Общие, единичные и пустые понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:08, реферат

Описание работы

Понятие как простейший элемент в логике состоит из двух
элементов: объема и содержания. Поскольку понятие состоит только из двух элементов, а суждение составляют как минимум два понятия, то понятие — простейшая форма мысли, лежащая в основе других. Обратным отношением объема и содержания понятие определяет диалектичность и более сложных форм мысли.

Содержание

1. Общие, единичные и пустые понятия 3
2. Конкретные и абстрактные понятия 4
3. Положительные и отрицательные понятия 5
4. Безотносительные и соотносительные понятия 6
Упражнение 1 7
Упражнение 2 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Общие, единичные и пустые понятия

     Простая мысль отражает предмет в его существенных признаках такие мысли называются понятиями.   

     К ним относятся, например, мысли о  человеке, о столе, о море и т. п.

     Обычно  они  выражаются отдельными словами  или словосочетаниями: «стол», «человек», «студент вечернего отделения» и  т.п.

     Понятие как простейший элемент в логике состоит из двух 
элементов: объема и содержания. Поскольку понятие состоит только из двух элементов, а суждение составляют как минимум два понятия, то понятие — простейшая форма мысли, лежащая в основе других. Обратным отношением объема и содержания понятие определяет диалектичность и более сложных форм мысли.     

     Различие  видов понятий осуществляется по трем основаниям:

     1) по характеристикам объемов понятий;

     2) по характеру признаков, составляющих  видовое отличие мыслимых предметов в понятии;

     3) по характеру предметов, обобщаемых  в понятии.

     За  счет изменения одного из элементов  структуры понятия последние  могут подразделяться на виды. Так, по количественному признаку (по объему) понятия делятся на единичные, общие и пустые (нулевые). К количественному показателю следует отнести и подразделение понятий на регистрирующие (исчислимые) и нерегистрирующие (неисчислимые), ибо здесь главное — объемный показатель этих понятий. По качественному показателю (по содержанию) понятия делятся на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, безотносительные и соотносительные, собирательные и разделительные (несобирательные).

     Единичными  понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе «Мастера и Маргариты» или об авторе десяти днях 1917 г., которые потрясли мир, или о путче августа 1991 г., о затмении солнца в 585 г. до н. э. и т.п.

     Общими понятиями являются те, объемы которых отражают два и более однородных предмета (явления, процесса) вплоть до неисчислимого их множества. Такими понятиями будут «дом», «стол», «человек», «игра», «затмение», «облако», «стоимость», «совесть», «кривизна» и пр. Легко заметить, что общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и «столы» одинаково выражают общее понятие о столе.

     Пустые (нулевые) понятия — это понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Это понятия, являющиеся результатом относительно самостоятельной абстрагирующей деятельности человеческого сознания, отражающие идеальные, идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами («абсолютно черное тело», «несжимаемая жидкость», «идеальный газ», и пр.). Понятия о сказочных или фантастических, мифологических объектах тоже являются пустыми понятиями («сирена», «русалка», «конек-горбунок», «минотавр» и пр.).

     2. Конкретные и абстрактные  понятия

     Конкретными понятиями являются те, которые отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь», «аптека» и т.п. Конкретными понятиями могут быть любые утвердительные как общие, так и единичные, и даже пустые понятия.

     Абстрактными  в логике считаются те понятия, которые  отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «всхожесть», «человечность», «лошадность», «вечность» и пр. Понятно, что ни белизны самой по себе, ни лошадности в природе нет, они - лишь признаки того или иного предмета. Понятия же отражают этот признак так, будто бы он существует сам по себе. Аристотель, характеризуя абстрактность, подчеркивал: «То, что называется абстракцией, ум мыслит, как бы он мыслил курносость... или как кривизну... помыслил бы без тела, которому присуща кривизна... курносость и т.п. Ум, мысля такие понятия, берет их в отвлечении от тел-носителей, хотя они и неотделимы».

     В определенном смысле абстрактным является любое понятие. Понятие абстрактно в том смысле, что оно возникает  в результате отвлечения от предметов тех или иных признаков. В отличие от чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), которое отображает многообразие единичных признаков, понятие свободно от этого многообразия. Оно лишено момента чувственности, свойственного ощущениям, восприятиям, представлениям.

     3. Положительные и  отрицательные понятия

 

     Утвердительными (положительными) понятиями являются те, которые отражают наличие какого-то признака у предмета. Понятно, что  положительными понятиями могут  быть как общие. так и единичные, пустые. Понятия о городе, луне, цене, морали и пр. будут понятиями и положительными, и общими, а некоторые и пустыми.

     Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным  понятием; формируются они простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не»: «не-роза», «не-молитва», «не-кузнец» и пр. Общеупотребимое понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим. Так, в повседневном обиходе понятия «жадность», «глупость» выражает отрицательную характеристику человека, но в логике эти понятия являются положительными; отрицательными же они становятся лишь с прибавлением к ним частицы «не» — «не-жадность», «не-глупость», при этом, правда, данные понятия выражают совсем не отрицательную черту человека.

4. Безотносительные и соотносительные понятия

 

     Соотносительными  понятиями в логике считаются  те, которые содержанием своим требуют обязательного соотношения, соотнесения с другими понятиями, например: «копия», «больше», «хуже», «между», «отец», "начало", "причина". "проблема" и пр.

     Безотносительными понятиями являются все те, которые  мыслятся сами по себе, без обязательного  соотнесения их с другими. Такими понятиями могут быть и утвердительные, и отрицательные, и конкретные, и абстрактные, и общие, и единичные, и др., кроме соотносительных. 

Упражнение 1

 

     Дайте логическую характеристику понятиям:

     Созвездие Большой Медведицы – единичное, конкретное, положительное, безотносительное

     Школа – общее, конкретное, положительное, безотносительное

     Школа № 3 г. Москвы – единичное, конкретное, положительное, безотносительное

     Ученик 10 класса – общее, конкретное, положительное, безотносительное

     Восточная граница России – единичное, конкретное, положительное, соотносительное

     Московский  гос.университет им. М. В. Ломоносова – единичное, конкретное, положительное, безотносительное 

Упражнение 2

     Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном употребляются выделенные понятия:

     - книга – лучший подарок - собирательное

     - учащиеся гимназии изучают логику - разделительное

     - искусство – форма общественного  сознания - собирательное

     - судьи независимы и подчиняются  только закону – разделительное 

Список  литературы

 
     
  1. Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 2007. - 416 с.
  2. Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2008. – 309 с.
  3. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Знание, 2008. — 240 с.
  4. Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2007. – 320 с.
  5. Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2006. – 504 с.

Информация о работе Общие, единичные и пустые понятия