Логика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:27, реферат

Описание работы

Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы.

Работа содержит 1 файл

Логика Аристотеля.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

Логика Аристотеля

Логика Аристотеля есть главным  образом логика терминов, поэтому  определение природы понятия  и отношений между понятиями  были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение  свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что  относится ко многим предметам в  силу их природы. То, что во многом относится  к существенному, дает понятие о  роде. То, что состоит в связи  с родом и может быть выведено из рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о  виде. А если к свойствам вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и отличающее его от всякого другого, то такое  свойство дает понятие о том, что  собственно принадлежит предмету, о  его собственном признаке.

Никакое понятие не может  быть, согласно Аристотелю, полностью  адекватно своему предмету. Во всяком отдельном предмете, кроме характеризующего его свойства, есть некии неопределенный субстрат, который показывает свойство, отличающее этот предмет от других. Субстрат этот сам по себе уже неопределим, не может быть выражен в понятии. Именно поэтому единичный предмет не может быть исчерпан посредством понятия и адекватно отображен в нем.

Одними и теми же свойствами могут обладать несколько субстратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него возможно подвести, по крайней мере в мысли, несколько предметов.

Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и простое  соединение понятий также еще  не есть речь. Для того, чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это происходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло имеется на лицо предложение.

Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения ( в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга ). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено.

Соединение обоих оснований  классификации предложений дает четвероякое их разделение на

 

    1. утвердительные  истинные;

    2. отрицательные  истинные;

    3. утвердительные  ложные;

    4. отрицательные  ложные.

Третье основание для  классификации предложений определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении может относиться к одному предмету или их множеству. Предложение, в котором высказывание относится к одному предмету - единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида - общее. Предложение с высказыванием не о всех, а о нескольких предметах вида - частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых не ясно указывается, к какой именно части класса относится высказывание. Четвертое основание для классификации предложений - способность их быть высказываниями о возможности, действительности и необходимости. При различении этих трех видов предложений имеется в виду не отношение мыслимого к нашей мысли, а способность предложения отображать реальное состояние, т. е. нечто, относящееся к самой сущности предметов. В этом смысле, например, возможным считается не то, что признается таковым, а то, что возможно само по себе. Согласно Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это, во-первых, возможное в обычном смысле, т. е. то, что будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.

 

    Теория силлогизма.

Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля - его теория силлогизма. В трактате "Первая аналитика", где излагается аристотелевская  теория силлогизма, сказано, что "силлогизма есть речь, в которой, если нечто  предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в  силу того, что положенное есть". Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье - заключение.

Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами, т. е. вводит в логику переменные. Аристотель, говоря словами Я. Лукасевича, "представил свою теорию в буквенной форме stoiceia, для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали. "

Из этого взгляда на переменные вытекает весь характер логики Аристотеля. Логика - это не есть конкретное учение о конкретных вещах или  терминах. Логика - это наука о  законах силлогизмов, выраженных в  переменных.

Силлогизм Аристотеля вовсе  не является выводом типа: "Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А. " Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм - импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа: Если А присуще всякому

    и В присуще всякому С,

    то А присуще всякому С.

Важное значение имеет то, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.

Форма силлогизм характеризуется  числом переменных, их расположением  и логическими константами. Две  из них "и" и "если" не представляют специфических характеристик аристотелевской  логики и входят как часть в  более широкую и более основную логическую систему. Кроме них имеется  еще четыре постоянных, характерных  для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами: 1. "быть присущим всякому", 2. "не быть присущим ни одному", 3. " быть присущим некоторому", 4. "не быть присущим никому".

Аристотелевская логика предполагает свое применение только к общим терминам, например, "животное" или "млекопитающее". Но и эти термины характеризуют  не саму его логическую сиcтему, а лишь сферу ее применения.

Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основные вида (три "фигуры"), в которые могут быть сведены все отдельные его "модусы" (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры , оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. "Мы узнаем фигуру по положению среднего термина"

Цель силлогизма - обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами: 1. утверждение А относительно С, а С относительно В;

 

    2. утверждение С относительно их обоих;

    3. утверждение А и В относительно С.

"Отсюда очевидно, что  всякий силлогизм строится по какой-нибудь из этих фигур". В этой схеме А - предикат силлогистического заключения, В - его субъект, С - его средний термин. В первой фигуре средний термин - субъект по отношению к А (к "большому термину") и предикат по отношению к В (к "меньшему термину"). Во второй фигуре средний термин - предикат, а в третьей - субъект по отношению к большему и меньшему терминам.

Аристотель разделил все  силлогизмы на "совершенные" и "несовершенные". "Совершенные" - это, по сути, аксиомы  силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. "Несовершенные" силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.

 

    Теория определения.

В теории определения, разработанной  Аристотелем, раскрывается двоякая  точка зрения на определение и  определяемое.

Согласно первой точке  зрения на определение, задача определения  в том, чтобы указать такие  свойства определяемой сущности, которые, не составляя самой этой сущности как таковой, все же следовали  бы из нее. Только при наличии определения  знанию не угрожает регресс в бесконечность, а доказательство получает необходимую  для него точку отсчета. Но как  возможно такое определение? Его  доказательство не осуществимо. В самой  задаче такого доказательства таилось  бы противоречие. Оно обусловлено  тем, что термины, связь которых  в целях доказательства должна быть доказана и которые предполагаются как раздельные, в действительности не отделимые друг от друга, а составляющая предмет определения индивидуальная сущность разложена на термины лишь произвольно и сама по себе неделима. В случае определения таких индивидуальных сущностей эти сущности, правда, воспринимаются чувствами, но оказываются неделимыми и в возможности и в действительности.

Согласно второй точке  зрения Аристотеля на определение неделимые  простые сущности имеют бытие  не только как сущности в себе, но и как сущности для нас. Простые  сами по себе, они делимы, так как  составляют предмет мысли нашего ума. Какой бы простой не была мыслимая сущность, мы можем мыслить ее только при условии, если мыслим отношение  ее к какой-то другой сущности. Поэтому  невозможное в случае изолированной, неделимой индивидуальной сущности определение все же возможно при  мышлении посредством отношений. Существует, по Аристотелю, глубокое соответствие между понятым таким образом  бытием и определением как условием доказательства и средством познания бытия. Совмещение обеих указанных  точек зрения на определяемые сущности указывает на черты определения  как элемента и условия достоверного знания. По Аристотелю, "материя" определяемого не должна быть отделяема от "формы" и, наоборот, "форма" - от "материи".

Рассмотрим, например, определение  дома. Некоторые философы пытались определить понятие о доме, указывая только на его "форму" или цель : дом - убежище для защиты от дурной погоды. Однако, некоторые физики определяют тоже понятие, указывая только на его материю: дом - нечто, сделанное из камней, кирпича. Напротив, определением, удовлетворяющим и требованиям философии, и требованиям физики будет определение: дом - убежище, построенное из таких-то материалов с целью защиты человека от дурной погоды. Это определение, не отделяя "форму" от "материи", подчеркивает все значения "формы" как источника свойств, принадлежащих самой вещи. Такое определение будет причинным. "Во всех этих случаях, очевидно, что вопрос о том, что есть тождественнен с вопросом о том, почему есть". Так, согласно Аристотелю, определением понятия затмения Луны будет : "лишение Луны света в следствие расположения Земли между ней и Солнцем"

В науке ценность причинных  определений обусловлена их ролью  в доказательстве. Задача определения  в том и состоит, что оно  дает причинное, необходимое объяснение, притом объяснение, касающееся сущности. Соответственно с этим, по Аристотелю, имеются доказательные определения. В них сущность - предмет непосредственного  созерцания - доставляет уму предмет  для рассуждения. Для этого в  этой сущности различают часть, не подлежащую доказательству, а также часть  доказуемую. "Наше искание направлено на материю, почему она будет нечто  определенное. Например, почему данный материал образует дом? Потому что в  нем находится суть бытия для  дома. Таким образом отыскивается причина для материи, и это - форма, в силу которой материя есть нечто определенное; а форма - это сущность"

 

    Учение о доказательстве.

В проблеме доказательства Аристотель различает знание достоверное  и вероятное. Началом доказательства не может быть ни правдоподобное, ни неправдоподобное знание и умозаключение  должно быть построено из необходимых  посылок. "Началом не является правдоподобное или неправдоподобное, но первичное, принадлежащее к тому роду, о котором  ведется доказательство"

В теории доказательства утверждается, что исходные начала доказательства сущности, природа которых не доступна доказательству, но доказательство все же способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы. Достигается это посредством деления. Для этого необходимо "брать все, относящееся к существу вещи, и делением все расположить по порядку, постулируя первичное и ничего не оставляя без внимания. И это приписываемое необходимо содержит определение, если все включается в деление и ничего не упускается".Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа получения свойств из сущностей представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, в большинстве не простые, а сложные.

Задача доказательства - привести к усмотрению, что некоторое  свойство принадлежит предмету или  некий предикат принадлежит субъекту. Возможные виды силлогизмов не исчерпываются  его научной формой. ".... Всякое доказательство есть некоторого рода силлогизм, но не всякий силлогизм доказательство".И он выделяет в классе силлогизмов "риторические" и "диалектические", вполне корректные по логической связи между посылками и заключениями, но начала их - только вероятные положения, принятые на веру. А в трактате "Топика" Аристотель указывает как виды умозаключений силлогизмы "софистические" и "эвристические". В этих силлогизмах, которые по сути есть лишь разновидности предшествующих, более обнажен всего лишь вероятный характер положений.

Информация о работе Логика Аристотеля