Тютчев Федор Иванович: жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Ф.И. Тютчев родился в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Его детские годы прошли в Овствуге, юношеские – были связаны с Москвой. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е . Раичем, который так вспоминал о своём ученике: «По тринадцатому году он переводил оды Горация с замечательным успехом». В 1819 году Тютчев поступил в словесное отделения Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А.Ф. Мерзлякова, который и ввел юного поэта в Общество любителей российской словесност

Работа содержит 1 файл

Тютчев .doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Муниципальное Общеобразовательное                  Учреждение 
 

        

           Тютчев 

   Федор  Иванович

23.11(05.12).1803-15(27).07.1873 

Выполнила:

                                       

                                               

         Кемерово 2006г. 

Ф.И. Тютчев родился в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Его детские годы прошли в Овствуге, юношеские – были связаны с Москвой. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е . Раичем, который так вспоминал о своём ученике: «По тринадцатому году он переводил оды Горация с замечательным успехом». В 1819 году Тютчев поступил в словесное отделения Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А.Ф. Мерзлякова, который и ввел юного поэта в Общество любителей российской словесности.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата  словесных наук, Тютчев в начале 1822 года поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается. На чужбине Тютчев проведет двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык. В 1829-1830 годах в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ( «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору. Настоящие признание поэзии Тютчева впервые получила 1836 году, когда его 16 стихотворений, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф.Т., напечатал в своем «Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, И.В. Киреевский.

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарём русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступает в новый брак. Служебный проступок ( самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) кладет конец его дипломатической службе. Тютчев подает в отставку и поселяется в Мюнхене, где проводит еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво ищет путей возвращения на службу. В 1844 году переезжает с семьёй в Россию, а через полгода вновь зачисляется на службу в министерство иностранных дел. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе были ощутимы новые влияния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньше печатается стихов, как будто спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать свои стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатался почти десять лет, естественно, помнят его лишь многочисленные почитатели. В 1843-1850 годах он выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и Римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечно торжества «России будущего», которая представляется ему «всеславянской» империей. В 1848 - 1849 годах, захваченный событиями политической жизни, он пишет такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и другие, но не стремится напечатать их. Началом поэтической известности Тютчева и толчок к его актив- ному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в котором говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева (1850). К поэту пришло настоящее признание.

В 1954 году вышел в свет первый сборник Тютчева, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

В 1858 году Тютчев был назначен председателем  комитета иностранной цензуры; находящийся  на этом высоком посту, он не раз выступал заступником преследуемых изданий.

С 1864 года Тютчев несёт одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева,  через год – двое их с Денисьевой детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860-1870 годов преобладают политические и мелкие -  «на случай» («Когда дряхлеющие силы…», 1867, и другие). В 1868 году вышел второй, он же последний прижизненный сборник стихов поэта.

Последние годы тоже омрачены тяжёлыми утратами: умирает его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15(27) июля 1873 года Тютчев скончался в  Царском Селе.          
 
 
 
 

      

        Творчество Ф.И.Тютчева 
 

Истинное  величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущениям. Как жесточайшие бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье человеческого «я» - проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существование – источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев – мятущийся агностик – в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой верой в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения

А.К. Толстого характерен оптимизм, вызванный умеренностью, что «в одну любовь мы все сольёмся вскоре…», то Тютчеву перспектива  «слияния» рисуемся весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» человеческое «я» уподобляется тающим льдинам, которые

Все вместе – малые, большие,

Утратив прежний образ  свой,

Все – безразличны, как  стихия, -

Сольются в бездной роковой!..

Спустя  двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей и миротворной бездны» снова возникнет в стихотворение поэта «От жизни той, что бушевала здесь…».

Тютчев  – мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый  источник для размышлений и обобщений  косметического порядка.

Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество весны объясняется его торжеством над прошедшем и будущим, полным забвения бывшего и грядущего уничтожения и распада:

И страх кончины  неизбежной

Не  свеет с дерева  ни листа:

Их  жизнь, как океан  безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможностью ощутить полноту жизни, не омрачённой предвестниками гибели – «Не встретишь мёртвого листа», - ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту , причастности «жизни божески-всемирной» . Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противо-

поставлении, вернее, в предпочтении сомни-  тельному райскому блаженству бесспорного ,достоверного наслаждения красотою весенней природы ,самозабвенного упоения ею Тютчев близок А.К. Толстому , писавшему : « Боже ,как это прекрасно –весна ! Возможно  ли, что в мире ином мы будем счастливее ,чем в здешнем мире весной !» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева :

Что пред тобой утеха  рая,

Пора  любви ,пора весны ,

Цветущее  блаженство мая ,

Румяный цвет ,златые сны ?

 На тютчевских  лирических пейзажах лежит особенная  печать , отражающая свойства его  собственной душевной и физической природы – хрупкой и болезненной. Его образы и этикеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи . У него ветви докучные ,земля принахмурилась,   листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и тому подобное.

 «Вечный  строй» природы то восхищает  ,то вызывает уныние поэта :

Природа знать не знает  о былом,

Ей  чужды наши призрачные годы ,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя  самих –лишь грезою природы .

 Но  в своих сомнениях и мучительных  поисках истинных взаимоотношений  части и целого –человека и  природы –Тютчев вдруг приходит  к неожиданным прозрениям : человек  не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции: 

Так связан, съединен от века

Союзом  кровного родства

Разумный  гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово-

И миром новым естество

Всегда  откликнуться готово

На  голос родственный его.

Уточненный психологизм, пронизывает творчество Тютчева как более или менее категория отвлечённая, приобретает конкретно- житейский характер в так называемом денисьевском  цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство  со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой:

Не  раз ты слышала  признанье:

«Не стою я твоей любви».

Пускай  моё она созданье, -

Но  как я беден  перед ней…

Поэт-мыслитель  всю жизнь – от ранней юности до последних дней болезненной старости – чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…»

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, вос-становив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»:

Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечно-искренней вина.

Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого всё было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только не порывал со своей семьёй, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Денисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.

О, как убийственно  мы любим,

Как в буйной слепоте  страстей

Мы  то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Тютчев  очень тяжело пережил утрату:

Жизнь, как подстреленная  птица,

Подняться хочет – и не может…

Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано – ничто не помогло, ничто не утешило, - не живется – не живется…». В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие «убивается»… Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:

По  ней, по ней, судьбы не одолевшей,

Но  и себя не давшей победить,

По  ней, по ней, так до конца умевшей

Страдать, молится, верить и  любить.

Тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требует от читателя определенной культуры, просвещенности. В своё время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».

Информация о работе Тютчев Федор Иванович: жизнь и творчество