Аргументация, её структура и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:09, реферат

Описание работы

Мышление изучают со многих сторон, и каждая сторона – предмет отдельной науки. Изучением мышления со стороны процессов, протекающих в больших полушариях головного мозга, занимается физиология нервной деятельности. Различные формы психологической деятельности, которые у человека тоже осмысленны, - предмет психологии. И можно изучать мышление со стороны его общих закономерностей и форм. Этот аспект является предметом логики.

Работа содержит 1 файл

Реферат по логике.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский Государственный Университет»

Филиал  в г. Братске

кафедра  журналистики и маркетинговых коммуникаций 

Логика 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

«Аргументация, её структура и виды» 
 
 

Выполнила,

студентка группы РиСО-11 ЗО                                               Е.В.Номоконова

                                                                                                   

Проверил,

Преподаватель:                                                                         Н.Е.Починина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Братск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                 3    

Глава 1.Аргументация. Её структура.                                                                  4

Глава 2. Виды аргументации                                                                                8

Заключение                                                                                                            14

Список  литературы                                                                                               15                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Логика  – мышление.

Мышление  изучают со многих сторон, и каждая сторона – предмет отдельной науки. Изучением мышления со стороны процессов, протекающих в больших полушариях головного мозга, занимается физиология нервной деятельности. Различные формы психологической деятельности, которые у человека тоже осмысленны, - предмет психологии. И можно изучать мышление со стороны его общих закономерностей и форм. Этот аспект является предметом логики.

Логика  – это наука о формах, законах  и приемах мышления.

Мышление  имеет содержание и формы. Его  содержание составляет отражаемая действительность. Формы мышления это способы, в которых осуществляется отражение.

Формы мысли – это ее структура, то общее  что имеют разные по содержанию мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Аргументация. Её структура.

         Аргумент- суждение (или совокупность суждений) , приводимое в подтвер-

 

ждение истинности другого суждения (концепции, теории).

      Аргументация -это логический процесс или форма мыслительной деятельности,

направленная  на обоснование истинности или  ложности некоторого высказывания

или теории.

Если  истинность или ложность какого – либо высказывания не удаётся обосновать путём непосредственного обращения к фактам, то приходится обосновывать это посредством рассуждений, подбирая другие высказывания, говорящие в пользу или против него, и выстраивая цепочку переходов от этих высказываний к обосновываемому. Высказывания, истинность или ложность которого обосновывается, называется тезисом. Высказывания, приводимые в поддержку или против тезиса, называются аргументами, а цепочка переходов, или рассуждений, связывающее аргументы с тезисом и показывающие, как подтверждают или опровергают аргументы тезис, называется демонстрацией.

Таким образом, в каждом аргументативном  процессе есть тезис, аргументы и  демонстрации. Иногда для аргументации требуется делать некоторые допущения, то есть брать какие-то суждения как условно истинные или как ложные и строить демонстрации, исходя из аргументов и допущенный. При завершении демонстрации все допущения должны быть исключены или обоснованы в свою очередь как истинные.

     В качестве примера аргументации, на котором можно рассмотреть ее структуру, возьмем известное из геометрии доказательство теореме, что диагонали в параллелограмме при пересечении делятся пополам.

     Тезисом доказательства является утверждение: диагонали параллелограмма пересечении делятся пополам.

     В качестве аргументов берет достоверно истинные положения геометрии :

     1. от определение параллелограмма  как четырехугольника с равными  и параллельными противоположными  сторонами;

     2. доказанная ранее теорема о  равенстве накрест лежащих углов;

     3. теорема о равенстве треугольников  по стороне и двум углам;

     4. Теорема о том, что в равных  треугольниках лежат равные стороны.

     Демонстрация  представлена всеми теми шагами, которые  показывают что из указанных четырех  аргументов действительно следует тезис, то есть следующим рассуждением. Рассмотрим  треугольники, образованные сторонами и диагоналями параллелограмма. В них углы, образованные сторонами и диагоналями, соответственно равны как накрест лежащими. Прилегающие к ним стороны так же равны, потому что это противоположные стороны параллелограмма. Значит, эти треугольники попарно равны ( по стороне и двум углам) Следовательно в них и другие стороны попарно равны, а эти стороны есть половины диагоналей параллелограмма. Таким образом, диагонали параллелограмма в точке пересечения делятся пополам.

     Тезисом аргументативного процесса может быть любое высказывание, истинность или  ложность которого требуется обосновывать посредством обращения к другим высказываниям. Эти высказывания –  аргументы - должны быть подобраны для данного тезиса так чтобы выполнить роль посылок в выводе, заключение которого – тезис. Аргументами могут быть аксиомы, факты, законы науки и другие установленные положения, а также определения. Поскольку аргументативный процесс – это не просто рассуждение, но такое рассуждение результат которого – истинная оценка, поскольку в качестве аргументов нужно брать высказывание, или несомненно истинные, или высоко вероятные.

     При выборе аргументов следует позаботиться также о том, чтобы их истинность была очевидна тем людям, для кого проводится процесс аргументации. В связи с этим существует понятие поля аргументации. Поле аргументации составляют не вызывающие сомнения или хотя бы приемлемые аргументы и способы рассуждения, у различных людей могут быть разные поля аргументации, поэтому аргументирующий должен адаптировать свое поле к полю аудитории и искать аргументы, приемлемые для всех. Если же аргументы не являются несомненными, для аудитории, то приходится сначала обосновать их истинность в отдельном процессе аргументации.

     Обоснование как истинности, так и ложности высказывания может быть полным или  неполным. Иначе говоря, обосновать то или другое можно с достоверностью или с вероятностью. В зависимости  от этого различают следующие виды аргументативных процессов: доказательство, подтверждение, опровержение и критика.

     Доказательством называются полное (достоверное) обоснование  истинности тезиса.

     Неполное (с вероятностью) обоснование истинности тезиса называется подтверждением.

     Достоверное обоснование ложности тезиса называется опровержением.

     Обоснование ложность тезиса с вероятность называется критикой.

     Все виды аргументативных процессов  имеют одинаковый состав (тезис, аргумент, демонстрация) и, в сущности, одни и  те же  принципы построения. Степень обоснованности истинности или ложности тезиса зависит от различных типов демонстрации и от того, являются ли аргументы несомненно истинными.

  1. Если аргументы несомненно истины и демонстрация включает только демонстративные типов умозаключений, то тезис получает оценку истинен или ложен, и таким образом построено его доказательство или опровержение.
  2. Если при несомненно истинных аргументах в демонстрации встречаются недемонстративные типы умозаключений, то тезис получается лишь вероятным или вероятно ложным. Степень этой вероятности зависит от формы умозаключений в демонстрации и определяется теми способами, какими определяется вероятность вывода в недемонстративных умозаключениях. Это подтверждение или критика.
  3. Если аргументы в достаточной степени вероятны, но не вполне достоверны , и приводится демонстрация первого типа, то тезис получается с той же степенью вероятности, что и аргументы, истинным или ложным. Это так же подтверждение или критика.
  4. Если при вероятных аргументах и демонстрация включает недемонстративные способы рассуждения, то тезис обоснован в меньшей степени, чем аргументы, истинность или ложность его довольно проблематичны.

 

ГЛАВА 2. Виды аргументации

  1. Генетическая аргументация.

       В генетических аргументациях  заключение об истинности или ложности тезиса получается из аргументов, показывающих происхождение тезиса и тот путь, которым тезис до нас дошел. Поэтому аргументы в этих типах аргументации не касаются существа содержания тезиса, а говорят лишь об источниках и способах передачи тезиса.

       В генетических доказательствах  и подтверждениях заключение  об истинности тезиса получается  из аргументов, свидетельствующих,  что некоторое суждение, полученное  из надежного источника, передавалось  без искажений и дошло до  нас в своем первоначальном виде. В генетическом опровержении и критике заключение о ложности тезиса обосновывается тем, что тезис не согласуется с информацией, полученной из надежного источника и дошедшей до нас надежным путем, или установленным фактом, что в ходе передачи первоначальное суждение было искажено.

       Генетическая аргументация используется  чаще в тех случаях, когда  нет возможности обосновывать  по существу. В исторических науках  она является преобладающим типом  аргументации. Свидетельство очевидцев  или участников некоторых событий, зафиксированные в летописях, мемуарах, других документах рассматриваются как источник тезиса. И первый аргумент в пользу его истинности – суждение о доверии к данному источнику. ( Иногда такое суждение само нуждается в обосновании, в этом случае его обоснование достигается в новом процессе доказательства, которое может быть как генетическим, так и по существу.)

     Затем прослеживается весь путь передачи информации – содержание тезиса, причем каждый шаг передачи оценивается с точки  зрения возможностей искажения этой информации. Здесь аргументы перемежаются с демонстрацией, и процесс доказательства заканчивается заключением, что в ходе передачи информация не могла подвергнуться существенным изменениям, поэтому тезис можно считать истинным или хотя бы достаточно вероятным.

       Достоверное обоснование тезиса  генетическим путем  возможно  только в простейших аргументациях,  типа все, что написано там-  то,  истинно (ложно). Это написано  именно там.  Значит, это истинно  (ложно). В остальных видах генетических  аргументаций истинностная оценка тезиса обосновывается лишь частично.

       Генетическое опровержение и  критика – это обоснование  суждения. Тезис не согласуется  с информацией, полученной из  надежного источника и дошедший  до нас без искажений. Если  же в генетической аргументации использовались источники или передатчики, вызывающие сомнения, то опровержение не получается. Ненадежное или неудачное генетическое доказательство нельзя рассматривать как генетическое опровержение. Тезис в таком случае всего лишь необоснован (данным генетически доказательством), но и не опровергнут.

  1. Прямая аргументация.

       Гораздо более распространенной, нежели генетическая, тип аргументации  – аргументация по существу  где аргументы относятся к  содержанию тезиса. В аргументации  по существу анализу подвергается само содержание тезиса, а не его происхождение. Этот тип аргументации имеет более интересный логический аспект, поэтому в современной логике рассматриваются исключительно аргументации по существу, и только их имеют в виду, когда говорят об аргументативных процессах. Аргументация по существу является и практически более важной, потому что ее убеждающее воздействие больше, чем генетической, ведь вполне демонстративной может быть только аргументация по существу.

Информация о работе Аргументация, её структура и виды