Модальные суждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.

Содержание

Введение
Глава 1. Логическая характеристика суждения……...............................5
Глава 2. Модальность суждений………………………………………......8
2.1. Эпистемическая модальность…………………………………….9
2.2. Деонтическая модальность ……………………………………...11
2.3. Алетическая модальность ……………………………………….12 Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

логика.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

________________________________________________ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ  

оценка  

руководитель   

__________________________     _____________    ____________________      

должность, уч.степень, звание         подпись, дата        инициалы, фамилия 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Логика 

НА ТЕМУ:  Модальные суждения 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 

                                   9962-к                                            А.С.Колбунцова          

СТУДЕНТКА ГР. __________    ______________      _______________

                                                       подпись, дата          инициалы, фамилия

                          
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

Содержание 

     Введение          

     Глава 1. Логическая характеристика суждения……...............................5 

     Глава 2. Модальность суждений………………………………………......8 

               2.1. Эпистемическая модальность…………………………………….9  

               2.2. Деонтическая модальность ……………………………………...11 

               2.3. Алетическая модальность ……………………………………….12   Заключение        

     Список  литературы     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Логика относится к числу древнейших  наук, первые учения которой о  формах и способах рассуждений  возникли еще в цивилизациях  Древнего Востока. В западную  культуру принципы и методы  логики вошли главным образом  благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.

     В конце прошлого - начале нынешнего  века в логике произошла научная  революция, в результате которой  в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание.  Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

     Стихийно  сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

     Логика  – наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

     Логика, изучающая познающее мышление и  применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская  наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо рассмотреть все вопросы, один из них модальность суждений.

     Цель  исследования. Главными целями работы является углубление полученных в ходе аудиторных занятий знаний и закрепления их в письменной форме, овладение методологией и методикой научного исследования, понятийно-категориальным аппаратом данной учебной дисциплины, а также отбор, систематизация и осмысление материала. 

     Объектом  исследования является логика, как наука о мышлении.

     Предметом исследования является модальность логических суждений.

     Методологическую  и теоретическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, философские, формально-логические методы: анализ, синтез, описание, сравнение.

     Теоретическую основу исследования составляют литература по учебной дисциплине «Логика».

     Эмпирическую  базу работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.

           Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.  Логическая характеристика суждения

     Человек при помощи сознания познает объективный мир. Познание мира начинается с опытного сопоставления предметов и явлений между собой, с установления их сходства и различия. Содержание опыта становится знанием, когда оно осмысленно и принимает форму определенного высказывания. При этом понятие как логическая форма мышления не в состоянии передать все разнообразие и богатство человеческой мысли; оно всегда лишь основа рассуждений человека о тех или иных свойствах, качествах предметов и явлений. Между тем мысль, которая выражена в форме сочетания понятий, заключает знание о свойствах и отношениях предметов реальной действительности. Обусловленное объективным ходом вещей, это сочетание понятий обладает устойчивой структурой, внутренней закономерной связью, составляющей особую форму человеческого мышления - суждение.

     Суждение - это такая форма мышления, в  которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых  реальных вещах и явлениях. В качестве примера суждения приведем следующие: "В. Соловьев является представителем русской религиозной философии", "Все течет, все изменяется", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный", "Космонавты существуют".

     В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения  действительности в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе. Во-первых, она что-либо утверждает или отрицает: например, "Москва больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть или истинной или ложной: например, суждение "Сознание оказывает воздействие на общественное бытие" является истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения.

     По  своему содержанию любое суждение имеет  атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака конкретному предмету и  явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.

     Отмечая связь между суждением и понятием, важно также и видеть между  ними определенные различия. Их сущность сводится к следующему.

     Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного.

     Во-вторых, суждение отличается от понятия в двух основных аспектах: генетическом и функциональном. В генетическом аспекте понятие возникает на базе логических операций по выявлению существенных признаков предметов, а суждение образуется на основе установления связи между понятиями. В функциональном аспекте понятие, как известно, отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

     В-третьих, подлинный акт мыслей начинается с суждения, т.е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру – отражение объективных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.

     В-четвертых, суждение отличается от понятия способом закрепления - выражается либо в понятии, либо в суждении.

     В суждениях выражается истинная или  ложная мысль. Истинность суждения, как  и понятия, определяется его соответствием объективной действительности. Истинные - это такие суждения, в которых связь понятии правильно отражает реальные свойства и отражения предмета мысли. Например: "Содержанием современной эпохи является переход от политики конфронтации и недоверия между государствам и к политике сотрудничества и взаимной выгоды".

     Ложные - это такие суждения, в которых  связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Модальность суждений

       В естественном языке суждения  могут характеризоваться не только  как истинные или ложные, но  и  с других точек зрения. Такие характеристики содержат дополнительную информацию, которая выражает в одних случаях отношение говорящего к высказываемой мысли, в других – обоснованность знания, содержащегося в суждениях, в третьих – предписание, норму или правило, которое надлежит соблюдать. Подобные дополнительные характеристики выражают различные точки зрения на суждение в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой человек. В процессе аргументации и практических рассуждениях мы интересуемся не только истинной оценкой суждений, но дополнительно к этому стремимся узнать, насколько убедительны, а значит, обоснованны доводы оппонента в споре, являются ли они логически или фактически истинными и т.д.

     В этике и юриспруденции интересуются также нормами поведения людей  в обществе, выясняют, что запрещено  и разрешено этими нормами. Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию – основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.

     Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

     Модальные характеристики суждений обычно выражают парными категориями:

     необходимость – случайность,

     обязанность - запрещение,

     доказано  – опровергнуто и т.п.

     Далее следует рассмотреть важные для  правового мышления эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности суждений.

     Первая  группа - истинная (алетическая) модальность суждений. Это выраженная в терминах необходимости или возможности информация о логической, зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. В границахистинной или алетической модальности принято выделять, во-первых, логическую обусловленность, или детерминированность

Информация о работе Модальные суждения