Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну». Первые его книги вышли в ту пору, когда зарождался русский символизм.

Работа содержит 1 файл

творчество бальмонта.doc

— 37.00 Кб (Скачать)
 

1

Творчество Бальмонта в контексте  поэтики символизма

 
 
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная  болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки  зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну». Первые его книги вышли в ту пору, когда зарождался русский символизм. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров, считавших себя рожденными «для звуков сладких и молитв». Сборники «Горящие здания» и «Тишина» прославили поэта. Бальмонта швыряло от бунта к примирению, от согласия к протесту. Например, стихотворение, принесшее ему широкую известность, — «Маленький султан», написанное по следам мартовских событий 1901 года. Яростное чувство гнева вызвали в его сердце репрессии царского правительства против студенческой манифестации: 
 
То было в Турции, где совесть — вещь пустая, 
 
Где царствует кулак, нагайка, ятаган. 
 
Два-три нуля, четыре негодяя 
 
И глупый маленький Султан… 
 
В Султане без труда распознали Николая II — и молодого поэта выслали из Петербурга, на него завели досье. В предисловии ко второму изданию сборника «Горящие здания» Бальмонт заявил: «В предшествующих книгах я показал, что может сделать с русским языком поэт, любящий музыку…». Бальмонт как символист искал прямые соответствия между звуком и смыслом: «Чуждый чарам черный челн». Он был музыкально одарен. Музыка все захлестывает, заливает у Бальмонта. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около пятисот романсов создано на его стихи. В. Маяковский в свойственной ему манере говорил: «Стихи Бальмонта кажутся мне плавными и мерными, как качалки и турецкие диваны». 
 
Бальмонту во всем важно было чувствовать явное или скрытое присутствие солнца. В 1903 году появилась книга, являющаяся взлетом поэта, — «Будем как солнце»: 
 
Я не верю в черное начало, 
 
Пусть праматерь нашей жизни Ночь, 
 
Только Солнцу сердце отвечало, 
 
И всегда бежит от тени прочь. 
 
Тема солнца прошла через все творчество Бальмонта. Солнце как бы стало знаком раздела: одни — за, другие — против. Вместе с Бальмонтом был А. Белый: «За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в простор голубой!». Против была З. Гиппиус: «Не будем как солнце». Поэзия Бальмонта — это поэзия намеков, символов, звукопись, музыкальность. Образу придается загадачно-мистический оттенок. У Бальмонта видна сосредоточенность на своем Я, своем душевном мире, не ищущем ни с кем контакта. Он был верен принципу, сформулированному Гете: «Я пою, как птица поет». Поэтому этюдность, мимолетность — одно из свойств поэзии: 
 
Я не знаю мудрости, годной для других, 
 
Только мимолетности я влагаю в стих. 
 
В каждой мимолетности вижу я миры, 
 
Полные изменчивой радужной игры. 
 
Его творческим методом был импрессионизм. Поэта так и называли: одни — импрессионистом, другие — декадентом, третьи… Бальмонт всю жизнь балансировал между крайностями: 
 
Я — внезапный излом. 
 
Я — играющий гром, 
 
Я — прозрачный ручей, 
 
Я — для всех и ничей. 
 
Он декларирует стихийность творчества: 
 
Не для меня законы, раз я гений. Тебя я видел, так на что мне ты? Для творчества не нужно впечатлений… 
 
Еще одна особенность поэзии Бальмонта — цвет. Он любил цветовые эпитеты: «Красный парус в синем море, в море голубом…» Особое внимание поэт обращал на рифму и не ограничивал себя известными стихотворными формами, придумывал новые рифмы, сверхдлинные размеры: 
 
Я изысканность русской медлительной речи, 
 
Предо мною другие поэты — предтечи… 
 
Годы эмиграции стали тяжелым испытанием для поэта. Ностальгия разъедала душу, подтачивала духовные и физические силы, выливалась в наполненные болью и смятением стихи: 
 
…Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, — 
 
Мне не поют заветные слова, 
 
И мне в Париже ничего не надо. 
 
Одно лишь слово нужно мне: Москва. 
 
С этим стихотворением перекликается очерк-размышление «Москва в Париже». И в нем возникает, словно сказочный Китеж, «безмерный город из белого камня. Москва…» И в нем тоскует душа поэта, прислушивается к «отзвуку гармоники», раздавшемуся «где-то за дальним холмом», «к бронзовым струнам», звенящим «в некой подземности», к каждому шороху, шелесту… В каждом звуке чудится ему родная и далекая Россия… Именно в годы тоски по России он создал сильные стихи, жизнь сорвала с поэта фрак с орхидеей в петлице, которых не было в его творчестве: 
 
Прилив ушел, и я, как приведенье, 
 
Средь раковин морских иду по дну. 
 
А в стихотворении «Кто?» он пишет: 
 
Я не умер. Нет. Я жив. Тоскую… 
 
В 1926 году признавался, думая о России: 
 
Я ею жил. И ей живу. 
 
Люблю, как лучший звук, Москву! 
 
Говоря о Бальмонте, нельзя не упомянуть о том, что он, пожалуй, единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души. Его лучшие стихотворения зачаровывают своей музыкальностью, искренностью и свежестью лирического чувства, неподдельной грустью и почти женственной нежностью. Прощаясь с жизнью, солнцем, поэзией, больной нищий поэт (он умер в 1942 году в оккупированном гитлеровцами Париже) говорил, что с земли он поднимется по Млечному Пути и его поглотит вечность: 
 
Достаточно я был на этом берегу, 
 
И быть на нем еще — как рок могу принять я. 
 
Но, солнечный певец, как солнце, на бегу, 
 
Свершив заветное, час ночи стерегу, 
 
Чтоб в Млечном быть Пути, где новых звезд зачатье. 
 
Мечта о космосе, о вечности была для него и мечтой о бессмертии. 
 
Я рыжий, я русый, я русский, 
 
Знаю и мудрость, и бред. 
 
Иду я — тропинкой узкой, 
 
Приду — как широкий рассвет.



Информация о работе Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма