Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:09, доклад
Для Пришвина сказка — органическая форма искания правды, она важна именно своей обобщенностью, возможностью идеализации действительности, выявлением ее всеобщих свойств. Важным было для писателя и приобщение через нее к поэтическому и историческому опыту народа, в мифологической форме осмысливающему явления природы, связь ее сюжетов с этнографическими корнями, а значит, более глубокое художественное постижение реальности. Пришвин хотел создавать такие произведения, которые бы соединяли «своей легендой приходящие и уходящие поколения, старого и малого... Я хочу создать сказку без Ивана-Царевича и Бабы Яги и сделаться современным сказителем».
Для Пришвина сказка — органическая форма искания правды, она важна именно своей обобщенностью, возможностью идеализации действительности, выявлением ее всеобщих свойств. Важным было для писателя и приобщение через нее к поэтическому и историческому опыту народа, в мифологической форме осмысливающему явления природы, связь ее сюжетов с этнографическими корнями, а значит, более глубокое художественное постижение реальности. Пришвин хотел создавать такие произведения, которые бы соединяли «своей легендой приходящие и уходящие поколения, старого и малого... Я хочу создать сказку без Ивана-Царевича и Бабы Яги и сделаться современным сказителем».
Художественное своеобразие сказки у Пришвина. Документальная основа сказки. Сцепление поэтических символов. Путешествие как чудо соприкосновения с природой. Сказочное преображение реальности: в повести «Жень-шень» ланка Хуа-лу — сказочная царевна, превращенная в олениху, а рассказчик — пришедший ее расколдовать принц. Пришвин одновременно с документальным создает поэтическое представление о реальности.
Природа берется Пришвиным не только как живой самостоятельный мир, где человек гость, но и как нравственная лаборатория, где человек познает не только окружающее, но и себя самого в согласии с ним или в противостоянии ему, где природа становится учителем.
Природа живет по своим законам, которым причащается и человек, находя в ней утерянную гармонию. Но главное у Пришвина в образе природы — поэзия. Поэтическое отношение к ней проявляется не только в лиризме авторского повествования, но прежде всего в «родственном внимании», в стремлении понять этот мир изнутри, в его внутренней гармонии, доброте и красоте.
Красота.— одна из главных
ценностей при-швинского художественного
мира. Можно вспомнить удивительное изображение
той же оленихи Хуа-лу в повести «Жень-шень»:
«Рот ее был черный и для животного чрезвычайно
маленький, зато уши необыкновенно большие,
такие строгие, такие чуткие, и в одном
была дырочка: светилось насквозь. Никаких
других подробностей я не мог заметить,
так захватили все мое внимание прекрасные
черные блестящие глаза — не глаза, а совсем,
как цветок...» — «утвержденная свыше нераздельность
правды и красоты».