В.А. Жуковский – родоначальник русского романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. В лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”.

Работа содержит 1 файл

Жуковский_родоначальник русского романтизма.doc

— 63.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ «Реклама»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат : В.А. Жуковский – родоначальник русского романтизма

Дисциплина: «Литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента (ки)

1 курса

_________группы

Мануйловой А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009гг.

 


Портрет В. А. Жуковского
Карл Брюллов

Имя при рождении:

Василий Андреевич Жуковский

Дата рождения:

29 января (9 февраля) 1783(17830209)

Место рождения:

Мишенское, Тульская губерния, Российская империя

Дата смерти:

12 апреля (24 апреля) 1852

Место смерти:

Баден-Баден, Германия

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

поэт, переводчик, критик

Годы творчества:

1797—1852

Направление:

романтизм

Жанр:

элегии, романсы, песни, дружеские послания, баллады.

Дебют:

Мыслями при гробнице


 

 

 

 

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. В лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”.

Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”. В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны.

Неуверенность в возможность обыкновенного земного счастья и одновременно жажда обрести гармонию с миром станут постоянными спутниками Жуковского и во многом определят характер его поэтического творчества.

Первое напечатанное стихотворение молодого поэта заканчивается так:

Жизнь, друг мой, бездна

Слез и страданий…

("Майское утро" 1797 год).

Основным жанром поэзии Жуковского являются романтические баллады. Его воображение интересует все таинственное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное, перед выбором между добром и злом. Поэтому первая его баллада - "Людмила" - имеет необычный, фантастический сюжет, в основу которого положены религиозные представления, вера в чудесное спасение и погибель души. А в написанной позже (1808) балладе "Светлана", кажется, оживают "преданья старины глубокой".

Стихия народной жизни, фольклор становятся для Жуковского источником высокой поэзии. Новой балладе присущи некоторые народные черты русского национального быта, старинных обычаев и обрядов, изображенных художественно, мастерски. Поэт тонко и верно передал читателю состояние девичьей души, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами:

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

Жуковский объяснял идейный смысл своего произведения тем, что Светлана, в отличие от Людмилы, не возроптала на провидение и потому обрела счастье. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которых является верность "до гроба" и "за гробом". Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.

В октябре 1812 года, перед сражением под Таурином, Жуковский написал свое лучшее гражданское произведение - поэму "Певец во стане русских воинов", которая является романтической одой. Такая форма произведения, написанная как песня с чередованием запевов "певца" и припевов хора воинов, представляет собой нечто совершенно новое в русской поэзии. Жуковский создает целую портретную галерею из 23-х офицеров-героев Отечественной войны. В нее входят Кутузов, Ермолов, Раевский, атаман Платов, Дохтуров, Давыдов, Кульнев, Багратион и другие не менее значимые личности.

В то же время поэт продолжает разработку своего основного жанра - романтической баллады. Одним из значительных произведений того времени стала баллада "Эолова арфа" (1814 год). Написанная на оригинальный сюжет, она отличалась особенной художественной законченностью и обнаруживала как сильные, так и слабые стороны творчества Жуковского. В центре его внимания были душевные переживания героев, их возвышенная, нежная и чистая любовь, отрешенная от житейских интересов окружающих в своей романтической мечтательности. Такая любовь обречена на неудачу в реальных, земных условиях. Поэтому для изображения своих героев поэт использует эмоционально-впечатляющие детали. Он создает типично романтический портрет, в котором нет ничего зависящего от национальности, местности, среды, зато все выражает романтическую идею автора. Таков и пейзаж баллады, который непосредственно служит для выражения лирических переживаний героев и самого поэта, средством для создания романтического настроения:

На темные своды

Багряным щитом покатилась луна;

И озера воды

Струистым сияньем покрыла она...

Центральным эпизодом баллады становится разговор Минваны и Арминия в саду на тайном свидании. Арминий полон унылой тоски и предчувствия неизбежной разлуки и смерти. Это любимая лирико-романтическая тема Жуковского:

Когда же мой юный,

Убитый печалию, цвет опадет,

О верные струны,

В вас с прежней любовью душа перейдет.

Все творчество зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается "незримая душа" природы:

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит…

Как бы невидимое дышит…

Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою.

("Славянка", 1815 год)

Еще один пример стихотворения - "пейзажа души" - элегия "Море" (1822 г.), которое высоко оценил А.С. Пушкин. По сравнению с элегией "Вечер", в "Море" Жуковский очень часто прибегает к олицетворению природы. Романтическая идея двух миров в этом произведении выражается противопоставлением - море-небо. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны "тревожною думой"). И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики.

Таким образом, вся последующая русская лирика была продолжением поэзии Жуковского. Он "открыл русской поэзии душу человеческую" (Г.А. Гуковский), то есть стал первым русским романтиком. То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но и философия, мораль, социальные аспекты жизни явились предметом внутреннего переживания в жизни и творчестве поэта.

 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

 

 



Информация о работе В.А. Жуковский – родоначальник русского романтизма