Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение теоретического материала.
Сопоставительный анализ художественных текстов.
Литературоведческий анализ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14
2.1. Жанровые особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания сатирического в сборнике…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Андроновой.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

                                Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Филиал  ГОУ ВПО «Ярославский государственный  педагогический

университет им. К.Д.Ушинского» в г. Угличе Ярославской области 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин 

Специальность 050301.65 Русский язык и литература 
 
 

Курсовая  работа 

На  тему: «Традиции жанра сатирической сказки

  М.Е. Салтыкова-Щедрина  в прозе Л.С.Петрушевской» 
 
 
 
 
 

                                                                    Работа выполнена студентом

Андроновой  Наталией Федоровной 

Научный руководитель

старший преподаватель  кафедры гуманитарных  и

социально-экономических  дисциплин,

  магистр образования

  Горюнова Елена  Александровна 
 

Заключение  научного руководителя о допуске к защите:

 
 

Оценка  публичной защиты работы:

 
 
 

     Углич

     2010

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5

1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5

1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6

1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10

Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14

2.1. Жанровые  особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14 

2.2. Специфика  сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17

2.3. Типология  сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19

  2.4.Своеобразие  лексики сборника  Л.С.Петрушевской  «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23 

2.5. Приемы создания  сатирического в сборнике…………………………….25 

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  данной курсовой работы: «Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской».

     Выбранная тема является актуальной, так как в своих произведениях Л.С.Петрушевская продолжает традиции жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Она c иронией изображает «повседневную» жизнь, обнажая темные стороны современного общества.

       Основные проблемы, которые поднимает   Петрушевская в своих произведениях: смерть и ее физиология, болезнь, семейная жизнь, алкоголизм, бедность, борьба за физическое выживание, коррупция

               Все персонажи произведений Л.С. Петрушевской – несчастливые люди, причем несчастливые изначально, с момента своего появления на свет. И все они – живые, существующие рядом с нами – наши соседи, знакомые, родственники. В произведениях Петрушевской нет глобальных драм – лишь мелкие, коммунальные конфликты, происходящие повседневно и не вызывающие удивления, но именно они и становятся объектом пристального внимания читателя.  

     Цель  исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от  жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

               Данная цель решается через систему задач:

  1. Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
  2. Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
  3. Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
  4. Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

     Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.

     Объект  исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».

     В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:

  1. Анализ и обобщение теоретического материала.
  2. Сопоставительный анализ художественных текстов.
  3. Литературоведческий анализ.

Курсовая  работа состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении описан исследовательский аппарат. Основная часть состоит из двух глав, в первой мы даем определение сказки, выделяем особенности жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и творческого пути Л.С. Петрушевской, во второй - анализируем сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». В заключении мы суммируем все выводы, полученные в результате исследования.  

     Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы при изучении жизни и творчества Л.С.Петрушевской и М.Е.Салтыкова-Щедрина. 
 
 
 
 

Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе

1.1. Фольклорная и литературная сказка.

     Сказка, по Ожегову -   это повествовательное,  обычно  народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,  преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

     Существуют  сказки фольклорные и литературные:

       1. Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

     2. Сказка литературная — эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение  на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [1].

     И так литературная сказка опирается  на  структуру и стиль фольклорной  сказки. 
 
 
 
 
 
 

1.2.Особенности  жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

     Использование жанров устного  народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним  обращались  А. С. Пушкин,  М. Ю. Лермонтов,  Н. В. Гоголь,  Н. А. Некрасов. Литературные сказки в стихах или в прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин.

          Сказки М.Е. Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную форму народным массам переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры. 
   Cказки Салтыкова-Щедрина поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры.    

Тематически сказки можно разделить на три группы: 1) сатиры, направленные против политики российского самодержавия и правящих классов; 2) сатиры, изображающие жизнь народа в России; 3) сатиры, обличающие психологию обывательски настроенной интеллигенции и ее поведение [1].  

В сказках Щедрина отчетливо прослеживаются фольклорные традиции. Связь с фольклором устанавливается с помощью традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином. Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”), обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании. 
    Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина также фольклорен, поскольку здесь добро противостоит злу, хорошее — плохому. Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются автором [4].   

     Салтыкову-Щедрину  приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, чтобы  сделать свое произведение доступным  читателю, поэтому близость к фольклору проявляется и в образном строе, что дает ему возможность прямо использовать эпитеты, а выбирая животных для аллегории, опираться также на басенную традицию. Писатель использует привычные и для басен, и для сказок амплуа.    

     Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где, по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, — “и притом русские люди”.

       Сказки Салтыкова-Щедрина неслучайно  называли баснями в прозе, так  как в них четко прослеживалась  соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей. Кроме того, щедринская сказка, как и басня Крылова или Эзопа, всегда несет в себе поучение, мораль, являясь стихийным воспитателем и наставником народных масс [15].

     В своих сказках Салтыков-Щедрин продолжает русскую сатирическую литературную традицию.

     Например, в ряде сказок прослеживаются гоголевские  мотивы и полемика с Гоголем. Вообще гоголевская сатира во многом определила характер дальнейшей литературной деятельности писателя. Например, как в гоголевской “Шинели”, так и в “Премудром пискаре” Салтыкова-Щедрина показана психология запуганного среднего человека [16].

          Новаторство же Щедрина состояло  в том, что он ввел в сказки  политическую сатиру, имеющую как  злободневное, так и общечеловеческое звучание. Этот писатель перевернул само представление о сатире, выйдя за пределы гоголевского психологического метода, раздвинул границы возможностей сатирического обобщения и осмеяния. Отныне предметом сатиры становились не отдельные, зачастую случайные события и происшествия и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа-раба, трагедия которого заключалась в неспособности протестовать против жестоких форм жизни. Так, основная идея сказки “Медведь на воеводстве” заключается в том, что причины народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа - в свержении царизма.    Сатира Щедрина, таким образом, приобретает устойчивую политическую окраску [3].    

     Сатирик борется не с конкретными явлениями, а с порождающим и вскармливающим эти явления социальным строем. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый и неизбежный [9]. 

     Во  всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика, всегда основана на реальных событиях [6].    

Информация о работе Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской