Творчество Генриха Гейне

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые идеи французских просветителей.

Работа содержит 1 файл

Генрих Гейне - мне рефератdocx.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

Генрих  Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом  городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места  жительства несколько раз. Самсон Гейне  – отец будущего поэта – был  добрым, но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она  усвоила многие передовые идеи французских  просветителей.

Воспитание своего первенца Бетти  взяла целиком под свое наблюдение. Мечтая о блестящей административной или военной карьере для маленького Гарри (так звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в Дюссельдорфский  лицей.

«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все воспитательные планы стремились к этой цели, - писал  в своих «Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории  моего развития, она составляла программы  всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но, сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства  моих попыток и стремлений на поприще  гражданской службы, ибо служба никогда  не соответствовала моей натуре».

Городок Дюссельдорф, как и Германию в  целом, затронули события, связанные  с войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под  знаменами Наполеона несли на немецкую землю идеи прогрессивных  для феодальной Германии буржуазных преобразований.

Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне, и впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного отношения к  феодально-сословному строю Германии.

 Мать  Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились  после того, как грозный император  Наполеон был удален на остров  Св. Елены. Теперь для Гейне  – сына мелкого еврейского  купца – был один путь –  коммерческая деятельность. Когда  мальчик окончил местный лицей, родители отдали его в коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне коммерсанта окончились неудачей.

В 1816 году в связи с материальными затруднениями  Гейне переселился в Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию –  дочь дяди. Но Амалия предпочла стать  женой богатого прусского помещика. Эта несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских  стихотворений Гейне. 

Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне  поступил в университет в Бонне.

Первые  стихотворения Гейне, подписанные  замысловатом псевдонимом Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще  во время пребывания в Гамбурге. Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда  в Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время  Гейне знакомится с Августом Вильгельмом  Шлегелем, читавшим курсы немецкого  языка. Шлегель был человеком  разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей  первого печатного органа. Шлегель  среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе домой, делился опытом.

Однако  даровитый ученик не был прилежным  подражателем именитого наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года Гейне  публикует свою первую литературно-критическую  статью «Романтика».

Гейне сменил несколько университетов. В  апреле 1821 года студент-юрист прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы  был избран Берлинский университет. У Гейне появились друзья, он вступил  в некоторые литературные общества, салоны; в частности, интересное литературное общество собиралось в доме Фарнгагена фон Энзе. Хозяин дома был незаурядной  личностью: известный литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне  русских. Также Гейне посещал  салон, где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт торжественно был провозглашен первым преемником прославленного создателя «Чайльд Гарольда».

  В декабре 1821 года первый поэтический  сборник Гейне вышел в свет. В него вошли стихи, затем  составившие один из разделов  первого цикла «Книги песен», а также переводы из Байрона,  поэзией которого Гейне страстно  увлекался в эти годы. Издателем  был Маузер, который не без  неповоротного колебания все  же решился выпустить сборник  молодого поэта. Правда, автору  был назначен чисто символический  гонорар: сорок экземпляров собственной  книги. 

После окончания в 1825 году университета Гейне  пробует найти практическое применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в Берлинском и Мюнхенском университетах, получить адвокатскую  практику в Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще  более тяжело для Гейне – систематически подвергаются цензурным запретам.

По  складу таланта лирик, Гейне в  эти годы упорно овладел законами драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор». В трагедии рассказано, как в прошлом  верные друзья Абдулла и Али выбирают в жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов»  учинили в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.

Однако  поэт продолжал работать в области  драматургии. В январе 1822 года, в  течение трех дней, без предварительных  набросков Гейне написал вторую трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень  популярной в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть сверхъестественных сил над человеком.

В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил  стихи, написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких циклов. Этот большой сборник стихотворений  занимает не только важное место в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии всей немецкой лирики.

Новым важным моментом в развитии творческого  таланта Гейне были «Путевые картины» (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост критических тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены в них гораздо острее и шире, чем в «Книге песен». Лирический герой в «Путевых картинах» претерпевает заметную эволюцию по сравнению с  «Книгой песен». Гейне сознательно  переходит к прозе как к  жанру, дававшего ему возможность  шире охватить общественную жизнь.

В 1827 году Гейне совершает поездку  в Англию, в 1828 году путешествует по Италии.

Получив в начале 1830 года известие о революции  во Франции – «эти  солнечные  лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению самого Гейне  – воодушевленный этими событиями  и находясь одновременно под влиянием тяжелых обстоятельств, в которые  он был поставлен в Германии, Гейне  принимает решение об отъезде  в Париж. В мае 1831 года он покидает родину.

Живя  во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает  из виду событий, происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне во Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники –  Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз  и многие другие.

В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая важнейшие  работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно- политической жизни. На время эти работы отодвинули на задний план собственно художественное творчество.

В 30-е годы Гейне пишет такие  произведения, как цикл стихов «Новая весна», новеллу «Флорентийские ночи»  и незавершенные наброски из «Мемуаров  Шнабелевопского».

Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в поэтическом творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к последующей политической лирике.

Переселившийся  в Париж Гейне бодр, полон новых  впечатлений и оптимистических  надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так возникло название «Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.

Новые тенденции в мировоззрении и  творчестве Гейне получили отражение  в его книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим публицистическим произведением Гейне.

С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете», Гейне опять  систематически публикует корреспонденции  об общественно-политической жизни  Франции. Позднее, в 1854 году, значительно  расширив и переработав эти статьи, он издает их в виде книги под  названием «Лютеция». Здесь в  еще более полной степени, чем  в книге «Людвиг Берне» раскрыт  вопрос о противоречиях буржуазного  общества.

В эти же годы Гейне пишет поэму  «Атта Тролль» (1841 г). Поэма свидетельствует  о большой сложности и противоречивости, характерных для процесса становления  реалистического метода в творчестве Гейне.

Вершиной  творческих достижений Гейне явилась  поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического  лирика. Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной действительности – это поэма о Германии. Вся  поэма проникнута большой любовью  к ней.

Творчество  Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется обстановкой, сложившейся  в результате неблагоприятного исхода революции 1848-49 года. Стихотворение  «Михель после марта» - первая реакция  Гейне на результаты немецкой революции…

Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа  является сборник стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851 годов.

Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась  в печати в 1854 году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и 1854 годов», остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и  после смерти Гейне. Однако все эти  стихи сохраняют идейное направление  и общий характер «Романсеро».

Вскоре  Гейне тяжело заболевает. Терзаемый  физическими муками, постоянно думая  о родной стране, он пытается выхлопотать  разрешение на приезд в Берлин, чтобы  лечиться там у знаменитого хирурга  Диффенбаха – своего товарища студенческих лет. Но прусское правительство не только ответило решительным отказом на просьбу умирающего поэта, но еще  и пригрозило ему немедленным  арестом, если он появится на прусской территории. Так до конца своих  дней Гейне остался политическим изгнанником.

Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих поэтов, но он выделялся искренней  любовью к Родине и большим  патриотизмом.

Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен  на кладбище Монмартр в Париже.

 

 

 

 

 

«Книга  песен» Г. Гейне. Первый цикл: «Юношеские страдания»

В 1827 году увидел свет сборник стихов Г. Гейне "Книга песен". Сюда вошло  все его раннее творчество 1817–1827 годов, на этом сборнике основана мировая  слава поэта.

Основная ситуация сборника автобиографична: лирический герой Гейне страдает от неразделенной, несчастной любви, от неверности своей возлюбленной, но значение сборника основано на новом  содержании, которое появляется в  центральном образе романтического героя. Гейне создает обобщенный портрет молодого европейца кризисной  эпохи Реставрации, человека глубоко  разочарованного, меланхоличного; с  самого начала его лирику пронизывает  ощущение неразрешимых противоречий окружающей действительности. Лирический герой  Гейне живет в разорванном, надломленном мире, и трещина проходит через  сердце поэта.

Гейне —  поздний романтик, виртуозно использующий разнообразные традиции немецкой романтической  поэзии. В отличие от его предшественников, ему становятся узки рамки одного лирического стихотворения; сложность  его чувств требует выражения  не в единичном произведении, а  в целом стихотворном цикле. Именно стихотворный цикл становится единицей мышления Гейне-поэта, он смело экспериментирует с этой поэтической формой.

«Книга  песен» состоит из четырех циклов: «Юношеские страдания» (1821 г.), «Лирическое  интермеццо» (1822 г.), «Опять на родине» (1824 г.) и «Северное море» (1826 г.).

Наиболее  традиционен по темам и жанрам первый цикл. «Юношеские страдания», в свою очередь, делятся на разделы: «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты». Сновидения, песни и романсы — это излюбленные жанры немецкой романтической поэзии, и Гейне в этих разделах то блестяще имитирует безыскусность народной поэзии, то создает стихотворения в модном духе кладбищенской поэзии. Сквозная тема «Юношеских страданий» — муки несчастной любви, ревность к счастливому сопернику, разные истории несчастных влюбленных. Образ возлюбленной поэта сочетает в себе шаблонные черты романтической героини, неземной, прекрасной, бледной, холодной, как мрамор, и черты опасной, злой чаровницы:

Как розы, дышат ее уста

И свежестью и любовью,

Но речь их лукава, и пуста,

И отдана суесловью.

И можно сравнить этот милый рот

С прекрасным розовым садом,

Где змей ядовитых семья живет,

Цветы отравляя ядом.

На свежих щеках, что ярче дня,

Мне ямочек видно дрожанье,

Но это — бездна, куда меня

Безумно влекло желанье.

Волна ее локонов так пышна

И нежно на плечи ложится,

Но это — сеть, что сплел  сатана,

Чтоб мне с душою проститься.

В глазах ее нежная радость живет,

Волны голубая прохлада,

Я думал — буду у райских ворот,

А встретил преддверие ада.

     ("Песенка о раскаянье")

Лишь в считанных стихотворениях "Юношеских страданий" Гейне  выходит за рамки темы несчастной любви: в исторической балладе "Гренадеры", где впервые у Гейне звучит тема Наполеона в истории двух солдат великой армии, бредущих на родину из русского плена и до последнего вздоха хранящих верность императору; в завершающих цикл "Фресковых  сонетах Христиану З.", адресованных другу юности Гейне. Здесь он впервые обращается к общественно значимой проблематике. Его лирический герой бросает вызов немецкой косности, горечь любовной неудачи распространяется на восприятие социальной действительности:

Информация о работе Творчество Генриха Гейне