Понятие истины в логической науке

Дата добавления: 01 Марта 2013 в 12:24
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (31.59 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Логика - теория + задача Вариант 7.doc

  —  111.50 Кб

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает  особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, то есть внутренней закономерной связи элементов, составляющих форму мысли.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач. Способность к решению нетривиальных задач означает, что мышление, как и процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным, связанным с открытием нового, с принятием соответствующих решений, с подчинением ближайшей цели конечному результату, с изобретением и применением различных мыслительных средств для достижения этого результата. Изучая «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления.

Усиление роли формальной логики и математических методов  в научных исследованиях - генеральное направление развития абсолютного большинства наук. Большая наука не знает примеров отрицательных последствий формализации какого-либо научного направления.

Поэтому исследование данной темы является актуальным.

Основная цель работы заключается в изучении истинности мыслей и формальной правильности рассуждений, роли формализованных языков в науке. Для достижения поставленных целей в работе решаются следующие задачи: Определяются  понятие истинности и логической формы в логической науке; рассматривается значение формализации для развития теоретического знания.

 

1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ В ЛОГИЧЕСКОЙ  НАУКЕ

 

Логика – это наука, исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая  целью получение истинного знания об окружающем мире. Следовательно, она должна оперировать понятиями «истинность мышления» и «правильность рассуждения».

«Правильное мышление»  основано на логике. Именно логика, умело  подобранная в соответствии с  предметом рассмотрения, делает мысли  адекватными реальности.

Обычно истинность мышления определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  его чувственного или интеллектуального  постижения либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.1

И́стина — верное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизведение  его таким, каким он существует сам  по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятие лжи.

Истина не существует вне человеческого познания, и  в этом смысле она зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью.

Таким образом, истинность определяется как адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизводящей  реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

Истинными являются такие  суждения, как "снег белый", "атом имеет сложную структуру", "Луна - спутник Земли", "Волга впадает  в Каспийское море", "язык есть средство общения между людьми". Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истинным может быть знание, а не объект познания.

 

Истина не есть нечто  застывшее, раз и навсегда данное, статичное. Она представляет собой  процесс, в котором человек как  субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается не сразу.

В поступательном движении познание человека идет от относительных  истин к абсолютным. Абсолютная и  относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.

Относительной истиной называют неполное, ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом.

Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому  наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются.

Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку  рано или поздно она сменяется  новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности. Человечество всегда стремилось в познании окружающего мира максимально сузить "сферу влияния" относительного и приблизиться к абсолютной истине. Но вот парадокс: каждое новое научное открытие не только умножает наше знание о мире, но и обнаруживает новые горизонты незнания. Познание тем самым выступает как процесс, уходящий в бесконечность.

В отличие от относительной абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание о предмете, явлении или мире в целом. Абсолютная истина - это истина навсегда, в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Сам термин "абсолютная истина" неоднозначен. Он употребляется, по меньшей мере, в трех смыслах.

Во-первых, он используется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постольку возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может быть это миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин "абсолютная истина" используется здесь для фиксации того факта, что познавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки при этом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.

Во-вторых, этот термин используется для обозначения моментов абсолютного  знания, которые неизбежно содержатся в каждой относительной истине. Например, современная физическая картина  мира представляет собой истину относительную, так как наука сегодня еще не располагает исчерпывающим знанием о физическом строении Вселенной. Но в этой относительной истине содержатся и абсолютные истины далее неопровержимые. К их числу, например, относятся такие суждения, как "материальные тела состоят из молекул, а молекулы из атомов", "атомы имеют сложную структуру" и др.

В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых  фиксируются какие-либо факты. Достоверность  этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой.

Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа "философ Гегель родился в 1770 году", "Гавайские острова находятся в Тихом океане", "вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100 ° по Цельсию" и др. Такие истины всегда строго "привязаны" к определенному месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий.

Суждение, что "философ  Гегель родился в 1770 году", верно  лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что " ", истинно лишь в десятеричной системе исчисления. При изменении условий эти суждения перестают быть истинными.

Любое суждение является истинным лишь тогда, когда учитываются конкретные условия существования предмета или явления.

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что оценивать факты, явления и события необходимо в конкретных, реальных условиях и обстоятельствах. Например, "дождь - это благо или зло?". Ответить на этот вопрос без учета конкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних условиях и злом в других.

Согласно основному  принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.

Правильное рассуждение  можно определить как такое, которое  при истинности посылок гарантирует  истинность заключения. Однако не любые  истинные посылки и истинное заключение образуют правильное рассуждение. Вопрос о том, является ли некоторое умозаключение правильным или неправильным, нельзя смешивать с вопросом: какими – истинными или ложными – являются его посылки и заключение.

Понятие формальной правильности рассуждения относится лишь к логическим действиям и операциям мышления. Если в числе посылок умозаключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтобы это показать, возьмем два умозаключения:

1. Все металлы - твердые тела.

Ртуть не является твердым  телом.

Ртуть не является металлом.

2. Все небесные тела – планеты

Юпитер-небесное тело.

Юпитер - планета.

В первом умозаключении  заключение получилось ложным именно потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Во втором же умозаключении, несмотря на первую ложную посылку, заключение является истинным суждением.

Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными  суждениями и соблюдаться правила  логики. При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение. Чтобы это показать, возьмем такие умозаключения:

  1. Все тигры полосатые.

Это животное полосатое.

Это животное - тигр

4. Все ушастые тюлени – ластоногие.

Все ушастые тюлени - водные млекопитающие

_____________________________________

Все водные млекопитающие -ластоногие. 

 

В третьем умозаключении  обе посылки - истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что нарушено было одно из правил умозаключения. В четвертом умозаключении обе посылки - истинные суждения, но заключение - ложное, т. к. нарушено правило построения умозаключения (в соответствии с правилом, вместо слова “все” должно стоять слово “некоторые”).2

Истинность посылок  является необходимым, но недостаточным  условием истинности заключения рассуждения. Дать оценку рассуждению, зная значение его посылок и заключения, можно  лишь в случае, когда каждая из посылок  истинна, а заключение ложно, т.е. если подобрать контрпример. В случае нахождения контрпримера рассуждение является заведомо неправильным, так как оно не сохраняет основное свойство логических систем – «свойство» сохранения истинности посылок при выведении заключения. Для того чтобы рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, или логическую форму.

Именно логическая форма является основанием для перехода от посылок к заключению в дедуктивных рассуждениях (для других типов рассуждений основания будут другие).

Теперь можно более точно  сформулировать критерий правильности дедуктивных рассуждений: умозаключение  является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно (всегда, каждый раз) получим истинное заключение, т.е. не существует умозаключения данной логической формы с истинными посылками и ложным заключением.

Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («истина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность».

2. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ  ФОРМЫ

 

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает  особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Отдельные определения форм мысли  будут понятны, если будет понятно, что такое логическая форма или форма мысли вообще – это способ связи частей мыслимого содержания.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Поэтому исследование данной темы является актуальным.
Основная цель работы заключается в изучении истинности мыслей и формальной правильности рассуждений, роли формализованных языков в науке. Для достижения поставленных целей в работе решаются следующие задачи: Определяются понятие истинности и логической формы в логической науке; рассматривается значение формализации для развития теоретического знания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ В ЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 4
2. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 10
3. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 17
4. ЗАДАЧА: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22