Логика. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:46, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 30 вопросов.

Работа содержит 1 файл

логика.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

S есть (не есть) P¹, Р², Рⁿ. Например, «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности»;

S¹, S², Sⁿ есть (не есть) Р¹, Р², Рⁿ. Например, «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». 

21. Сущность и логическая структура вопросА!

Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение - «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение - «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва - «Ребята, не Москва ль за нами?». В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением. Например, так формулируются вопросы учебных занятий, а также вопросы, выносимые на экзамены и зачеты. В социологических исследованиях, кроме того, широко используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д.

22.основные  виды вопросов  и их краткая предпосылка. 

Логическая структура  вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.

указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причинуДалее, в вопросе содержится весьма определенное знание..

Предшествующее  знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них  явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная  для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Важно также отметить, что вопрос является требованием  найти, сообщить или уточнить некоторые  сведения, неизвестное. В этом плане  он выступает как продукт осознания  разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.

В судебной практике важно иметь в виду, что вопросы  могут обладать сильным внушающим  воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием  информации, в своих предпосылках заключает определенные сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. В этом плане исследования психологов XIX века уже приобрели юридически значимую интерпретацию. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось влияние внушения на свидетельские показания. Экспериментально автор доказывал, что формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения свидетеля в заблуждение. В связи с этим он указывал на необходимость в протоколах судебных заседаний излагать как ответы свидетелей, так и вопросы, которые им задавались, так как вопрос образует вместе с ответом одно неразрывное целое. 

27!! Общая характеристика  умозаключений (тут  же 28)

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. 

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. 

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. 

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех

условий. 

29 Логическая сущность  аргументации

Аргументация – это приведение доводов или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны к выдвинутому положению. Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения, обращённого к разуму человека, способного принять или опровергнуть его.

Характеристики  аргументации: 

    * Она  всегда выражена в языке, имеет  форму произнесённых или написанных  утверждений.

    * Исследует  взаимосвязи этих утверждений,  а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними.

    * Является целенаправленной деятельностью, задачей которой является усиление или ослабление чьих-то убеждений.

    * Ориентирована  на другого человека и предполагает  диалог и активную реакцию  другой стороны на приводимые  доводы.

    * Предполагает  разумность тех кто её воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать. 

30 Общая хар-ка доказательства (тут  же 32)

Доказательство – понятие преимущественно логическое. Это совокупность логических приёмов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. 

    * При  построении доказательства оратор  использует рациональные (логические) аргументы: научные теории, факты,  статистику.

    * Доказательство  обращено к тезису и ставит  целью обосновать его истинность. Эффективность логического доказательства зависит от истинности приводимых доводов. 

Структура доказательства 

    * Тезис  (мысль или положение, истинность  которого требуется доказать)

    * Аргументы,  или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис)

    * Демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность  умозаключений, которые применяются  при выведении тезиса из аргументов) 
 

31 Аргументы

Аргументы – это суждения посредством которых обосновывается истинность тезиса. 

    * Аргументом  может считаться только та  мысль, которая доказывает данный  тезис.

    * Аргументы  должны быть истинными. Только  из истинных посылок можно  вывести истинное следствие.

    * Аргументы  должны являться достаточными основаниями для тезиса, то есть подтверждать защищаемый тезис.

    * Аргументы  должны быть суждениями, истинность  которых доказана самостоятельно. То есть они не могут вытекать  из тезиса, а должны быть выведены  из других суждений, истинность которых очевидна для слушателей.

    * Аргументы  не должны противоречить друг  другу и тезису. 

Ошибки аргументации   

    * Ложный  довод – это неправильная, антинаучная  мысль

    * Произвольный  довод – это верная мысль,  ошибочно представляемая как  доказательство нашего тезиса.

    * Нелепый  довод – крайняя форма ложного  довода, очевидная, а иногда утрированная  ошибка в рассуждениях.

    * Тождесловие  – случай, когда в виде довода  для доказательства тезиса используется  тот же тезис, только высказанный другими словами. 

Информация о работе Логика. Ответы