В.В. Бианки - детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Охотник – всегда первый разведчик своего края. Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюблённого в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка и хоть сам – то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато, сколько увидишь, услышишь, узнаешь!

Работа содержит 1 файл

контрольная работа - В.В. Бианки - детям.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

Иногда рассказы соединяются в  цепочку - возникают циклы. Такие циклы рассказов есть и у Бианки. Например, цикл «Мой хитрый сынишка». Главный герой - маленький мальчик, который уходя с отцом на охоту, начинает постепенно познавать секреты леса.

Также в творчестве Бианки есть рассказы для старшего возраста, которые вошли  в сборник «Нечаянные встречи». Это рассказы для старших дошкольников и школьников, которые образуют циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине». Эти произведения отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой. Главными героями являются дети (школьники) и взрослые, играющие активную роль в жизни детей. Причем автор обязательно указывает профессию взрослого, который зачастую и является рассказчиком. Описываемые события происходят в разных уголках страны: на Кубани, в Западной Сибири, в Хакасии. Рассказы, которые не очень сложны по сюжету, заставляют задуматься. В них часто заключена неразгаданная загадка. Во всех произведениях писателя видно глубокое знание природы и ее обитателей. В своих произведениях он старается раскрыть главную мысль в общении с природой. Об этом он написал в своей статье для взрослых «Воспитание радостью»: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы». Ведь ребенок и правда во всем живом чувствует друга, пытается найти родственную душу.

Для его повестей, новелл, рассказов характерны быстрый темп развёртывания сюжета, неожиданность  поворота событий. Очень часто это  рассказ – загадка «Роковой зверь», иногда – приключенческая повесть, любимый детьми жанр «Мышонок Пик», «Аскыр», или традиционная для зоологического материала форма «биографического» описания животного, сюжетно усиленная драматическими положениями «На Великом морском пути».

Не случайном на первом месте среди книг для детей, по наибольшей популярности у ребят, в  конце 20 – х и начале 30 – х  годов оказались книги В. Бианки: «Мурзук» и «Мышонок Пик».

Особенно удаются писателю короткие рассказы. В них он достигает  предельного лаконизма, предельной чёткости и выпуклости образа, прозрачной ясности и простоты языка, концентрированности  материала. Таковы «Маленькие рассказы» - сборник прекрасных новелл с богатым  познавательным содержанием.

Поиск жанра никогда не были для Бианки самоцелью, игрой  литературного воображения, капризом художника, а прокладкой дороги, по которой шли потом к юному читателю другие писатели.

Сказки

Любимый жанр Бианки — жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение — «сказки - несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,— ежик «Лесной колобок — колючий бочок», вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь «Как Муравьишка домой спешил».

«Сказки - несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках  заметно стремление Бианки к большей  конкретности и психологической  четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход  к более крупным формам — сказочной  повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место  занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для  детей старшего возраста вошли в  сборник «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине». В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребёнка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок, прежде всего, почувствует друга». Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

В сказках Бианки просматривается  связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его  произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания  их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки вводят ребенка в мир живой  природы, помогают понять его. В сказках  животные рассуждают и действуют, как  люди.

Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с «Теремка» и «Лесного колобка - Колючего Бока». Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки - звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок - ежик, спасающийся от лисы.

Да и прозрачная мораль сказок связана с народной традицией, например, праздное любопытство всегда наказывается.

В сказке «Хвосты» муха докучала и зверям, и птицам, и человеку, чтобы выпросить себе хвост. И в итоге ее корова прихлопнула своим хвостом, тем самым избавив всех от несносной мухи. В сказке «Росянка - комариная смерть» погиб назойливый комар, который докучал всех своим хвастовством. Его поймала растение - хищник Росянка.

В сказке «Первая охота» писатель знакомит нас со способами борьбы за жизнь окружающего мира. Кто  сливается с фоном. Подражает  другим животным и растениям. Выпь в  камышах – «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена», удод – «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Бианки в любом  живом существе ищет родственное  человеку, воспитывает в детях  сочувственное внимание к живому.

Также роднит его сказки с народными  сочувствиями, симпатия автора к маленьким, хрупким, но ведущим борьбу за жизнь. Мы видим в сочувствии, сострадании к забавному щенку из «Первой охоты», к задумавшемуся Муравьишке из «Приключений муравья», к рыбке-коклюшке из «Рыбьи дома».

Сказки Бианки разнообразны. Коротенькая сказка-диалог «Лис и мышонок». Развернутые сказочные повести «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко», «Рыбий дом».

В сказках Бианки скрыто глубокое обобщение, которое основано на научном знании. Поэтому очень велико их воспитательное значение. Они предназначены для детей, как младшего, так и старшего возраста.

Тяга к народному языку, к фольклору, в котором писатель черпает мудрость наблюдений, яркость  мысли, простоту повествования, несомненно, сказалась на характер творчества В. Бианки.

В его сказках, рассказах, повестях. Как правило, задачу познания материала решает слово – образ, а не слово – признак. Не номенклатурность, не фотография, не узнавание по признакам, но эмоциональное восприятие познаваемого. Эта эмоциональность создаётся художественным, образным словом, а не профессиональным или учебным языком.

«Лесная газета»

Еще одно из замечательных произведений Бианки - это «Лесная газета». Это была его главная книга. Не только потому, что он «растил» ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги, рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в авторе В. Бианки воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.

Бианки начал писать «Лесную газету» еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры. В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.

В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего, идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе - повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах «Колхозный календарь» и «Охотник».

«Лесная газета» - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в свои наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей «Тир», «Остроглаз». Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Работа над книгой «Лесная газета» для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Кордова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М.Павлова, писатель Н.Сладков, писатели Э.Шим, С.Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась «могучая кучка» - писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались «Вестями из леса». Бианки говорил о ней: «…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…». Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: «Происшествия», «Загадки», «Дела ребячьи», «Книга жалоб и предложений», «Спорт», «Моды сезона». Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и «Лесная газета».

«Лесная газета» продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: «Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом. Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя

 

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что  «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

В мир живой природы, полной неповторимой прелести, уводит детей  творчество В.Бианки. В основе его книг лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определенно календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, то есть все то, что обязательно в природоведческих книгах. Для беседы с детьми В.Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он - создатель жанра научной сказки на фольклорной основе.

Каждое из этих имен связано  с неповторимой творческой индивидуальностью писателя. И, в то же время, есть единое зерно, из которого выросла творческая индивидуальность каждого: они любят гуманистическую нравственную мысль и проводят ее в произведениях о природе. В сегодняшней детской литературе книги о природе занимают по количеству одно из первых мест, особенно для дошкольников и младших школьников.

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись  при переизданиях Лесная газета, сборник  Лесные были и небылицы (последнее  прижизненное изд. 1957), ставшие классическими  образцами научно-художественных произведений для детей.

В статье об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя - антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто, чем поет?» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937). По некоторым из них «Оранжевое горлышко» (1937), сняты мультфильмы. Бианки писал также повести «Одинец» (1928), «Карабаш» (1926), рассказы - сборник «Прятки» (1945) и тематические циклы «Мышонок Пик» (1926), «Синичкин календарь» (1945).

В последние годы жизни  Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и  частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его  своим учителем, проходили заседания  редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для  кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грина мечтал создать клуб «Алые паруса».

Им было написаны такие  известные произведения, как «Первая  охота», «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Кто, чем поет?» и многие другие. Отдельно нельзя не упомянуть такие прекрасные произведения, как «Мышонок Пик» и «Синичкин календарь».

1. Произведение «Кто, чем поёт?» рассказывает детям и знакомит их с разными насекомыми и животными. Показывает, что каждый из них по своему может издавать звуки. И каждый звук по – своему необычно красив.

Информация о работе В.В. Бианки - детям