Творчество Педро Кальдерона. Идейно- художественный анализ пьесы «Жизнь есть сон.» Художественная философия Кальдерона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко. Семнадцатый век был своеобразным и своенравным наследником Ренессанса – он, не отрицая его достижений, выдвинул свои идеи о мироустройстве и об устройстве человеческой жизни, как личной, так и общественной

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
Основная часть.............................................................................................. 5
Немного о барокко....................................................................................... 5
Философия Кальдерона............................................................................... 5
«Жизнь есть сон» (оппозиция рока и свободы воли)............................... 6
Заключение.................................................................................................... 10
Список использованной литературы............................................................ 12

Работа содержит 1 файл

кальдерон.doc

— 43.50 Кб (Скачать)


Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования.

Саратовский Государственный Университет

им. Н.Г. Чернышевского.

Педагогический институт

Факультет русской словесности

Кафедра истории зарубежной литературы XVII- XVIIIвв

Реферат

«Творчество Педро Кальдерона. Идейно- художественный анализ пьесы «Жизнь есть сон.» Художественная философия Кальдерона.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 2 курса заочного отделения

факультета русской словесности

 

                                                                                                       Мишиной Любови Владимировны

 

 

 

 

Научный руководитель:                                                        доцент Минц Б.А.

Ассистент.

                                       

                                                              

 

 

 

 

Саратов. 2012г.

 

Содержание.

Введение........................................................................................................     3

Основная часть..............................................................................................    5

   Немного о барокко.......................................................................................  5

   Философия Кальдерона...............................................................................  5

   «Жизнь есть сон» (оппозиция рока и свободы воли)...............................   6

Заключение....................................................................................................   10

Список использованной литературы............................................................  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко. Семнадцатый век был своеобразным и своенравным наследником Ренессанса – он, не отрицая его достижений, выдвинул свои идеи о мироустройстве и об устройстве человеческой жизни, как личной, так и общественной. Это был век торжества барокко, в котором причудливо сочетались гуманизм Возрождения и христианские идеи. Если писатели Ренессанса делали ставку на силу разума и на свободу человека, то писатели барокко не забывали и о Боге, и искали гармонию для человека не в природе его, а в его душе. Ренессансный герой оказывался перед миром и судьбой одиноким и бросал им вызов. Герой эпохи барокко никогда не был одинок, ибо рядом с ним всегда находился Бог.
Творческое наследие Кальдерона постоянно пересматривалось и по-разному оценивалось не только современниками, но и представителями всех последующих эпох. Не все они были адекватны в своих оценках – ведь никогда не следует оценивать творчество писателя без учета той исторической и культурной обстановки, в которой оно развивалось.
Итак, какой же была социальная и культурно-историческая обстановка, в которой проявился и развивался талант Кальдерона?
Испания эпохи Ренессанса была владычицей морей и огромных территорий на суше, имела значительное политическое влияние. Это была мощная держава, единое, централизованное абсолютистское государство. Соответственно, и культурная жизнь этого государства протекала в атмосфере осознания государственной мощи. Но в семнадцатом веке Испания утрачивает свои былые преимущества, внутри государства начинается разлад и усиливается церковная реакция.
Театр оказывается в загоне, разрешены лишь постановки на религиозные и исторические сюжеты. Поэтому Кальдерон, стремясь донести свои идеи до как можно большего числа людей, обращается к жанру ауто сакраменталь – так называемой «священной пьесы», маленькой одноактной мистерии. Именно из этих ауто и вырастает кальдероновская религиозно-философская драма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Немного о барокко

 

Барокко (barocco) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков. Существуют разные предположения о происхождении этого слова; большинство учёных считают, что слово «барокко» пришло из португальского языка. По-португальски «perola barroca» — значит «жемчужина неправильной формы». Культура барокко тяготеет ко всему вычурному, украшенному, необычному, «неправильной формы».[1]

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (это когда строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерно также стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Барочные писатели и поэты уделяли большое внимание теме бренности и непостоянства, теме судьбы и свободы; они очень любили использовать символику ночи, мечты, сновидений.

 

Философия Кальдерона.

Философия Кальдерона наиболее полно выражает мироощущение барокко. Она глубоко пессимистична и вместе с тем утверждает идеи неостоицизма. Жизнь хаотична, иллюзорна, в ней трудно или даже невозможно отличить явь от сна, правду от вымысла. «Что жизнь? Безумие, ошибка. //Что жизнь? Обманность пелены. // И лучший миг есть заблужденье,//Раз жизнь есть только сновиденье,//А сновиденья только сны» (перевод К. Бальмонта). «Жизнь — комедия», «жизнь — сон» - эти формулы часто встречаются в пьесах Кальдерона. Жизнь — сцена, на которой каждый играет определенную и часто ему самому неведомую роль. Но в конечном итоге от человека зависит, сыграет он эту роль плохо или хорошо. Помочь ему в этом должен разум. Кальдерон сохраняет веру в ясный человеческий разум, который противостоит хаосу, и хотя и не постигает истину, но направляет человека к ней. Он показывает мучительные сомнения и метания разума, стремящегося упорядочить хаос. Подобное парадоксальное сочетание иррационализма и рациональности характерно для искусства барокко в целом.[8]

 

«Жизнь есть сон» (оппозиция рока и свободы воли)

 

Пьеса «Жизнь есть сон» (La vida es sueño) была написана в 1635 году. Она считается наиболее известной и значительной философской пьесой Кальдерона. Действие её происходит в Польше, а один из персонажей пьесы (Астольфо) носит титул «герцога Московского»; время действия – предположительно конец XVI века (Н.И.Балашов полагает, что Кальдерон описывает Смутное время). Кальдерон использует это, чтобы показать, что для важных философских вопросов не существует каких-либо временных или географических рамок. Пьесу организуют контраст и динамическое равновесие, бинарная оппозиция в системе образов (с каждым из персонажей Сехизмундо образует пару, внутри которой можно наблюдать отношения двойничества, вражды или притяжения), колебания между крайностями, нагнетание противоположностей и парадоксов.[3]

В центре произведения — конфликты между человеком и природой, властью и личностью, роком и свободой воли, при чем последний является наиболее значимым. Все персонажи так или иначе вынуждены бороться с судьбой.

В первую очередь, это Басилио. Басилио – король, его волю выполняют остальные действующие лица. Однако его воля бессильна перед судьбой. Пытаясь избежать предсказанного, он, наоборот, поступает сообразно воле рока (ведь если бы Басилио не запер сына в башне, Сехизмундо не возненавидел бы всех вокруг). Басилио не удается избежать судьбы потому, что он пытается не изменить ситуацию «изнутри», а лишь «отрегулировать» её внешне, лишив сына внешней свободы.

Жертвой воли отца, и воли рока становится принц Сехизмундо. Он сетует, что он лишен свободы («Какая ж это справедливость, какой же требует закон, чтоб человек в существовании тех преимуществ был лишен…?»), то есть лишён воли, потому что в сознании польского принца свобода внешняя совпадает со свободой внутренней. Дальнейшее развитие сюжета, кстати, идёт через оппозицию внутренней и внешней свободы. Если в первой хорнаде у Сехизмундо нет ни внутренней, ни внешней свободы (он просто не отделяет их друг от друга), то во второй хорнаде он внешне свободен, и благодарит судьбу («О судьба! Так значит царство предо мною!»); но он не понимает, что без внутренней свободы внешняя – ничто. В третьей хорнаде Сехизмундо учится отделять вечные ценности от мимолётных, и обретает внутреннюю свободу, а в четвёртой хорнаде – и внешнюю. Сехизмундо удалось победить рок только потому, что он меняет именно себя изнутри, а не пытается влиять на судьбу внешними действиями. Сехизмундо, став наследником престола, получает возможность своей волей влиять на других людей (например, именно благодаря ему происходит свадьба Росауры и Астольфо: «Свершить обещанное - рок»). Изменив себя, Сехизмундо, как кажется, изменил свою судьбу (а может, изменил себя как раз по её воле?)

Своеобразный «двойник» принца, Росаура, тоже сражается с судьбой. Её возлюбленный, герцог Астольфо, покидает её против её воли. Сама Росаура говорит о том, что у неё был выбор – остаться, или ехать за герцогом; она выбирает последнее, пытаясь противостоять воле рока. Однако, она не собирается давать свободу выбора возлюбленному; если Астольфо по своей воле, или по воле короля (или по воле судьбы?) откажется на ней женится, Росаура просто убьет его. По воле судьбы Росаура попадает к башне и должна умереть (по воле короля), но и по воле той же судьбы она встречает своего отца Клотальдо, который хочет спасти ей жизнь; и не умирает Росаура опять же по воле короля (или по воле всё той же судьбы; ведь король мог и не объявить о существовании Сехизмундо, или объявить позже, и тогда казнь Росауры была бы необходима). (Можно заметить, что воля судьбы и человека (короля) противоречат не только друг другу, но и сами себе). По воле судьбы Росаура знакомиться с Сехизмундо, и по воле Сехизмундо произойдёт в дальнейшем её свадьба.

Пытается победить судьбу и Кларин, слуга Росауры. Во время сражения Кларин прячется, и в результате оказывается единственным убитым: «думал обмануть свой рок и сам нашел его». Кларин не смог преодолеть судьбу, потому что по мысли Кальдерона, судьбу одолевает лишь тот, кто одолевает себя. История Кларина (слуги) схожа с историей Басилио (короля): оба пытались повлиять на судьбу внешне. Они оба являются примером того, что человек, полагаясь только на свои силы, не может преодолеть рок. Кроме того, Кальдерон показывает, насколько воля рока не зависит от сословия.[2]

Также очень интересен Клотальдо, старик, отец Росауры. Воля Клотальдо для Сехизмундо – почти божественная воля, ибо обуславливает всё в жизни принца. А сам Клотальдо в это время выполняет приказы короля, полностью подчиняя ему свою волю. По воле рока он встречает свою дочь, почти обрекая её на смерть. Однако, вознамерившись спасти Росауру, он пытается противостоять по воле рока воле короля: «На этот раз мой рок печальный, о, государь, судьбы веленьем нарушил … верноподданность мою».

Кроме того, о судьбе ведут разговор Астольфо и Эстрелья. Астольфо так размышляет о судьбе: «Как редко, беды возвещая, судьба неверною бывает» (то есть, по воле судьбы в основном происходят беды). Примерно так же думает Эстрелья: «Коли судьба захочет только таким единственным блаженством загладить столько темных бедствий…».[5]

 



 

Заключение

 

Как видно, тема воли рока и свободной воли человека является одной из самых главных проблем в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Воля рока и воля людей постоянно пересекаются, противоречат друг другу, иногда противоречат сами себе (это может быть обусловлено самим барочным жанром данного произведения). Однако самое главное, что хотел донести Кальдерон до читателей и театральных зрителей – это мысль о том, что нельзя победить волю рока, не изменив себя; и нельзя получить внешнюю свободу, не обретя внутренней, ибо лишь внутренняя свобода обусловливает внешнюю, и позволяет не подчиняться полностью воле судьбы.

 

Хоть все дороги знает рок,

Хоть он, сеньор, того находит,

Кого в горах сокрытых ищет

Не христианское решенье, -

Сказать, что нет для нас пути,

Его безжалостность исправить.

Есть путь; и мудрый над судьбою

Способен одержать победу;[6]

 

После смерти (1681 г) Кальдерон был ненадолго забыл, однако в XVIII столетии он был заново открыт. Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние пьес Кальдерона на замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала философская составляющая его произведений, Кальдерон обрёл широкую популярность и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние Кальдерона сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя, Перси Биши Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.

 

Список использованной литературы

 

1.        Алексеев М.П. Из истории испано-русских литературных отношений XVI — начала XIXв. // Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений XVI—XIXвв. Л., 1964. С.143—152 (То же // Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. Л., 1985. С.142—151)

2.        Балашов Н.И. «На пути к не открытому до конца Кальдерону». – М. Наука, 1989.

3. Балашов Н.И. Испанская классическая драма. – М.: Наука, 1975. – 336 с.

4. Ерёмина С.И. «Великий Театр Педро Кальдерона».

5.Ичин К. Диалог о тирании: «Вне закона Лунца, «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Жизнь – есть сон» Кальдерона// Русское слово в мировой культуре. Т.2, СПБ, 2003, с.35-42

6. Оганисьян М. Ю. «Диссертации на тему ‘Философско-эстетические принципы трагедий Кальдерона и Расина’».

7. Педро Кальдерон де ла Барка. «Драмы». Книга вторая. «Жизнь есть сон». Перевод Константина Бальмонта. Издание подготовили Н. И. Балашов, Д.Г. Макогоненко. "Литературные памятники", М. Наука, 1989. - 185с.

8.А. Штейн «Педро Кальдерон де ла Барка. Театр.» 1956 г.

 

 

 

 



Информация о работе Творчество Педро Кальдерона. Идейно- художественный анализ пьесы «Жизнь есть сон.» Художественная философия Кальдерона