, подобие, сходство и др.)     

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные  с общими. Общие понятия могут быть и конкретными,  и  абстрактными  (например, понятие посредник -  общее,  конкретное;  понятие  посредничество  -  общее, абстрактное).

              Относительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (дети - родители, ученик - учитель, начальник- подчиненный).

Безотносительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (дом, человек, деревня).

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах. Например, неграмотный человек, некрасивый поступок, бескорыстная помощь.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, полк, стадо, стая, созвездие.

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (ручка, река, река).

Подводя итоги по вышесказанному, можно отметить, что:

1. всякое понятие имеет содержание и объем.

2. существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

              3. была выделена классификация видов понятий.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, так же находятся в определенных отношениях. Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весьма далекой. Эта связь может выражаться только в том , что оба понятия отражают какие-то предметы или свойства предметов мира. Например, «безответственность» и «нитка», «романс» и «кирпич». Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему: на совместимыеые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Типы совместимости:

1) Равнозначность (тождество)

2) Перекрещивание

3) Подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями, изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом.

a) равнозначными или тождественными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Т.е в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий:

· Волга -самая длинная река в Европе;

· А.П. Чехов -автор комедии «вишневый сад»;

· Равносторонний прямоугольник, квадрат, равноугольный ромб. Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.

· Понятия, объемы которых частично совпадают, т.е. содержат общие элементы находятся в отношении перекрещивания. Например, пересекающимися будут понятия школьник (Ш) и спортсмен (С): есть такие школьники, которые являются спортсменами, и есть такие спортсмены, которые являются школьниками; но в то же время школьник может не быть спортсменом, так же как и спортсмен может не быть школьником. На схеме Эйлера отношение пересечения изображается двумя пересекающимися кругами (Приложение А). Часть пересечения показывает частично совпадающие объемы двух понятий.

Типы несовместимости:

Соподчинение (координация) - это отношение между объемами 2- х или нескольких понятий, исключающих друг - друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. Например, «ель», «береза», «сосна» принадлежат объему понятия «дерево» (Приложение Б).

Они изображаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри более обширного круга. Это виды одного и того же рода.

В отношении противоположности (контрастности) находятся объемы таких понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие- то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными знаками). Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами.

Примеры противоположных понятий: «храбрость»- «трусость», «белая краска» - «черная краска».

В отношении противоречия находятся такие 2 понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другие эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

              Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.   

 

Приложения

А

Б

 

9

 



Информация о работе Понятие как форма мышления