Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:24, реферат
Цель данной работы - раскрыть значение темы женского счастья для понимания всей поэзии Марины Цветаевой.
В ходе работы следует выполнить ряд научно-исследовательских задач:
- проанализировать особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе;
- выявить специфику развития лирики М. Цветаевой;
- доказать, что тема женского счастья одна из ключевых в творчестве М. Цветаевой;
- дать более детальный анализ отдельных стихов;
- отметить значение творчества М. Цветаевой.
Введение
Глава 1. Особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе
1.1. Специфика развития лирики М.Цветаевой
Глава 2. Тема женского счастья как один из аспектов поэзии М. Цветаевой
2.1. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» Н. М. Карамзин (по лирике М.Цветаевой)
2.2. Проблема судьбы как счастья в лирике М. Цветаевой
Заключение
Библиография
В своей посвященной не поэзии, а прозе статье, напечатанной в 1910 г., он декларировал стилевые принципы "прекрасной ясности": логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы.
Так, именно Михаил Кузмин сыграл роль поэтического наставника для будущего лидера акмеизма Гумилева. Наиболее авторитетными для нового поколения учителями стали поэты, сформировавшие эстетические принципы символизма, - И. Анненский, А. Блок, М. Кузмин.
Со временем на смену излюбленным символистами оттенкам смысла и цвета пришли недвусмысленные слова и цельные яркие краски. Однако по-настоящему заметно "риторическая" стилистика проявилась лишь в творчестве Н. Гумилева, но вскоре и он эволюционировал в сторону многозначительной символичности.
Ярчайшим
проявлением синтеза в русском модернизме
стала поэзия М. Цветаевой, где взаимодействие
"музыки" и "риторики" дало особенно
интересные результаты.
Творчество М. Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры "серебряного века", так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма.
Первые
стихи Марины Цветаевой “
Постепенно поэтический мир Марины Цветаевой усложнялся. Романтическое мироощущение вступало во взаимодействие с миром русского фольклора. Во время эмиграции поэзия Марины Цветаевой принимает в себя эстетику футуризма. В своих произведениях от интонации напевной и говорной она переходит к ораторской, часто срывающейся на крик, вопль. Цветаева по-футуристически обрушивается на читателя всеми поэтическими приемами. Большая часть русской эмиграции, в частности живущей в Праге, отвечала ей недружелюбным отношением, хотя и признавала ее дарование. Но Чехия все равно осталась в памяти Марины Цветаевой светлым и счастливым воспоминанием. В Чехии Цветаева заканчивает свою поэму “Молодец”. Эта поэма была ангелом-хранителем поэтессы, она помогла ей продержаться самое трудное время в начальную пору существования на глубине.
В
Берлине Марина Цветаева очень
много работает. В ее стихах
чувствуется интонация
тесно связана с ее “русскими” поэмами. В эмигрантский период наблюдается укрупненность ее лирики.
В
стихи М. Цветаевой входит
Поэзия Марины Цветаевой
звуки.
В творческом развитии Цветаевой
неизменно проявлялась
собою, в сущности, одну поэму-дилогию, которую можно было бы назвать или “Поэмой Любви” или “Поэмой Расставания”. Обе поэмы — история любви, бурного и краткого увлечения, оставившего след в обеих любящих душах на всю жизнь. Никогда больше Цветаева не писала поэм с такой страстной нежностью, лихорадочностью, исступленностью и полнейшей лирической исповедальностью.
В
“парижский” период Цветаева
много размышляет о времени,
о смысле мимолетной по
В
парижские годы М. Цветаева
пишет мало лирических стихов, она
работает главным образом над поэмой и
прозой мемуарной и критической. В 30-е
годы Цветаеву почти не печатают — стихи
идут тонкой прерывающейся струйкой и,
словно песок, — в забвение. Последним
циклом стихов Марины Цветаевой были “Стихи
к Чехии”. В них она горячо откликнулась
на несчастье чешского народа.
Глава
2. Тема женского счастья
как один из аспектов
поэзии М. Цветаевой
В
творчестве М. Цветаевой
2.1.
«Счастье есть
дело судьбы, ума
и характера» Н.
М. Карамзин (по
лирике М.Цветаевой)
Более
полувека тому назад совсем
юная и никому еще не
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черед.4
Прошли
годы трудной жизни и
Наследие поэтессы велико. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
Обширное
наследие это неравноценно. Есть
в нем и то, что пережило
свое время или было
Стихи
она начала писать с шести
лет, печататься — в
Особенно
поддержал Цветаеву при
К вам душа так радостно влекома...
О, какая веет благодать
От страниц
"Вечернего альбома"!5
Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: "...она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычью, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок".
Однажды
Цветаева обмолвилась по чисто
литературному поводу: "Это дело
специалистов поэзии. Моя же специальность
— жизнь". Жила она сложно
и трудно, не знала и не искала
ни покоя, ни благоденствия,
всегда была в полной
И
при всем том она была очень
жизнестойкой ("Меня хватит еще
на 150 миллионов жизней"). Она жадно
любила жизнь и, как положено
поэту-романтику, предъявляла
Мало
сказать, что жизнь не
Еще
тяжелее пришлось ей в
Ценой
громадных усилий Цветаева
Рассказ
о поэзии неотделим от
Уж и Арав у меня спокойный!
Уж и очи мои ясны!
Отпусти-ка меня, конвойный,
Прогуляться
до той сосны! (152)
2.2.
Проблема судьбы
как счастья в
лирике М. Цветаевой
Информация о работе Тема женского счастья в лирике М. И. Цветаевой