Основные принципы правильного мышления и законы логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЛОГИКА И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ 3
2. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА 6
2.1 Закон тождества 7
2.2 Закон противоречия 9
2.3 Закон исключенного третьего 11
2.4 Закон достаточного основания 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Работа содержит 1 файл

Логика - Основные принципы правильного мышления и законы логики.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

Логика - Основные принципы правильного мышления и законы логики.  

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ЛОГИКА И ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ 3

2.  ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО  ЗАКОНА 6

2.1 Закон тождества 7

2.2 Закон противоречия 9

2.3 Закон исключенного  третьего 11

2.4 Закон достаточного  основания 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

 

  
ВВЕДЕНИЕ

 

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе. К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку. Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф.Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают.

 

1. ЛОГИКА И  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ

 

Логика изучает познающее  мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения  объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает  в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение ― это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (их цвета, формы, запаха, вкуса).

Восприятие ― это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление ― это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной  зависимости между явлениями.

Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

Мышление ― процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Мышление неразрывно связано  с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

Мышление ― процесс активного отражения действительности. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

Обобщенный и опосредствованный  характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения ― основные особенности мышления.

Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С  помощью мышления человек познает  недоступные чувственному познанию явления.

Основные формы мышления:

  1. Понятие. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково ― как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия.
  2. Суждение. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.
  3. Умозаключение. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.

Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно  получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных  по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное  этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного  вывода в том, что от истинных посылок  он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся  истин получать новые истины с  помощью чистого рассуждения, без  обращения к опыту, интуиции и  тому подобному. Неправильные выводы могут  от истинных посылок вести как  к истинным, так и к ложным заключениям.  
В современной логике логические процессы изучают путем их отображения в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.

Законы логики долгое время  представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы ― продукты человеческого опыта.

 

2.  ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА

 

Закон мышления  ― это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех людей различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики ― это законы правильного мышления, а не законы самих вещей или явлений мира.

Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного мышления, ― определенность, непротиворечивость, четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, ― существует много других формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).

Законы логики функционируют  в мышлении в качестве принципов  правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и  теорий и опровержения не правильных теорий.

В математической логике несколько иной подход. Там законы, выраженные в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо выделяются такие, которые содержат одну переменную.

2.1 Закон  тождества

 

Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем  в трактате «Метафизика» следующим  образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда  утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение  о том, что мыслить (говорить) обо  всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, то есть она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (то есть употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и так далее. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а → а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.

 Когда закон тождества  нарушается непроизвольно, по  незнанию, тогда возникают просто  логические ошибки; но когда этот  закон нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются не просто ошибки, а софизмы. Таким образом, софизм — это внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения логических законов.

Однако на нарушениях закона тождества строятся не только неясные  суждения и софизмы. С помощью  нарушения этого закона можно  создать какой-нибудь комический эффект. Например, Николай Bacильeвич Гоголь в поэме «Мертвые души», описывая помещика Ноздрева, говорит, что тот  был «историческим человеком», потому что где бы он ни появлялся, с ним  обязательно случалась какая-нибудь «история». На нарушении закона тождества  построены многие комические афоризмы. Например: «Не стой где попало, а  то еще попадет». Также с помощью  нарушения этого закона создаются  многие анекдоты. Например:

– Я сломал руку в двух местах.

 – Больше не попадай  в эти места.

Во всех приведенных примерах используется один и тот же прием: в одинаковых словах смешиваются различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, то есть нарушается закон тождества.

Нарушение этого закона также  лежит в основе многих известных  нам с детства задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в  стеклянном стакане?» — преднамеренно  создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и  за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, например он говорит: «Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ: «За  стеклом».

В основе всех фокусов также  лежит нарушение закона тождества. Эффект любого фокуса заключается в  том, что фокусник делает что-то одно, а зрители думают совершенно другое, то есть то, что делает фокусник, не равно (не тождественно) тому, что думают зрители, отчего и кажется, что фокусник совершает что-то необычное и загадочное. При раскрытии фокуса нас, как правило, посещает недоумение и досада: это было так просто, как же мы вовремя этого не заметили.

2.2 Закон противоречия

 

Закон противоречия говорит  о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое  отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном  и том же отношении, то они не могут  быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий» (одно из них нечто  утверждает, а другое то же самое  отрицает, ведь высокий — это  не низкий, и наоборот), — не могут  быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни  и в одном и том же отношении, то есть если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идет о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни, например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях, например, он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем, тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается. Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой:

Информация о работе Основные принципы правильного мышления и законы логики