Искусство публицных дебатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
человек, произносящий речь, выступающий публично;
человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Содержание

Введение 2
Мастерство публичного выступления 4
1.1 Ораторская речь и её роль в обществе 4
1.2 Виды ораторской речи. Красноречие 4
2 Подготовка к публичному выступлению 7
2.1 Как побороть страх перед публичным выступлением 7
2.2 Приемы подготовки выступлений 8
2.3 Информационное обеспечение выступлений 10
3 Установка контакта с аудиторией 12
4 Логические аспекты ораторской речи 16
4.1 Логические правила построения ораторской речи 16
4.2 Логические законы 16
4.3 Этические качества речи 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Введение 2

Мастерство  публичного выступления 4

    1. Ораторская  речь и её роль в обществе 4
    1. Виды ораторской речи. Красноречие 4
  1. Подготовка  к публичному выступлению 7
    1. Как побороть страх перед публичным выступлением 7
    1. Приемы  подготовки выступлений 8
    1. Информационное обеспечение выступлений 10
  1. Установка контакта с аудиторией 12
  1. Логические  аспекты ораторской речи 16
    1. Логические  правила построения ораторской речи 16
    1. Логические  законы 16
    1. Этические качества речи 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

Введение

Публичное выступление представляет собой  процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

  1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
  2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

    Оратор  – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим  красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Но таких людей очень мало. В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А. П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и послушать, но ораторское  искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому, что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект… В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник  новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Мастерство публичного  выступления

    1. Ораторская речь и её роль в обществе.

   Ораторской  речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой  аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

   Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы  научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

1.2  Виды ораторской речи. Красноречие.

   Ораторская  речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей  к действию.

   Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

    Информационная  речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  1. В ней не должно быть ничего спорного;
  2. Она должна вызывать пытливость;
  3. Она должна удовлетворять запросы слушателя;
  4. Сообщение должно быть актуально.

    Воодушевляющая  речь – Агитационные речи в общем  можно разбить на 3 группы: речи с  целью воодушевить; речи с целью  убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

    Убеждающая  речь – убедить – значит логическими  доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Это чисто  логическая задача. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

    Призывающая к действию речь – слушателя призвали к новому, к продолжению или  прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда нибудь или немедленно. Но имеется в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

    Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает:

  1. Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)
  2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)
  3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту)
  4. Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)
  5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

    2. Подготовка к публичному  выступлению.

   2.1. Как побороть страх  перед публичным  выступлением.

   «Подлинно движущая и направляющая сила внешних  данных и приемов оратора заключается  в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приёмы. Влияние ухищрения в осанке, манерах, жестах, никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией».

                                                                                                       П. Сопер.

   Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. И все же многие обнаруживают робость, когда их просят выступить.

   Выступая  перед аудиторией надо «не бояться  ничего, кроме самого страха». Застенчивость  – довольно обычное явление у  начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. В общем, они в меньшей степени, чем пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх.

   Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности перед выступлением. Непрерывная практика публичных выступлений – наилучшее средство против смущения и страха. Но помочь могут и следующие советы:

  1. Отдать себе отчет в причине страха. Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где вы «из одной команды».
  2. Выступать в полной готовности. У вас будут основания испытывать «беспокойство», если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи, с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочок бумаги.
  3. Сохранять уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделать несколько ослабляющих вздохов перед началом речи. Надо быть особенно осмотрительным во вступительных замечаниях. Если поддаться первому побуждению – спешить, ваша нервозность только возрастет. Паузы надо делать так часто, как посчитаете нужным. Не надо стесняться, когда случайно оговорился. Слушатели не придадут этому никакого значения, если самим не смутиться.
  4. Преодолеть страх действием. Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Надо действовать подобным же образом: не бояться приступить сразу к делу. Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Придется иметь в виду, что предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, чувства уверенности и не будет, но энергично произнесённые фразы произведут впечатление на слушателей. Препятствия на пути к мощному слову и делу не устранимы без мужественного упражнения воли.
  5. 2.2 Приёмы подготовки выступлений.

   Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Выступление должно отличаться ясностью, целеустремлённостью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью. Задача выступающего иногда не сводится к изложению некоторого объёма информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте. Выступления различаются по тематике, объёму, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают, различна обстановка. Однако существуют устойчивые приёмы речевой разработки текста выступления.

  1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность подготовки.
  2. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.
  3. Определить цель выступления. Чего добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть  чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
  4. В начале выступления сразу же сформулировать основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растёт в геометрической прогрессии.
  5. Определить главную мысль, расчленить её на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
  6. Начинать изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставить второстепенные компоненты.
  7. При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.
  8. Своё мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы.
 
    
  1. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами.
  2. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
  3. Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления.

    При этом надо помнить, что речи выступления  могут быть: написаны полностью и  заучены наизусть; написаны полностью  и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

Информация о работе Искусство публицных дебатов