Тема «маленького человека» в литературных произведениях русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, реферат

Описание работы

Тема «маленького человека» относится к описанию героев литературных произведений, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. В основном автор, развивающий это понятие, представляет нам бедных чиновников, своего рода материально «униженных» людей. Литературные произведения менялись на протяжении веков: начиная от простых записок заканчивая всемирно известными романами. Чем демократичнее становились произведения, тем больше актуализировалась тема «маленького человека». Само понятие «маленький человек» не имело точного определения, до момента ее первого упоминания Белинским в статье 1840 года «Горе от ума».

Содержание

1. Введение
o Тема «маленького человека»
2. Сравнение темы «маленького человека» в произведениях Пушкина и других авторов
* «Маленький человек» в произведениях
o А. С. Грбоедова
o Н.В. Гоголя
o М.Ю. Лермонтова
o Горького
o Куприна
o Островского
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

ццц.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

Extended Essay 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема «маленького  человека» в литературных произведениях  русской литературы. 

International Baccalaureate

Russian Literature Extended Essay 
 
 

Candidate’s name: Baydachenko Elena 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Введение
    • Тема «маленького человека»
  1. Сравнение темы «маленького человека» в произведениях Пушкина и других авторов
  • «Маленький человек» в произведениях
    • А. С. Грбоедова
    • Н.В. Гоголя
    • М.Ю. Лермонтова
    • Горького
    • Куприна
    • Островского
  1. Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ЦИТАТА!!

Тема «маленького  человека» относится к описанию героев литературных произведений, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. В основном автор, развивающий  это понятие, представляет нам бедных чиновников, своего рода материально  «униженных» людей. Литературные произведения менялись на протяжении веков: начиная  от простых записок заканчивая всемирно известными романами. Чем демократичнее  становились произведения, тем больше актуализировалась тема «маленького  человека». Само понятие «маленький человек» не имело точного определения, до момента ее первого упоминания Белинским в статье 1840 года «Горе  от ума». Данная тема всегда интересовала читателей, ведь мы имеем возможность проанализировать поступки простого человека, понять его мотивы. Писатель берет на себя тяжкий труд . представляя нам все переживания, беды, горе, и моменты счастья, обычного человека. Авторы различных литературных произведений не фокусируются на высшем классе, тем самым отдавая предпочтений «народу», ведь «маленький человек» и есть его представитель. В данной работе передо мной стоит цель, заключающаяся в рассмотрении представления «маленького человека» различными писателями русской литературы. Каждый из них делает это достаточно своеобразно, своими мыслями и собственными взглядами.

В мировой литературе можно выделить роман Гюстава  Флобера «Госпожа Бовари» повествующий нам о судьбе Эммы Бовари, мечтательной провинциалке, которую окружает совершенно реальная среда. Флобер акцентировал внимание на  дайствительную жизненную основу, которая с необходимостью порождаждает у героини иллюхии, надежды и желания,  приводит ее к катастрофе. Он написал книгу с необычайной силой проникновения в общественную психологию того времени. Роман «Госпожа Бовари» основан на обыденном, но в то же время трагическом сюжете, где Флобер мастерски показал все проблемы его эпохи, точнее, то, что волновало именно его.

Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой, Чехов и многие другие писатели русской литературы 19 века основывали свои произведения именно на «теме маленького человека».  Каждый из них имел свои личные взгляды  на данного героя.  Ближе к кноцу 20 века этот образ начинают исчезать со страниц литературных произведений. (социализм???)

Образ «маленького человека»  в произведениях  А. С. Пушкина

Александр Сергеевич  Пушкин – величайший поэт 19 века, чьи  произведения являются классикой русской  литературы и всемирно известными шедеврами.

Писатель обращает внимание на судьбу несчастного человека, показывая при этом всю чистоту  его души. Его герои не являються испорченными деньгами люди, корыстные или завистливые, они – благородны, умеющие радоваться, не смотря на горе, умеющие искренне любить, умеющие страдать.

«Станционный смотритель», одна из «Повестей Белкина» раскрывает нам тему «маленького человека»  и показывает отношения автора к этому: он сочувствует своему герою.

"Кто не проклинал  станционных смотрителей, кто  с ними не бранивался? Кто, в  минуту гнева, не требовал от  них роковой книги, дабы вписать  в оную свою бесполезную жалобу  на притеснение, грубость и  неисправность? Кто не почитает  их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".

Мы видим все  то, через что приходиться проходить  человеку, все его горе, но при  всем этом, Самсон Вырин совершенно спокойно ко всему относиться. остается счастливым.

Счастье для него простое, он мечтает о семье, внуках, но его судьба иная. Гусар Минский, забрав его дочь Дуню с собой, меняет рутину жизни старика. После неудачной  попытки вернуть дочь, когда гусар «сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу», герой был не в состоянии бороться. Герой, с прекрасной душой, искренне любящий, умирает от тоски, горюя о своей судьбе.

Герой «Медного всадника»  Евгений, похож на Самсона Вырина. Он также принимает то что у него есть. Герой не строит планов на будущее, его устраивает все то, что он имеет, Евгений живет тихой незаметной жизнью.

Также как и у  Самсона Вырина,его повседневная рутина рушиться: стихия губит его возлюбенную. «Станционный смотритель» потерял дочь, Евгений – любовь. Они оба не противиться судьбе, переживают утрату. Только в состоянии безумия Евгений считает виновником своего несчастья человека, который посторил город на этом месте.

Пушкин смотрит  на своих героев со стороны. Его герои  не выделяються ни умом, ни социальным положением, ни общественным признанием, но все они добрые, читсяы, порядочные люди, поэтому и достойные уважения, а тем более – сочувствия. Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов, герои произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отличаються теми же качествами, о которых я упоминала ранее: доброта, порядочность, справедливость; но что отличает из от других «маленьких людей» Пушкина, - они сохраняют верность данному слову. Честь – вот еще одно качество, на которое Александр Сергеивич обращает внимание. («Береги честь с молоду, а что то …)

Литературовед С.М. Петров пишет в своей критической  статье «Художественная проза Пушкина»:"Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта ("Барышня-крестьянка") Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

В «Повестях  Белкина» А. С. Пушкин с глубоким проникновением в характер человека правдиво изображает реальность, и кладет конец семинтализму, царившему в современной ему прозе. Он заменяет созданные сюжетные ситуации сентиментальной повести на реальные бытовые картины.

Повесть Пушкина  наполнена глубоким гуманизмом, что  ставит чувствительную сентиментальность  на ступень ниже. Нравоучительно-моральный  язык сентиментальной прозы сменяются  простым повествованием. Пушкин кладет начало реализму, пришедшему на смену  сентиментализма.

Пушкин  жалел «маленького человека», наделял  его телыми человеческими чувствами,показывал нам всю мещанскую узость запросов, восприятие мира глазами низких слоев.

А. Грушкин в статье «Образ народного героя в тврочестве Пушкина 30х годов» подчеркивает характерность типа француза-учителя в «Дубровском»:

«У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег  в пять лет могу скопить маленький  капитал, -- достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты».

Изредка Александр Сергеевич Пушкин превращает «маленького человека» в народного героя.  Вновь обратимся к статье А. Грушкина:

 «В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

... Я здоров, и  сына Яна 
Мне хозяйка родила.

Далее он сообщает и о других новостях будничного, трудового обихода в эпическом  деловом тоне, со всеми подробностями:

Дочь моя живет  в Лизгоре; 
С мужем ей не скучно там, 
Тварк ушел давно уж в море, 
Жив, иль нет, узнаешь сам.

Но в будничный, незатейливый быт „маленького человека“  неожиданно врываются черты мужественной боевой героики. Оказывается, что и  с мальчуганом, которого родила „хозяйка“, связываются далеко не идиллические ассоциации:

Деду в честь  он назван Яном: 
Умный мальчик у меня; 
Уж владеет ятаганом 
И стреляет из ружья».

Герой «Песен», «маленький человек», возвеличенный освободительной свободой. Тем самым Пушкин создает образ, перерастающий рамки дворянкой идологии. 

СРАВНЕНИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО  ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ПУШКИНА И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ДРУГИХ АВТОРОВ

«Маленький  человек» в произведениях  А. С. Грибоедова

Александр Сергеевич  Грибоедов – писатель, восхищавшийся  образом маленького человека еще  до А.С. Пушкина.

Столкновение «века  нынешнего» и «века минувшего» показано в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Перед нами предстают две категории людей. Первые – люди, понимающие, к чему придет Россия, если все будет продолжаться таковым, каким является, без каких либо изменений. Вторые же – представители дворянства, вполне довольные своей жизнью, с отсутствием желания менять что либо. Они не только не хотят перемен, но и препятствию воплощению в жизнь идей представителей «века нынешнего». Два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. Молчалин, которого можно отнести к разряду «маленьких людей» пребывает в фамусовском мире. Этот человек с детства усвоил правило угождать всем. Он прекрасно понимает все то, что его окружает. Он ведет себя так, как общество предпочитает, тем самым подчиняясь его законам «ведь нынче любят бессловестных». Все ведет к тому, что он становиться неотъемлемой частью этого общества, правой рукой своего начальника, что означает хорошую карьеру в самое ближайшее время. Второй шаг заключается в обретении связей с всеми высоко уважаемым человеком. Софья, влюбленная не в Молчалина, а в идеал, который сама выдумала, не видит истинного лица Молчалина, при всем идеализируя его.

На самом деле Молчалин - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед чем не остановится  ради достижения своей цели. Его  представление о счастье весьма однобоко: богатство, удачная карьера, весомое положение в обществе. Молчалин, в изображении Грибоедова, не только жалок и противен, но и опасен и совсем не похож на героев Пушкина.

Образ маленького человека у Н.В. Гоголя

У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Он продолжение того образа, заложенного Александром Сергеевичем. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его душу. Поэтому истории, подобные к "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость.

«...В большом  холодном городе ужасно бедствует мелкий служащий. Никто не ценит его старательности, умения и честности. Года нужд привели  к тому, что он больше не может  выглядеть пристойно, как того требует  его служба. Ценой нечеловеческих усилий он приобретает новую одежду, будто восстанавливает в себе утраченное достоинство, но счастье  длится недолго: новую одежду злоумышленники подменяют лохмотья с чужого плеча. От горя этот мужчина умирает. Смерть освобождает от службы, но не от служения, которое есть смыслом бытия для  него. Он блуждает ночью городом, отыскивая  то, что утратил. И более ничего. Ему не нужно чужого»

Образ «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов, в  отличие от многих других писателей, ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Он одним из первых русских  прозаиков затронул тему "маленького человека". Образ Максима Максимовича  незабываем. Впервые мы встречаем  его в повести "Бэла". Рассказчик в пути встречает пожилого офицера, который дает ему полезные советы. Это и есть Максим Максимович. Он довольно долго прожил на Кавказе, и  это значит, что он очень хорошо знает местные нравы, порядки, обычаи. С первого взгляда он располагает  к себе читателя.

По происхождению  Максим Максимович дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства. Без влиятельных  связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Этот человек не привык заискивать перед сильными мира сего. Его слова звучат честно и искренне.

Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных  чувствах Печорина. Но одно правило  он знает твердо - людей обижать  нельзя. Весь его протест выражается в том, что в присутствии Печорина он стал надевать мундир, перестал принимать  его как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что  он виноват в смерти Бэлы не меньше Печорина, и внутренне постоянно  казнит себя за это. Бэла и Печорин  заменили ему семью, которой у  него никогда не было. Но все же среда, к которой он привык, в которой  он живет, оставила свой отпечаток в  его душе и в манере поведения. Добрый, принимающий все близко к сердцу, храбрый, находчивый человек из народа - вот кто таков Максим Максимович. Лермонтов изобразил его не оскорбленным и униженным, хотя в глубине души читателя все равно проскальзывает жалость. Мы, читатели, чувствуем, что Лермонтов любит своего героя, Взгляд его на "маленького человека" такой же, как у А.С.Пушкина. И сам Максим Максимович во многом напоминает капитана Миронова.

Информация о работе Тема «маленького человека» в литературных произведениях русской литературы