Экономическое мышление в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЕ — совокупность экономических взглядов и представлений, отражающих новейшие достижения науки и качественное своеобразие нынешнего этапа развития общественного производства. В отличие от простой суммы знаний экономическое мышление выступает как активная сторона общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению. Для экономического мышления современного характерны научность, р

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЕ.docx

— 29.76 Кб (Скачать)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЕ — совокупность экономических взглядов и представлений, отражающих новейшие достижения науки и качественное своеобразие нынешнего этапа развития общественного производства. В отличие от простой суммы знаний экономическое мышление выступает как активная сторона общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению. Для экономического мышления современного характерны научность, реализм в определении задач и путей их решения, опора на экономические методы управления, отказ от командования и администрирования, нацеленность на повышение эффективности производства и использование интенсивных, качественных факторов роста, учет растущего взаимодействия экономических, социальных и научно-технических процессов. Экономическое мышление современное проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления современного — необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе. Оно предполагает решительное преодоление устаревших стереотипов мышления, сложившихся на предшествующем этапе, когда преобладала ориентация на чисто количественный рост и экстенсивные методы хозяйствования. Формирование экономического мышления современного осуществляется на основе последовательного совершенствования производственных отношений в соответствии с потребностями современных производительных сил, технической реконструкции народного хозяйства, его перевода на рельсы интенсивного развития. Важное значение имеют при этом отладка эффективно функционирующего хозяйственного механизма, согласование экономических интересов общества, трудового коллектива, каждого работника. Для того чтобы люди мыслили экономически грамотно, нужно поставить их в такие условия, чтобы экономическое мышление современное было им выгодным, а руководствоваться прежними представлениями — невыгодно. Выработка экономического мышления современного требует серьезного улучшения экономического образования хозяйственных руководителей и широких трудящихся масс. Каждый работник общественного производства должен иметь ясное представление о действующих в условиях социализма объективных законах, содержании основных экономических категорий, уметь применять полученные знания при решении хозяйственных вопросов. Это особенно важно в связи с происходящей демократизацией процесса управления производством, вовлечением в него широчайших трудящихся масс. Выработка экономического мышления современного расширяет кругозор работников, способствует воспитанию хозяйского отношения к труду и его плодам, укреплению производственной дисциплины. Тем самым она является важным и необходимым звеном в осуществлении разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития страны, более полное использование возможностей и исторических преимуществ экономической системы социализма.

Известно, что профессия  оставляет отпечаток на способе  мышления человека. Хорошо узнаются люди математических специальностей по манере делать стройные логические выводы, по голосу и оборотам речи легко заметить школьного учителя, заметны среди  прочих и закоренелые руководители, ну и о программистах - анекдоты ходят (см. в конце).

С экономистами есть два  странных случая: специалисты, не знакомые с реальной экономикой и не решившие ни одной практической задачи, и  практики-хозяйственники, игнорирующие давно открытые истины. Общее для  этих случаев - отсутствие "экономической культуры". Аналогично культуре речи, математической культуре, юридической и другим, эту профессиональную культуру составляет наработанная теорией техника мышления. Ее нельзя усвоить теоретически, она воспитывается практикой и постоянно повторяющимися ситуациями.

О такой экономической  культуре подробно, с реальными примерами  из жизни, написала Елена Устюжанина в своей книге "Десять заповедей  экономического мышления". Получилось занимательное пособие о том, как об экономике думать нужно, и  как о ней думать нельзя.

Ситуации и задачи, требующие  включения такой экономической  смекалки, часто встречаются в  повседневной жизни, и у многих давно  и крепко воспитан правильный подход к их решению. Правда, воспитание обычно проходит по методу собаки Павлова: или  делаешь правильно, или теряешь  деньги. Поэтому некоторые главы  доставляют удовольствие в стиле "сделал же правильно, и наука вот наконец-то подтвердила!".

Один из тезисов, которые  понравились такой:

Прошлое не подлежит оптимизации

Прошлые затраты не должны участвовать в расчетах при принятии экономических решений. Очевидная  по смыслу вещь на практике часто игнорируется. Например, возьмем популярную задачу для студентов экономических  специальностей, нестудентам тоже будет полезен легкий тест на финансовую сообразительность:

  • Представьте себе, что отдел исследований и разработок некоей крупной компании за пять лет потратил на свои изыскания 10 миллионов долларов. Наконец, руководству компании надоело оплачивать любопытство своих подчиненных и оно решило выяснить, когда будут результаты.

Проведенная проверка показала: если вложить еще 2 миллиона долларов, через год можно будет продать  права на полученное изобретение  за 5 миллионов.

Вопрос: cтоит ли продолжать финансирование?

Здравый смысл возьмет  калькулятор и сделает такие  вычисления: 10 миллионов + 2 миллиона = 12 потрачено на исследования. Доход  от продажи прав на изобретение составит всего 5 миллионов, т.е. никакой прибыли от такой деятельности не будет - только убыток в размере 7 миллионов долларов. Потратить двенадцать миллионов, для того чтобы заработать пять, может позволить себе только сумасшедший мультимиллионер. Поэтому ответ = нет.

А вот, с точки зрения экономического мышления ситуация выглядит так, как показано на схеме:

И ответ на поставленный в задаче вопрос - безусловно да! - исследования надо продолжать. Отказываясь вложить два миллиона, вы лишаете себя возможности получить пять. А десять потраченных?

10 миллионов уже истрачены. Когда планировались затраты в таком размере, предполагалось, что они окупятся. Была какая-то желаемая сумма дохода на эти затраты - на схеме она показана пунктирными линиями. Как это ни обидно, прогнозы не сбылись и расчеты оказались неверными. Но, все эти прогнозы и расчеты были о прошлом, и думать о них можно только в контексте анализа сделанных ошибок. Изменить прошлое нельзя. При принятии сегодня решения о будущих расходах и доходах (в нашем случае это 2 миллиона расход и 5 миллионов доход) о потерянных 10 миллионах надо забыть. Иначе можно просидеть всю жизнь у разбитого корыта прошлых надежд.

Сравнивайте доходы и расходы на одном промежутке времени.

С такими отношением к затратам интересно снова вспомнить об амортизации. О ней есть отдельный текст - Амортизация. О чем она?, но в свете прошлых и будущих затрат можно добавить соображений на эту тему.

Как известно, амортизация - это способ списания расходов на основные средства путем их постепенного отнесения  на производство готовой продукции. Стоимость зданий, сооружений, машин  и оборудования распределяется во времени  и включается в затраты предприятия  постепенно. В течение всего срока  их эксплуатации.

На первый взгляд, абсолютно  разумное решение проблемы окупаемости. Если выручка от реализации продукции  не будет окупать затраты на производство, которые вы уже понесли, зачем  эту продукцию производить? Но ведь прошлые затраты принадлежат прошлому! А, следовательно, их учет при принятии хозяйственных решений искажает реальные экономические ориентиры. Оборудование покупалось на те деньги, которые были в распоряжении на момент покупки, т.е. в прошлом. Более того, эти деньги могли вообще не иметь отношения к прошлой хозяйственной деятельности предприятия. Например, они были получены от инвесторов под конкретные программы развития. Представляется более логичным в этом случае считать стоимость таких основных средств как задолженность перед инвесторами, и накапливать деньги для расчетов с ними.

Чтобы связать начисленную  амортизацию с будущими расходами  и доходами, полезно думать о ней  как о затратах на новую технику, которую предстоит купить. Расчет величины амортизации дает числовой ориентир, какие суммы надо иметь  ввиду на обновление парка оборудования для поддержания производство на текущем уровне.

По ссылке экономическое мышление можно узнать точное определение этого термина, как оно подается в социологической энциклопедии.

А вот хоть и не экономическое, но тоже своеобразное мышление в обещанном  анекдоте про программистов:

  • Укладывается программист на ночь спать. Ставит возле кровати два стакана: наполненный водой и пустой. Полный на случай если захочет пить, пустой если не захочет.

Информация о работе Экономическое мышление в логике