Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:01, реферат
Если рассматривать декабризм как явление политической истории, антиправительственный мятеж офицеров, то следует вести речь об идеологических взглядах участников «Союза Спасения» и «Союза благоденствия», обсуждать подготовку и ход вооруженного выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, многочисленные казни, ссылки и т. д. Но декабризм можно рассмотреть и как факт истории русской культуры: возникновение особенного — «декабристского» — типа человека и литературного течения в русском романтизме.
Введение … (ст. 1 – 2)
Творчество поэтов-декабристов
2.1 Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 г.г.) … (ст. 2 – 8)
Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872 г.г.) … (ст. 8 – 10)
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1799-1846 г.г.) … (ст. 10 – 12)
Александр Иванович Одоевский (1802-1839 г.г.) … (ст. 12 – 13)
Александр Александрович Бестужев (1797-1837 г.г.) … (ст. 13 – 14)
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826 г.г.) … (ст. 15 – 16)
Заключение … (ст. 16 – 17)
Список использованной литературы … (ст. 18)
Но при очевидной общности декабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово.
Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872 г.г.)
(Поэт, публицист, «первый декабрист». Участник Отечественной войны 1812 года)
Своим творчеством он представляет раннюю декабристскую поэзию. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковал свои произведения. Стихи его сохранились благодаря тому, что были найдены при аресте и приобщены к следственному делу как улика (поэтическое слово декабристов действительно равно реальному поступку и даже может стать уликой, причиной уголовного преследования). Излюбленный жанр Раевского — дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, подчёркнутой сдержанностью, «неукрашенностью», суровостью. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем.
В лирике В.Ф. Раевского создан автобиографический образ героя в стиле «гражданского романтизма»:
<…> Мой век, как тусклый метеор,
Сверкнул, в полуночи незримый,
И первый вопль — как приговор
Мне был судьбы непримиримой.
Я неги не любил душой,
Не знал любви, как страсти нежной,
Не знал друзей, и разум мой
Встревожен мыслию мятежной.
Забавы детства презирал,
И я летел к известной цели,
Мечты мечтами истреблял,
Не зная мира и веселий.
Под тучей чёрной, грозовой,
Под бурным вихрем истребленья,
Средь черни грубой, боевой,
Средь буйных капищ развращенья
Пожал я жизни первый плод,
И там с каким-то чёрным чувством
Привык смотреть на смертный род,
Обезображенный искусством.
Как истукан, немой народ
Под игом дремлет в тайном страхе.
<…>К моей отчизне устремил
Я, общим злом пресытясь, взоры,
С предчувством мрачным вопросил
Сибирь, подземные затворы,
И книгу Клии открывал,
Дыша к земле родной любовью;
Но хладный пот меня объял —
Листы залиты были кровью! <…>
(«Певец в темнице». <1822>)
Меня жалеть?.. О, люди, ваше ль дело?
Не вами мне назначено страдать!
Моя болезнь, разрушенное тело —
Есть жизни след, душевных сил печать!
<…>
К чему же мне бесплодный толк людей?
Пред ним отчёт мой кончен без ошибки;
Я жду не слёз, не скорби от друзей,
Но одобрительной улыбки.
(«Предсмертная дума». 1842)
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1799-1846 г.г.)
(Поэт, декабрист, друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке.)
Поэзия В.К. Кюхельбекера отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком — результат стремления придать национальной поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В.К. Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где всё «парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя» («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»). Основной темой, которой Кюхельбекер «порабощал» читателей, была тема поэта и поэзии. В его программном стихотворении «Поэты» (1820) есть такие стихи:
В священных, огненных стихах
Народы слышат прорицанья
Сокрытых для толпы судеб,
Открытых взору дарованья!
Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об «отчизне» и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта-гражданина. Героическое и прекрасное сливаются в одно целое, понятие поэтического включает в себя и высокие идеалы политической борьбы и реальные поступки. Понимание поэта как пророка окрашивает некоторые стихи Кюхельбекера восточным — ветхозаветным — колоритом («Пророчество», 1823; «К богу», 1824; «Жребий поэта», 1823-1824). Понимание необходимости для поэта участвовать в самых сложных коллизиях народной жизни приводит в поэзию Кюхельбекера образы поэтов с трагической судьбой — Дж. Мильтона, Т. Тассо, В.А. Озерова, а затем А.С. Грибоедова, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, Н.И. Гнедича, К.Ф. Рылеева, М.Ю. Лермонтова, А.И. Одоевского. Итогом размышлений Кюхельбекера над темой поэта и поэзии стало стихотворение «Участь русских поэтов» (1845):
Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука презренников презренных
Шлёт пулю их священному челу <...>
Но пессимистические выводы Кюхельбекера не так безнадёжны:
Забудут заблужденья человека,
Но воспомянут чистый глас певца,
И отзовутся на него сердца
И дев и юношей иного века.
(“Моей матери”, 1823)
Александр Иванович Одоевский (1802-1839 г.г.)
(Князь, поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской площади. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе)
А.И. Одоевский осознал себя поэтом после декабрьского восстания и главный смысл своего поэтического дела видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Неслучайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей). Самое известное его стихотворение — ответ на послание А.С. Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд...»):
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя, —
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
<1827>
Лирику А.И.Одоевского невозможно разделить на гражданскую и интимную — гражданская тема является глубоко прочувствованным психологическим переживанием.
Александр
Александрович Бестужев (1797-
(Декабрист, член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825. Штабс-капитан, писатель. Соиздатель альманаха "Полярная звезда". Приговорен к 20 годам каторги, с 1829 рядовой в армии на Кавказе. Убит в бою)
Бестужев более известен как прозаик и литературный критик, но он был ещё и одарённым поэтом (цикл программных стихотворений «Подражание первой сатире Буало», отрывок из комедии «Оптимист», «К некоторым поэтам», «Близ стана юноша прекрасный...», «Михаил Тверской»). Своеобразие стиля Бестужева-поэта особенно заметно в стихотворении «Сон», написанном в годы якутской ссылки:
<...> Очнулся я от страшной грезы,
Но всё душа тоски полна,
И мнилось, гнут меня железы
К веслу убого челна.
Вдаль отуманенным потоком,
Меж сокрушающихся льдин,
Заботно озираясь оком,
Плыву я, грустен и один.
На чуждом небе тьма ночная;
Как сон, бежит далёкий брег,
И, шуму жизни чуть внимая,
Стремлю туда невольный бег,
Где вечен лед, и вечны тучи,
И вечно сеемая мгла,
Где жизнь, зачахнув, умерла
Среди пустынь и тундр зыбучих,
Где небо, степь и лоно вод
В безрадостный слиянны свод,
Где в пустоте блуждают взоры
И даже нет в стопе опоры! <...>
(1829)
«В лирике Бестужева, — пишет исследователь его творчества, — нет резких перепадов от безудержного восторга к горестному отчаянию, к мрачной безысходности. Вся она как бы соткана из полутонов, сложных и тонких переходов от одного состояния к другому. И всё же общий тон его поэзии мажорный, светлый даже в своей печали»
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826 г.г.)
(Поэт, декабрист, член
Северного общества, один из руководителей
восстания 14 декабря 1825. Создатель
альманаха "Полярная звезда".
Лирика, исторические "Думы", поэмы
"Войнаровский", "Наливайко"
и другие насыщены
Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса».
Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение «Гражданин» (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение — принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
Рылеев создал образ гражданина
в декабристском понимании
Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала XIX века ситуации — столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» — это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалом человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком-то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определённый национальный характер — доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.
Заключение
Декабристская
поэзия — одно из течений
в литературе русского