Языкознание Древней Греции и Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:12, реферат

Описание работы

Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще. Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием, или лингвистикой (от лат. Lingua – язык). Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Язык и письменность Древней Греции ………………………………..4

3. Язык и языкознание в Древнем Риме ………………………………..11

4 . Становление письменности на родных языка в западноевропей-
ском культурном ареале…………………………………………………...….14

5. Литература……………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

языкознание реф..docx

— 48.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

     ТАВРИЧЕСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.  ВЕРНАДСКОГО

    

          ФАКУЛЬТЕТ  СЛАВЯНСКОЙ  ФИЛОЛОГИИ  И  ЖУРНАЛИСТИКИ

                      КАФЕДРА  РУССКОЙ  И  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

                     АБДУВАЛИЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

 

 

  ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО МИРА

 

РЕФЕРАТ СТУДЕНТКИ 5-ГО КУРСА  ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ДОЦЕНТ  к.ф.н. АЛИЕВА ВАСФИЕ НИКОЛАЕВНА

 

 

                   СИМФЕРОПОЛЬ

                              2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение……………………………………………………………………3

 

2. Язык и письменность Древней Греции ………………………………..4

 

3. Язык и языкознание в Древнем Риме ………………………………..11

 

 4 . Становление письменности на родных языка в западноевропей-

 ском  культурном ареале…………………………………………………...….14

 

5. Литература……………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             1. Введение

 

Язык – важнейшее средство человеческого  общения. На земном шаре существуют тысячи различных языков. Но поскольку различия между ними и диалектами одного языка  зачастую весьма неопределенны и  условны, ученые не называют точной цифры  языков в мире, определяя ее примерно в границах от 2500 до 5000.

Каждому языку присущи свои специфические  особенности, отличающие его от остальных  языков. Вместе с тем в главных  чертах все языки мира имеют между  собой много общего, что дает основание  ученым говорить о человеческом языке  вообще.

Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о  нем, которая называется языкознанием, или лингвистикой (от лат. Lingua – язык).

Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии. Но она одновременно и старая наука, поскольку изучение отдельных языков, их научное описание уходит в далекое  прошлое – в первые века до нашей  эры.

Родиной науки о языке следует считать Древнюю Индию, интерес к изучению языка зародился именно в этой стране с ее древней культурой и философией. Языкознание возникло с чисто практической целью – необходимостью точного воспроизведения Священных гимнов и стремлением нормализовать санскрит (единый литературный язык Древней Индии). Наиболее известным трудом того далекого времени явилась грамматика санскрита, написанная в 4-м веке до н.э. ученым Панини («Восьмикнижие»).

Европейская лингвистическая традиция берёт своё начало в эпоху античности и восходит к Древней Греции и Древнему Риму (Гераклит, Демокрит, Платон и др.). В античности особой популярностью пользовалась проблема происхождения языка.

Начало зарождения общего языкознания  относится к 17-ому столетию и связано  с именами французских ученых Антуана Арно (1612-1694) и Клода Лансло (1616-1695), опубликовавших в 1660 году фундаментальный научный труд под названием «Всеобщая и рациональная грамматика Пор Рояль».

Поворотным моментом в развитии языкознания стал 19-й век, когда  ученым впервые удалось на достаточном  языковом материале поставить и  обосновать проблему родства языков, происхождения отдельных групп  языков из общего источника, за которым  закрепилось название праязыка.

Основы сравнительно-исторического  языкознания на материале языков индоевропейского ареала были заложены немецкими учеными Францем Боппом (1791-1867), Якобом Гриммом (1785-1863), датским языковедом Русмусом Раском (1787-1832) и русским филологом академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым (1781-1864).

Труды выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста Вильгельма Фон Гумбольдта (1767-1835) заложили основы общего теоретического языкознания, интенсивный период развития которого начался с середины 19-го столетия.

В первой половине 20 века сформировались научные школы структурализма в языкознании. Структуралисты смотрят на язык как определённую систему и стремятся выяснить отношения между элементами этой системы.

В последние десятилетия 20 в. это  направление было серьёзно потеснено  новыми, очень разнообразными по своему содержанию концепциями, которые в  совокупности образуют так называемую функциональную лингвистику, ориентированную на изучение языка в его употреблении человеком и социумом.

 

      2. Язык и письменность Древней Греции

Европейская культура в основных своих истоках восходит к тому, что было создано древними греками  на протяжении большого ряда веков. Грекам мы, как европейцы, обязаны не только своими системами письма, но и философией языка, риторикой, поэтикой, стилистикой. Созданная греками грамматика оказалась праматерью всех европейских грамматик.

Протогреческие племена, среди которых особенно выделялись ахейцы и ионийцы, появляются на территории нынешней Греции (как на материке, так и на островах) к концу 3-го тыс. до н.э., оттесняя и частью ассимилируя пеласгов. Они создают большой ряд государств, из числа которых наибольшего прогресса достигают государства на о-ве Крит (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Здесь, у носителей минойской культуры, возникает и быстро (в течение 23–17 вв. до н.э.) эволюционирует от пиктографического к иероглифическому критское письмо. Оно было сходно с египетским. Около 18 в. была выработана новая система – курсивное линейное письмо слогового типа А. Оно использовалось, как свидетельствуют памятники, в 1700–1550 гг. до н.э.

Критяне подчиняют себе ряд  островов Эгейского моря. Они поддерживают торговые и дипломатические связи  с Египтом и государствами  Передней Азии.

Но тектоническая катастрофа 1470 г. до н.э. привела к разрушению городов и деревень, к гибели населения и флота, к запустению острова.

На материке, где происходит формирование  эллинской культуры, создание греческих государств началось позже, лишь с 17 в. до н.э. (Микены, Тиринф, Пилос и др.), и шло медленнее. Только к середине 17 – концу 16 вв., при власти ахейских династий могущества достигли Микены. В 16–13 вв. материковая Греция достигает наивысшего расцвета. Микенская культура ахейцев оказала влияние и на соседние страны, в том числе Египет.

Ахейцами в 15–14 вв. была предпринята  попытка приспособить к своему диалекту критское письмо, завершившаяся появлением слогового письма Б.

Примерно в 1200 г. ахейцы совершают воспетый Гомером поход на Трою, которую они разрушают до основания. С конца 13 в. происходит быстрый упадок эллинских государств. С севера вторгаются греческие племена дорийцев, стоявших на более низком уровне развития. Свою независимость смогли сохранить только Афины, куда и бежали многие из побеждённых ахейских государств.

С началом экономического и культурного роста городов-государств стал ощущаться избыток городского населения, возникла необходимость создания многочисленных колоний за пределами Греции, в том числе и в южной Италии, Сицилии, Малой Азии, на побережье Чёрного моря.

Решающее для всей греческой  и европейской цивилизации значение имело создание на основе финикийского письма греческого алфавита со специальными знаками для гласных (9 или 10 в. до н.э.). Древнейшие дошедшие до нас его памятники относятся к 8 в. до н.э. Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес к проблемам языка.

Попытки осмысления значения слов отмечаются, начиная с Гомера и Гесиода. Этимология оказывается  первым проявлением рефлексии над  языком в истории греческой лингвофилософской  мысли. Первоначально господствовало убеждение в наличии неразрывной, естественной связи между словом и обозначаемым им предметом, коренящееся  в мифологическом мышлении. В этимологическом  анализе слова мыслители искали ключ к постижению природы обозначаемого  предмета. Греки верили, что у  каждого предмета есть два названия – в языке богов и в языке  смертных. В философии 5 в. до н.э. начинают выдвигаться утверждения о чисто  условной связи между предметом  и его названием. Споры древних  греков о природе имён послужили  источником для формирования древнейшей в Европе философии языка.

Высок был интерес к  практическим аспектам использования  языка. В 5 в. до н.э. зарождается наука  об ораторском искусстве – риторика. Главным методом обучения языку  в этот период становится чтение классических и уже устаревающих поэтических  текстов с их комментированием. Так  формируются зачатки филологии. Начинается деятельность по собиранию и объяснению глосс (старинных или инодиалектных слов). В связи с теорией музыки, ритмикой и метрикой (особенно в пифагорейской школе с её углублённым интересом к проблемам акустики) проводится интенсивное изучение звукового строя языка.

Для лингвистических занятий  была характерна замкнутость на материале  только греческого языка, свойственная и дальнейшим этапам развития античной лингвистической мысли. Для начального этапа становления науки ещё  была свойственна разрозненность и  несистематизированность наблюдений над языком.

Главная тема споров древнегреческих  философов – характер связи между  словом и предметом (между сторонниками принципа наименования physei «по природе» и принципа nomo «по закону» или thesei «по установлению»). Гераклит выражал веру в истинность речи, Парменид признавал речь людей ложной с самого начала, Демокрит был сторонником наименований по установлению, но выступал против крайностей представителей этой точки зрения. Софист Горгий утверждал глубокое различие между словами и предметами. Продик проповедовал безразличие имён самих по себе, приобретение ими ценности лишь в правильном употреблении. Антисфен, ученик Сократа, видел в исследовании слов основу обучения.

В ходе этих споров формулировались  и первые лингвистические наблюдения.

Так, Продик первым занялся проблемой синонимов, а софист Протагор выдвинул проблему языковой нормы и первым стал различать три рода имени и четыре типа высказывания – вопрос, ответ, просьбу и поручение.

Ценнейший вклад в развитие языка и в теорию языка внёс Платон (420–347 до н.э.). Ему принадлежит  наиболее интересный для истории  лингвистической мысли диалог «Кратил», центральное место в котором занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Кратила (сторонника правильности имён от природы) и Гермогена (проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа (устами которого говорит сам Платон, высказывающий немало противоречивых суждений и не принимающий полностью ни одной точки зрения). Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору.

Он открывает понятие  внутренней формы (мотивировки) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова  и качествами и свойствами вещей (идея звукосимволизма).

В последующих произведениях  возрастает скепсис Платона относительно того, что слова могут служить  источниками знаний о предметах, и, наоборот, более категоричными  становятся утверждения о тождестве  между выражаемой мыслью и словом.

Аристотель первым исследует  типы связи значений внутри полисемичного слова, а также многозначность падежей и др. грамматических форм. Им делается утверждение о соответствии значения внеязыковой реальности.

Аристотель проводит разграничение  трёх «частей словесного изложения»: звука речи, слога и слов разных разрядов. Он выделяет четыре разряда  слов (имена, глаголы, союзы и местоимения  вместе с предлогами). Правда, в определении  имени (onoma) и глагола (rhema) смешиваются морфологические и синтаксические критерии. Впервые осуществляется описание отдельных классов глаголов. Но значимые части слова ещё не вычленяются.

Аристотель указывает  на случаи несовпадения предложения (logos) и суждения. В качестве типов предложений он различает утверждения и отрицания. Им признаётся наличие безглагольных предложений. Ему присущи зачаточные представления о словоизменении и словообразовании (различение имени и падежа как только косвенной формы, распространение понятия падежа и на глагольные словоформы). Аристотелю принадлежат также многочисленные высказывания по вопросам стилистики.

Существенный вклад в  формирование основ языкознания  внесли философы эллинистического периода (3–1 вв. до н.э.), особенно представители  стоической школы (Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский). Стоики были по преимуществу философами и логиками, но они разрабатывали свои учения на базе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики). В строении предложения и в классах слов они искали отражение реального мира.

Отсюда вытекали признание  ими «природной» связи между  вещью и её названием и увлечение  этимологическим анализом. Значения «вторичных» слов объяснялись связями  в предметном мире. Стоики разработали  первую в истории науки о языке  типологию переноса названий (перенос  по сходству, смежности, контрасту).

В целом греческая философия 5–1 вв. до н.э. сыграла значительную роль в формировании логицистского подхода к языку, который на протяжении более двух – двух с половиной тысяч лет характеризовался острым вниманием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, подчёркиванием приоритета функциональных критериев в выделении, определении и систематизации явлений языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками, утверждением принципа универсальности грамматики человеческого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями.

Информация о работе Языкознание Древней Греции и Древнего мира