Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:33, контрольная работа

Описание работы

Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.
История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов.
Упражнения.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

логика 1 вариант. ИСПРАВЬ ТИТУЛЬНИК))).doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Новое понимание предмета логики сложилось  у Ф. Бэкона, для которого логика являлась не орудием проверки истинности, а орудием, с помощью которого делаются новые научные открытия. Для Бэкона главный раздел логики — учение о методе научного исследования, вооружающем исследователя средствами для открытия новых истин.

    История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и задачи логики, в  частности можно упомянуть о споре между психологизмом и антипсихологизмом в логике. Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению психологии мышления и, таким образом, упраздняла логику как самостоятельную науку со своими специфическими задачами. С позиций психологизма выступают Н. Грот, Т. Липпс и др.

    Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психологии и развивает методологию антипсихологизма как основы для построения логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и Цигена тесно связывает логику с психологией, не растворяя логику в ней; однако психология, которая здесь широко используется, является идеалистической.

    В настоящее время в качестве самостоятельных  логических дисциплин развиваются  общая формальная логика, математическая логика и диалектическая логика.

    Для уяснения философских оснований  логики существен революционный переворот в философии, который совершили К. Маркс и Ф. Энгельс, в связи с чем по-новому был поставлен вопрос о предмете науки логики. Известно высказывание Энгельса, что в результате этого революционного переворота от прежней философии остаются лишь две науки — формальная логика и диалектика. Предвидя нападки на формальную логику, Энгельс говорил, что формальная логика не чепуха и она (как наука) должна сохранить свое значение наряду с диалектикой, подобно тому как низшая математика >не отменяется высшей, а сосуществует с ней. Чтобы выяснить предмет формальной логики в свете диалектического материализма, необходимо разграничить сферы формальной логики и диалектики. Диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Предметом ее изучения являются прежде всего самые общие закономерности вещей и явлений объективного мира, а также человеческого мышления.

    Марксистская  материалистическая диалектика рассматривает человеческое мышление в его всеобщей связи и развитии в противоположность метафизике и идеализму, которые рассматривают мышление в отрыве от высшей нервной деятельности, продуктом которой оно является, от объективной действительности, отражением которой оно является, от общественной жизни, с которой оно теснейшим образом связано, от языка, с которым оно образует неразрывное единство, и не видят в мышлении бесконечного движения и развития.

    Что касается логики мышления, то марксистская материалистическая диалектика утверждает объективность ее, независимость законов и форм мышления от воли и сознания людей. Законы и формы мышления, по учению марксистской материалистической диалектики, определяются свойствами объективной действительности, связями и отношениями, существующими в последней, являются их отражениями. Люди могут познавать объективные законы мышления и использовать их в интересах общества, но не могут изменять, отменять или создавать их. В качестве объективных законов логические законы мышления являются общечеловеческими, одинаковыми для всех людей, они имеют силу для всякого мышления, познающего истину. Но самое познание законов и форм мышления не остается неизменным, оно углубляется в связи с общим развитием науки.

    Если  диалектика рассматривает мышление в его всеобщей связи и развитии, то задачи формальной логики являются более скромными. В свете марксистско-ленинской  теории предметом формальной логики являются формы мышления и его законы, которые отражают самые обычные отношения вещей, т. е. формы и законы мышления, которые постоянно, миллиарды раз применяются в практической и научной деятельности людей.

    Огромное  значение этих форм и законов мышления заключается в этой повседневности их применения. Здесь уместно опять вспомнить проводимую Энгельсом аналогию между формальной логикой и низшей математикой. Как ни скромно выглядят арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления по сравнению со сложнейшими формулами высшей математики, но без простого арифметического счета нельзя сделать ни шага ни в производственной деятельности, ни в области обмена и ни в какой другой области общественной жизни. Формальнологические законы мышления, правила силлогизма и другие правила формальной логики играют такую же роль, как таблицы элементарных арифметических действий. Без мышления по законам и правилам формальной логики невозможна даже самая элементарная производственная деятельность, даже самая простая сознательная деятельность в любой области.

    Дело  в том, что на старой традиционной формальной логике лежит печать идеализма  и метафизики, так как она разрабатывалась либо идеалистами, либо материалистами-метафизиками (как Бэкон и французские материалисты XVIII в.), либо мыслителями, колебавшимися между материализмом и идеализмом, между диалектикой и метафизикой (как Аристотель).

    В связи с необходимостью внесения поправок в старую формальную логику уместно   поставить   вопрос, является  ли формальная  логика  наукой  классовой,   партийной,  надстроечной? Если сама логика мышления, логический аппарат мышления, его формы и законы являются общечеловеческими,  неклассовыми, непартийными и ненадстроечными, то в науке логике следует различать две стороны: те части ее,   которые трактуют о схемах категорического, условного и разделительного силлогизмов и вообще о необходимых связях мыслей, формах мышления и т. д., следует признать неклассовыми, общечеловеческими (подобно математическим формулам), а философскую часть логики — классовой, партийной и надстроечной. В классовом обществе наука логика, как и философия, служит интересам господствующих классов. Но поскольку в жизни общества всегда идет борьба между отживающим, старым и растущим, новым, между реакционными и прогрессивными  силами, в логике тоже идет борьба направлений. В истории логики всегда шла борьба между материализмом и идеализмом. Принцип классовости и партийности науки логики учит нас различать в ней прогрессивные и реакционные течения и видеть в борьбе направлений классовую борьбу в ее теоретической форме.

    История логики изучает этапы развития этой науки. Применение марксистского диалектического метода в истории логики превращает ее из науки, в которой преобладали простые описания сменявших друг друга систем логики и субъективная оценка их, в науку, раскрывающую закономерности исторического ее развития. История логики показывает, что развитие учений о самом мышлении осуществляется в форме борьбы противоположностей, в борьбе между прогрессивными и реакционными направлениями в логике, между материализмом и идеализмом в ней. История логики должна показать связь развития логики с общим ходом исторического развития общества, с общественным бытием, с развитием производства и техники, с классовой борьбой, с развитием философии и наук (математики, естествознания и др.). Устанавливая смену этапов в развитии логики, мы должны вместе с тем учитывать преемственность в развитии логических учений.

    Развитие  науки логики на протяжении ряда столетий протекало по двум руслам, обособленным и не связанным между собой. Одно из этих течений имело своим истоком древнегреческую логику (в особенности логику Аристотеля). На этой основе развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока, Западной Европе и России.

    Другое  течение имело своим истоком  индийскую логику, и на ее основе развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии и Индонезии. 
 
 
 

    Язык  исчисления предикатов. 

    Общепринятым  в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого искусственного языка.

    Важное  значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного  языка имеет смысловая или  семантическая характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предикатов, имена свойств, предложения.

    ИМЕНА ПРЕДИКАТОВ. Имена предикатов - это  отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы. Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом. По составу различают имена простые, которые не включают других имен ("лингвистика"), и сложные, включающие другие имена ("наука о языке"). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и бывает представлено в языке именем собственным ("Улашин") или дается описательно ("польский исследователь, впервые использовавший термин "морфонема""). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета; в языке оно бывает представлено нарицательным словом ("падеж") либо дается описательно ("грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом"). Эстетическое восприятие имен предикатов, использованных в текстах, привело к созданию специальных дидактических произведений по теории риторики, в которых описывались "риторические фигуры". Не случайно авторами первых риторик были и создатели логики как науки (Аристотель и др.). Логическое противопоставление имен простых, сложных и т. д. в теориях риторики, а впоследствии и стилистики, культуры речи, обострило исследовательский интерес к универсальной классификации семантических и синтаксических фигур речи.

    ИМЕНА СВОЙСТВ. Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, - имена свойств и отношений - называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, "быть синим", "бегать", "дарить", "любить" и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, "Небо синее", "Студент талантливый"). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор "любить" относится к двухместным ("Мария любит Петра"), а предикатор "дарить" - к трехместным ("Отец дарит книгу сыну").

    Дальнейшее  изучение имен свойств - предикаторов - привело к созданию современной  синтаксической науки со всем многообразием подходов описания языкового материала внутри нее.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложения - это выражения языка, посредством которых утверждается или отрицается нечто о явлениях действительности. Повествовательные предложения по своему логическому значению выражают истину либо ложь.

    АЛФАВИТ ЯЗЫКА ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ. Этот алфавит  отражает семантические категории  естественного языка и включает следующие виды знаков (символов):

  1. a, b, c, … - предметные постоянные. Их используют для собственных или описательных, т.е. единичных имен предметов;
  2. x, y, z, … - предметные переменные. Символы, обозначающие общие имена предметов, принимающих значение в той или иной области;
  3. p, q, r, … - пропозициональные переменные. Это – символы высказываний.
  4. P1, Q1, R1, … , Pn, Qn, Rn, … - предикатные переменные с “n” – местностью;
  5. ; - кванторы “всеобщности” и “существования”, соответствующие словам “все” и “некоторые” естественного языка;
  6. логические союзы:
    •;&;ˆ 
    v;v;  
    →;  
    ;  
    -; ;
    - конъюнкция («и»); 
    - дизъюнкция («или», «либо, либо»); 
    - импликация («если, то»); 
    - эквиваленция («если и только если…»); 
    - отрицание («не», «неверно, что»)
  1. технические знаки: (; ) – левая и правая скобки.

Других  знаков алфавит языка логики предикатов не содержит.

С помощью  приведенного искусственного языка  строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов используются в изложении отдельных фрагментов естественного языка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Единичные – солнце, великий Пушкин, моя мама, Чебурашка, Человечество, Северный полюс, Ломоносов, Москва, Россия, Красная площадь, Царь-пушка.

    Общие – студент, театр, наводнение, телевизор, ученик, кот, магнитный полюс Земли, здание, полюс, столица, ученый, институт физической культуры, мастер спорта, спортивное состязание, суд, небесное тело, город, президент, писатель.

    Нулевые – несжимаемая жидкость, идеальный газ, русалка, минотавр, барабашка, вечный двигатель, незамкнутая окружность, Баба Яга», Кащей Бессмертный, Дед Мороз, марсианский житель.

  1. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания: 
    "Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами"

    х (S(x) → P(x)); 
    "Некоторые зачеты являются дифференцированными"

    х (S(x) & P(x)); 
    "Ни один из переводов Шекспира не принадлежит X"

    х (S(x) →  P(x)); 
    "Некоторые грибы не являются съедобными"

    х (S(x) & P(x)) 

  1. Приведите примеры следующих символических выражений: 
    х (S(x) → P(x)),  Любые сигареты опасны для здоровья. 
    х (S(x) → P(x)), Нет государств с двумя столицами. 
    х (S(x) ˆ P(x)), Некоторые студенты и учатся, и работают. 
    х (S(x) ˆ P(x)), Отдельные личности любят рассуждать о политике, но не являются участниками политических объединений и партий.

 

    Список  литературы 
     

   1. Берков, В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. – Минск, 1998.

   2. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д.  Гетманова. – М., 1994.

    3. Горский,  Д. П. Краткий словарь по  логике / Д. П. Горский. – М., 1991

Информация о работе Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи