Логическое направление в языкознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:48, доклад

Описание работы

Основные представители логицизма: греческие мыслители, в том числе Аристотель, которые уже определили связь языкознания с логикой, создатели рациональных грамматик (например, «Грамматики Пор-Рояля»), основанных на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления, а также ученые логико-грамматической школы XIX века.

Работа содержит 1 файл

логическое направление.docx

— 20.59 Кб (Скачать)

Логическое  направление в языкознании

Логическое  направление в языкознании —  совокупность течений и отдельных  концепций, изучающих язык в его  отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.

Логицизм  исходил из принципов инвариантности и универсальности семантической (глубинной) структуры предложения  и внутренней структуры языка  вообще.

Для логического  направления характерно:

1.         Обсуждение проблем гносеологии.

2.         Тенденция к выявлению универсальных  свойств языка в ущерб его  национальным особенностям.

3.         Выработка единых принципов анализа  языка, независимых от реальных  языковых форм (общее для всех  языков представление структуры  предложения, система частей речи  и др.).

4.         Предпочтение синхронного анализа  диахроническому и соответственно      описательных  грамматик  историческим  и  сравнительно- историческим.

5.         Преимущественная разработка синтаксиса.

6.         Преобладание функционального (содержательного)  подхода к выделению, определению  и систематизации категорий языка.

7.         Определение грамматических категорий  по их отношению к универсальным  категориям логики: слово – к  понятию (концепту), части речи  – к выполняемой ею логической  функции, предложения – к суждению, сложного предложения – к умозаключению.

8.         Допущение  скрытых  (имплицитных)  компонентов  предложения, представленных  из логической модели.

Распространение логицизма

Логицизм  имел своим истоком античную философскую  мысль. Основные представители логицизма: греческие мыслители, в том числе  Аристотель, которые уже определили связь языкознания с логикой, создатели рациональных грамматик (например, «Грамматики Пор-Рояля»), основанных на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления, а также ученые логико-грамматической школы XIX века.

Связь языкознания  с логикой является изначальной. Сам термин «логика», введенный стоиками, обозначал словесное выражение  мысли (logos). Основным для большинства греческих мыслителей являлся принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физического мира.

Схоластическая  наука V-XIV веков не разорвала связи  между логикой и грамматикой. Логизация грамматики усилилась в эпоху П. Абеляра, когда было заново открыто наследие Аристотеля.

В период господства философской доктрины рационализма (XVII–XIX вв.) была возрождена идея универсальных  грамматик, основанная на убеждении  в абсолютном соответствии речи натуральной  логике мышления.

Уже в рамках лингвистической науки XIX века указывалось  на возможность несовпадения категорий  логики с категориями грамматики. Логические принципы анализа языковых фактов подвергались критике с разных позиций (формально-грамматических, психологических, типологических и др.).

Последовательный  пересмотр логических оснований  в грамматике был начат психологическим  направлением второй половины XIX века. Критика базировалась на следующих положениях:

1.         Не все категории логики имеют  языковое соответствие.

2.         Не все формы языка имеют  логическое содержание.

3.         Число логических и грамматических  членов предложения не совпадает,  вследствие чего объем логического  и грамматического подлежащего  и сказуемого различен.

4.         Сказуемое может получать функцию  логического субъекта, а подлежащее  – предиката.

5.         Применение логических определений  к категориям грамматики не  корректно.

6.         Анализ предложений на основе  единой логической модели не  позволяет описать реальные синтаксические  структуры во всем их разнообразии.

7.         Логические описания оставляют  невыявленными психологический и коммуникативный аспекты речи.

8.         Логика не может дать надежного  принципа классификации языковых  форм.

Критика логических основ грамматики способствовала отграничению собственно языковых категорий от категорий  логики и развитию техники формального  грамматического анализа. Логические принципы и методы анализа были заменены психологическим, формально-грамматическим и структурным методами.

Логико-грамматическая школа получила распространение  в ряде стран. К этой  школе  относились  К. Беккер  (Германия),  И. И.  Давыдов,  Н. И.  Греч, П. М. Перевлеский, Ф. И. Буслаев (Россия). Логицизм сыграл серьезную роль в выработке достаточно строгих способов лингвистического анализа.

В конце 19 и  начале 20 вв. в ряде логико-философских  школ (преимущественно в рамках неопозитивизма и эмпиризма) началось изучение логического  аспекта естественных языков. Представители  аналитической философии, или философии  анализа (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Х. Райхенбах и другие), предприняли логический анализ языка науки с целью определения границ истинного знания. Исходя из принципа «недоверия языку» как способу выражения мысли и знания представители этой школы прибегли для обнаружения подлинной логической структуры предложения к универсальной символической записи. Применение искусственного языка логики обнаружило неоднозначность многих предложений естественных языков. В 60—80‑е гг. 20 в. проблема неоднозначности стала широко обсуждаться в лингвистике.

Изучая прежде всего язык науки, аналитическая философия не принимала во внимание коммуникативный аспект речи, прагматические условия коммуникации (см. Прагматика) и связанный с ними субъективный фактор. В конце 40‑х гг. 20 в. некоторые представители этого направления (первым — Витгенштейн) указали на недостаточность теории, ограничивающей функции предложения утверждением истинности суждения. Витгенштейн, концепция которого легла в основу воззрений лингвистической философии (Г. Райл, П. Гич, П. Ф. Стросон, Дж. Остин и другие), обратился к логическому анализу обыденного языка, наблюдаемого в его повседневном функционировании.

Влияние логико-философских  направлений отразилось на развитии теоретического языкознания в 60—80‑х гг., дополнив круг исследуемых проблем, методику анализа, систему используемых понятий и метаязык. В лингвистике определились направления, одно из которых тяготеет к собственно логическому анализу естественного языка, другое изучает логический аспект употребления языка, коммуникации и др. Это последнее сблизилось с социолингвистикой и психолингвистикой и практически объединилось с философией обыденного языка, эволюционировавшей в сторону лингвистической проблематики.

 

 

Литература 

1.         Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. – Тверь: Тверской государственный университет, 1999.

2.         Языкознание. Большой  энциклопедический   словарь /   Гл.       ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. – М., 1998.

Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики.

Логико-философский  трактат

Структурно  «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские  проблемы через призму отношения  языка и мира.

1. Язык и  мир — центральные понятия  всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.

2.Мир состоит  из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве  философских систем. Мир представляет  весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми  и сложными.

3.Объекты  суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают  логической формой — набором  свойств, которые позволяют им  вступать в те или иные отношения.

4.В языке  простые факты описываются простыми  предложениями. Они, а не имена,  являются простейшими языковыми  единицами. Сложным фактам соответствуют  сложные предложения.

5.Весь язык  — это полное описание всего,  что есть в мире, то есть  всех фактов.

6.Язык допускает  также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком  подчиняется законам логики и  поддаётся формализации. Все предложения,  нарушающие законы логики или  не относящиеся к наблюдаемым  фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.

Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. 7.«О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».

Философы  Венского кружка, для которых «Трактат»  стал настольной книгой, не приняли  этого последнего факта, развернув  программу, в которой «бессмысленное»  стало тождественным «подлежащему элиминации». Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором  язык понимается уже как подвижная  система контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов  используемых слов и выражений, которые  должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.

Новая философия  Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.


Информация о работе Логическое направление в языкознании