Логика вопросов и ответов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Определение вопроса, его структура, виды и функции.
Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов.

Работа содержит 1 файл

Контра.docx

— 43.17 Кб (Скачать)

ТЕМА 13. Логика вопросов и ответов

План:

  1. Определение вопроса, его структура, виды и функции.
  2. Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов.

 

Если вдуматься, то мышление и речь людей предстают чередой  вопросов и ответов. Вопрос – форма  развития  знаний  о  мире. Дети  познают  мир,  задавая град вопросов. Родителям же приходится на них отвечать. Природа «играет» с человеком,  скрывая  ответы  на  вопросы  ученых. Жизнь  задает  вопросы  всем, требуя ежедневно массу ответов. Вопрос – основа человеческого общения. Общаясь,  мы  вступаем  в  диалог  друг  с  другом,  обсуждаем  проблемы  и  вместе ищем  ответы  на  сложные  вопросы. Информационный  век  вынуждает  нас  все чаще  вступать  в  машинный  диалог -  с  различными  электронно-вычислительными  и  экспертными  системами.  Гуманитарно  ориентированные философы и деятели культуры ищут ответы на вечные вопросы, связанные  со смыслом  человеческого  бытия. Образование  и  учебная  практика  также  насы щены вопросами и ответами разного уровня и степени сложности. Все это свидетельствует об исключительной важности вопросов и превращает их в объект логического исследования.

Прежде всего необходимо дать определение вопроса и разобраться, что под ним понимают, какую  роль он играет в мышлении, какие  бывают вопросы, как на них отвечать? Ответы на эти и другие «вопросы о вопросах» касаются эротематики (от греч. erotematikos – в форме вопроса). Эротетическая, или интеррогативная  логика –  раздел  современной  логики,  занимающийся  анализом вопросно-ответной практики.

Центральным понятием эротетической  логики является понятие вопроса. При  определении  вопроса  выделяются  два  подхода. Первый  подход,  условно названный «лингвистическим», рассматривает вопрос как элемент естественного языка и форму человеческого общения. Под вопросом в таком случае понимают  обращение,  требующее  ответа. Второй  подход,  компьютерный,  связан  с решением информационно-поисковых задач и проблемно ориентированной семантикой. В рамках  этого подхода  вопрос определяется  как  запрос об информации  определенного  типа.  В  отличие  от  второго  подхода,  использующего формальный  язык  и  устанавливающего  формальный  тип  вопросно-ответных отношений, первый связан с живым языком, с произвольной, неспециализированной семантикой и с проблемой понимания. Объяснение и понимание дополняют друг друга и присутствуют в любых науках.

Логико-лингвистический  анализ  вопроса  сводится  к  следующим  утверждениям.

Вопрос – не является суждением, хотя также выражается в  языке предложением. Вопрос – особая форма мысли.

Традиционно  вопрос  предстает  в  виде  вопросительного  предложения. Однако, во-первых, не всякое вопросительное предложение означает вопрос (к ним  относятся, например, риторические вопросы), а, во-вторых, вопрос не всегда выражается в вопросительной форме (вопросы плана курсовой, дипломной работы, экзаменационные вопросы могут не иметь  вопросительной формы, но требуют ответа).

Р и т о р и ч  е с к и й   вопрос, хотя и выражен в форме вопросительного  предложения, ответа не требует. По сути он является утверждением в вопросительной форме. Форма служит риторическим, т.е. искусным приемом высказывания. Выражения: «Какой же русский не любит быстрой езды?», «Кто из студентов  не  любит  поесть?», «Кто  признается,  что  не  готовился  к  экзаменам?», «Какой он музыкант?» не ждут ответа. Поскольку по смыслу риторический вопрос выражает утверждение и вопросом не является, он является суждением.

Существуют и другие виды вопросительных предложений, не являющиеся вопросами. Они могут выражать:

а)   п р и г л  а ш е н и е:    «Не  пойти ли нам в кино?» 

б)   п р о с ь  б у:   «Не могли бы вы передать мне эту книгу?» 

в)   п р е д л  о ж е н и е:   «Не  объединить ли нам наши усилия?» 

г)   п о б у ж  д е н и е:   «Может быть, подвинетесь немного?» 

д)   з а п р е  щ е н и е:   «Что это  еще за прическа?» 

е)   п р и з ы  в:   «Не пора ли начать думать?» 

      и др.

Поскольку  вопрос  не  является  суждением,  то  он  не  является  ни  истинным, ни ложным. Вопрос можно оценивать по-разному. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным,  тактичным и бестактным, простым и сложным. Логическая оценка сводится к установлению его корректности  или  некорректности,  правильности  или  неправильности. Даже  бестактный вопрос, увы, может быть корректным. 

Правильность  вопроса  связана с  его  структурой.  Любая форма  мысли  имеет  структуру.  Вопрос,  как  особая  форма  мысли,  также имеет свою структуру. Она состоит из формы вопроса (построения) и содержания  (значения). Синтаксический  аспект  структуры  указывает на  строй  вопроса. В  общем  виде  его можно  изобразить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1

 

С точки зрения структуры  вопрос состоит из двух частей: из того, что уже известно, но не до конца, и того, что хотелось бы узнать. Первая часть вопроса образует предпосылку  вопроса и  его  содержание. Она определяет  «тему»  вопроса и существенно влияет на результат вопросно–ответной ситуации. Вторая часть  вопроса  выражает  обращение  или  запрос  при  помощи  вопросительных слов «кто?», «что? » и т.д.

Определение «правильности» вопроса связано прежде всего  с семантическим аспектом его структуры. Конечно, правильное построение вопроса влияет на качество ответа. Однако и правильно «построенный» вопрос может оказаться неправильным,  если  он  основан на  ложной  предпосылке.  Например,  вопрос: «Кто  открыл  Берингов  пролив?»  является  правильным. А  вопрос: «Кто открыл Минское море?» является неправильным.

Итак, правильность вопроса  зависит прежде всего от его содержания, от соответствия предпосылки вопроса  (исходного знания) реальному положению вещей. Вопрос: «Почему карлики не едят рыбу?» – неправильный, ибо основан на ложной предпосылке «Карлики не едят рыбу». И «остаётся» лишь уточнить, «почему?».

Хотя вопрос в целом  не является суждением, однако логическая предпосылка вопроса по смыслу соответствует суждению, которое может быть истинным или ложным. Вопрос, основанный на истинной предпосылке, называется в логике правильным,  корректным. И наоборот, вопрос, основанный на ложной предпосылке, называется  неправильным, некорректным.

Неправильный вопрос может  быть как паралогическим, так и  софистическим. Паралогические  вопросы  связаны  с  некомпетентностью. («Несведущ – не  спрашивай»).  Софистические  вопросы  сознательно  формулируются  с  разными целями. К ним относятся и «провокационные» вопросы, которые так любят задавать студенты. Например: «Можно ли наказывать студента за то, что он не сделал?». Неосторожный ответ на «провокационный» вопрос не только укажет на незнание  отвечающего, но и поставит  его  в нелепую  ситуацию,  когда, как  говорили  древние, «один  козла  доит,  а  второй  держит  под  ним  решето».

Вопрос:

 «Блуждал его взор, был вид его дик, 

  И дыбом стояли  волосы,

  Когда он спросил:  «А много ль гвоздик 

  Растёт на Северном  полюсе?» 

Ответ:

«Число гвоздик ты хочешь знать,

  Растущих на морозе ?

  Изволь: оно равно  числу 

  Бананов на берёзе». 

Практическое значение вопроса  раскрывается через его функции.

Основываясь на  логических  исследованиях,  посвящённых анализу вопросно – ответной практики, можно выделить следующие функции вопроса:

а) к о н т р о  л и р у ю щ а я   функция за усвоением знаний («контрольные вопросы», «экзаменационные вопросы»);

б) с и с  т е м  а т и  з и р у ю щ  а я   функция при упорядочивании, расположении материала (написание конспектов, рефератов, курсовых и дипломных работ, плана ответа);

в) к р и т и ч  е с к а я   функция при  поиске новых, подчас противоречащих  здравому  смыслу  и  общепринятым  представлениям  решений.  Сомнение,  несогласие,  возражение  означают  «Знак  вопроса».  По  признанию Коперника,  главной  проблемой  для  него  было  не  небо,  которое  он

изучал,  а  авторитет  Аристотеля  в  астрономии.  Только  отважившись  на ряд  критических  вопросов,  Коперник  смог «оставовить  Солнце  и  сдвинуть Землю».

г) п с и х о л  о г и ч е с к а я    функция позволяет привлекать внимание к главному («Кто создатель кибернетики?») или оказывать эмоциональное  воздействие («Молилась ли ты на ночь, Дездемона ?»).

Эти  и  другие  функции  вопроса  реализуются  в  дискуссиях,  в  учебной практике, в научном познании, в практической деятельности людей.

Вопросы можно делить по разным основаниям. Наиболее важными  видами вопросов являются:

п о   с ф е р  е  п р и м е н е н  и я 

-  вопросы управления;

-  вопросы экономики; 

-  вопросы здравоохранения; 

-  вопросы психологии;

-  вопросы педагогики  и т.д. 

п о   ц е л и  Вопросы формулируются с целью:

-  узнать или уточнить  что-либо;

-  объяснить что-либо;

-  решить задачу, проблему;

-  подумать  о  чем-либо.  К  ним относятся,  например,  вечные  вопросы  философии «Как  устроен мир?», «В  чем  смысл  жизни?»,  на которые  каждая  эпоха  отвечает по-своему. Их  смысл и ценность  в самом  вопрошании.  Степень  требовательности  в  разных  вопросах различна.

п о в о п р о  с и т е л ь н ы м   с л о в а м 

-  какой сегодня день  недели?

-  сколько  букв  в  слове «типография»?

-  как  доказывается  теорема  Пифагора?

-  почему  дети  любят   спрашивать? и др.

п о   п о л н  о т е 

-  узловые  и  наводящие.   Ответ  на узловые  вопросы   прямо  и  полно раскрывает  тему.  Наводящие  во-просы  подготавливают  ответ, приближают  к  нему.  Например, вопрос «Каков  атомный  вес  водорода?»  является  узловым,  а  наводящими  будут  вопросы: «По  какому  логическому  принципу  построена  периодическая  система химических  элементов?», «Как  и кем она была открыта?» и др.

п о з н а ч и  м о с т и 

-  главные  и  второстепенные.

Главные  вопросы  составляют  основу ответа,  а  второстепенные  играют  вспомогательную  роль. Например,  главным является вопрос «Когда Греция освободилась  от  османского  ига?»,  а  второстепенными: «Какое отношение к этому имеет  смерть  Байрона?», «Где  и  когда он погиб?» и др.

п о   с о с т  а в у и л и с т р  у к т у р е 

-  простые  и  сложные.  Простые вопросы  предполагают  один  ответ,  а сложные  несколько,  в  зависимости  от сложности   вопроса (в  количественном  отношении).  Так,  форму  простого  вопроса  имеет  следующее  предложение: «Кто не сдал лабораторную работу?», а предложение: «Кто  не  сдал  лабораторную  работу  и  когда  последний  срок  её сдачи?»  выражает  сложный,  в  данном случае «двойной» вопрос.

 

п о   с т е п  е н и  с л о ж н о  с т и

-  простые  и  сложные.  По  интеллектуальному  уровню  вопросы   различаются на простые (не требующие специальной подготовки, «популярные вопросы») и сложные,  требующие специиальных  знаний.  Так,  предыдущие  примеры можно отнести к простым по степени сложности вопросам. Это – обычные  вопросы  учебной  практики.  А  вопрос: «Кто может пояснить  смысл  термина «контроллер»? » уже относится к специальной  области  и  является  сложнее предыдущего.

п о  к о н к р  е т н о с т и

-  открытые  (общие,  нерегистрирующие)  и  закрытые  (конкретные, регистрирующие).  Открытые  вопросы не  предполагают  однозначного  ответа. Их  семантика  не  определена.  Например: «Что вы знаете о греческой мифологии?»  Закрытый  вопрос  требует  однозначного  ответа: «Как  называется остров, в названии которого нет ни одной гласной буквы?»

Выделяют и другие виды вопросов. Например, уточняющие, которые  начинаются со слов: «Правда, что …?», «Действительно ли …?».

Итак,  вопрошание –  это  искусство  и  наука  одновременно. Не  случайно существует выражение: «Правильно заданный вопрос – половина ответа».

 

Упражнения

1. Проверьте, являются  ли корректными следующие вопросы:

1.1. Какая река является самой  длинной рекой в мире?

1.2. Почему мы, как и все цивилизованные  страны, не отменили закон о  смертной казни?

1.3. И какой же русский не  любит быстрой езды?

1.4. Вы перестали бить своего  отца?

 

Корректные – вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому  ясным суждением.

Какая река является самой длинной  рекой в мире? – Предпосылка этого вопроса – «Существует такая река, которая является самой длинной рекой в мире» – истинна. Действительно, такая река существуют.

Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

 

Некорректным называется вопрос, предпосылка которого –  ложное суждение.

И какой же русский не любит быстрой  езды? – риторический вопрос не требующего ответа.

 Вы перестали бить своего  отца?

 

2. Приведите собственные  примеры корректного и некорректного  вопросов.

Пример корректного вопроса:

Все ли теплокровные – позвоночные?

Пример некорректного  вопроса:

Хотели бы вы попасть назад  в будущее?

Что горячее: квадратное или  синее?

Приводят ли критическое  метафизирование абстракциями и  дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?

Информация о работе Логика вопросов и ответов