Ярчайшие представители «серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Содержание

Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

«Серебряный век» и его место в русской литературе».doc

— 616.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение 

Глава I Многообразие течений и стилей   

  1. символизм
  2. акмеизм
  3. футуризм
  4. имажинизм
 

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века» 

  1. Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»
 
  1. Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»
 
  1. Владимир  Маяковский (футуризм) – поэт-новатор
 
 
 

Заключение 

Приложение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем "серебряном веке", мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до и что наступило после. Эпоха "серебряного века" простирается между временем правления Александра III и 1917 годом. На протяжении "серебряного века" в нашей литературе проявили себя четыре поколения поэтов: Бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов XIX века), Блоковское (родившиеся около 1880-го), Гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и другие. «Серебряный век» занимает важное место в истории русской литературы. Это эпоха талантливых поэтов и писателей.

«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но, прежде всего, в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с её мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи.

      Впервые  название «серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской  поэзией модернизма оно закрепилось  после появления в свете статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии», а окончательно вошло в оборот после опубликования написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе «Серебряного века».

      Впервые в литературном творчестве выражение  «серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя». 

               Были святки кострами согреты,

               И валились с мостов кареты,

               И весь траурный город плыл

               По неведомому назначенью,

               По Неве или против теченья,

               Только прочь от своих могил.

               На Галерной чернела  арка,

               В Летнем только пела флюгарка,

               И серебряный месяц ярко

               Над серебряным веком стыл. 

      Термин  «серебряный век» возник по аналогии с выражение «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями  уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета и других.

     

      Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное …  

      Наряду  с целью возникли и задачи: 

  1. Познакомиться с историей развития поэзии, литературных течений «серебряного века» с помощью соответствующей литературы;
  2. Используя сборники поэтов и учебную литературу, познакомиться с творчеством поэтов «Серебряного века»;
  3. Проанализировать некоторые из произведений поэтов;
  4. Обобщить материал и представить его в виде реферата;
 

      Самым проблематичным моментом при подготовке реферата для меня стало обобщение  большого объёма информации, краткий её анализ. Было сложно из различной литературы выбрать точку зрения, наиболее точно соответствующую моим взглядам на поэзию «серебряного века». 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Многообразие  течений и стилей 

      Символизм – выражение идей посредством символов: поэзия намеков, иносказаний. Название «символизм» происходит от французского «symbolisme», в свою очередь восходящего к греческому «simbolon», что означает «условный, мистический знак».

            Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, Фофанова, простирая свои родственные притязания даже на Пушкина и Лермонтова. Бальмонт, например, считал, что символизм в мировой литературе существовал издавна. Символистами были, по его мнению, Кальдерон и Блейк, Эдгар По и Бодлер, Генрих Ибсен и Эмиль Верхарн. Несомненно одно: в русской поэзии, особенно у Тютчева и Фета, были зерна, проросшие в творчестве символистов. А тот факт, что символистское течение, возникнув, не умерло, не исчезло до срока, а развивалось, вовлекая в свое русло новые силы, свидетельствует о национальной почве, об определенных его корнях в духовной культуре России. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом – духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

      Ярчайшие  представители символизма: Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, Ф. Сологуб (Тетерников), А. Белый (Б. Бугаев), З. Гиппиус, и др. Также у символистов появляются свои организационные центры – издательства «Скорпион», «Гриф», «Сирин», альманах «Северные цветы», журналы «Новый путь» (1903-1904), редактировавшийся Д. Мережковским и З. Гиппиус, «Весы» (1904-1909), возглавляемый В. Брюсовым, «Перевал» (1906-1907), «Золотое руно» (1906-1909) и «Аполлон» (1909-1917).

      Именно символисты способствовали утверждению А. С. Пушкина как национального поэта, открыли значение Ф. М. Достоевского для русской культуры. Вместе с тем, впервые в русской литературе провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.

      В основе поэтики символизма лежит  некий символический знак, зыбкий образ-намек, туманный и недосказанный, а не предметный образ. Механику подобного символистского конструирования образов раскрывает Зинаида Гиппиус в своем стихотворении: 

        Приняв  одно – стараюсь угадать

        За  ним другое, то, что скрыто.

        И этот шелк мне кажется – Огнем

        И вот уж не огнем – а Кровью.

        А кровь – лишь знак того, что мы зовем

        На  бедном языке – Любовью. 

      Поиск Вечной Женственности («она наяву»), «незримого очами», «нездешнего света», «мысли без речи и чувств без названия» в лирике В. Соловьева – прямой путь к поэзии символизма, представленного именами А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба…

      Жизнь этого литературного направления  растянулась на два поколения поэтов: «старшие» (В. Я. Брюсов, Ф. К Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус) и «младшие» (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый) символисты. Если старшее поколение ориентировалось на впечатление читателя, оттенки слова и красоту форму, то младшее, основываясь на соловьевской «метафизике единства», создавало собственно поэтику символа, наполненную конкретным философским содержанием.

      От  символизма отошли новые течения: акмеизм  и футуризм. В 1910 году произошел формальный раскол в среде символистов на почве разногласий по вопросу о роли мистического начала в поэзии. Вячеслав Иванов в докладе «Заветы символистов» отстаивал требование мистичности, утверждая, что поэт – избранная личность, жрец искусства, создатель новой религии, отсюда – необходимость таинственного. Ему возражал Брюсов, выступавший за свободу поэзии от мистических крайностей. Символисты разделились. Выделилась группа поэтов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Г. Иванов, С. Городецкий, В. Нарбут), которая провозгласила требования предметной ясности, сочности изображения, логической стройности в поэзии в противовес «символистской таинственной расплывчатости и туманным запредельным мирам». К этой группе примкнули затем Г. Адамович, Н. Оцуп и др. Возникло новое течение – акмеизм, печатными органами которого стали журнал «Гиперборей» (1912), сборники «Цех поэтов», а затем и журнал «Аполлон» (1913). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Акмеизм происходит от греческого acme, что означает «вершина», «высшая степень», «цветущее состояние». Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов. 

          Я душу обрету иную,

          Всё, что  дразнило, уловя.

          Благословлю я золотую

          Дорогу  к солнцу от червя.

                                           (Н. Гумилев) 

          И часы с кукушкой тоже рады,

          Все слышней  их четкий разговор.

          В щелочку  смотрю я: конокрады

          Зажигают  над холмом костер.

                                          (А. Ахматова) 

          Но я  люблю на дюнах казино,

          Широкий вид в туманное окно

          И тонкий луч на скатерти измятой.

                                        (О. Мандельштам) 

      Был реформирован стих. Если символисты делали ставку на неуловимость, таинственность, выражаемую музыкой, и тяготели к звуковой оркестровке, музыкальности стиха, то акмеисты ратовали за скульптурность, живую пластичность стиха для выражения действительного, ясного, определенного.

      Истоки  акмеизма – поэзия пастельных полутонов, неторопливое легато, за которым, однако, - напряженная, полная драматических противоречий жизнь.

      Наиболее  яркие представители этого течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.

      Другим  противником Магов и Жрецов символизма – куда менее почтительным - были футуристы.  
 
 
 
 
 
 
 

  Футуризм возник в начале XX столетия в Италии как искусство, обращенное в будущее, в грядущий «машинный» век (futurum – будущее). Глава итальянских футуристов Маринетти, опубликовавший в 1909 году «Манифест футуризма», вместе с другими идеологами  проповедовал милитаризм, провозглашал националистические лозунги, рассматривая войну как «единственную гигиену мира».

Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»